Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Развитие творческого мышления и воображения посредством использования ТРИЗ-технологии в учебно-воспитательном процессе

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Мусина Эльвира Фаритовна, специальность — учитель начальных классов, школа-лицей «Дарын», педагогический стаж 18 лет, г. Петропавловск СКО

Фото с сайта 900igr.net

Обобщение педагогического опыта

Введение

 

Каждая человеческая способность подобна мускулу: развивается от упражнения и атрофируется от бездействия
Д. И. Писарев

Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.

Сущность творчества — в предугадывании результата, правильно поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности.

Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело — задача, то более, то менее трудная.

При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопаставлять и анализировать, находить связи и зависимости — все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Прежде, чем говорить о теории развития творческих способностей детей в практической деятельности, необходимо определить понятие «способности», т. к. каждый ребенок талантлив от рождения, каждый фантазер и выдумщик, только впоследствии он теряет эти способности, потому что их вовремя до конца не развили.

— «У меня нет воображения», — говорим мы, будучи взрослыми. Просто мы его спрятали в детстве за не надобностью, не стали развивать дальше. Мы перестали видеть окружающий мир, искусство, красоту, которые нас окружают и перестали их понимать, когда теряли свою фантазию и воображение.

Способности это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

По мнению Б. М. Теплова, В. М. Русалова «способности» существуют в постоянном развитии. Только благодаря постоянным упражнениям, связанными с систематическими занятиями, такими сложными видами человеческой деятельности, как художественное творчество и техническое, мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

Творческие способности — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Если деятельность ребенка носит творческий характер, то она постоянно заставляет думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом, как средство проверки и развития способностей. Творческая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к знанию, к приложению усилий. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности в достигнутых успехах.

Подходы к решению проблемы выявления и развития творческих способностей и в отечественной, и в зарубежной педагогической психологии весьма разнообразны. За рубежом для характеристики творческих способностей личности чаще всего используют понятие «креативности». Креативность — способность порождать множество оригинальных идей. Более того, это понятие соотносится с творческим мышлением, так как критерии творческого мышления и креативности личности весьма сходны.

В отечественной педагогике творчество и творческие способности рассматриваются более широко и гибко. Только творческое мышление не отражает всех аспектов творческой направленности личности. В творчестве не менее важно и восприятие, и воображение, тем более — фантазия.

Нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями.

«Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействие».

Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности с 1-го класса.

Кому нужны творческие способности?

Ускорение научно-технического прогресса будет зависеть от количества и качества, творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа.

Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие в большей, но обязательно все. Готовя детей к будущему, мы должны готовить их к творческой деятельности. Откуда же взять столько талантливых и способных? Природа — все знают, не щедра на таланты. Они как алмазы, встречаются редко…

Объектом исследования данного опыта является учебно-воспитательный процесс, а именно процесс развития творческого мышления и воображения у детей младших классов. Цель данного исследования: воспитание творческой личности, подготовленной к решению проблем в различных сферах деятельности.

Задачи:

1) Раскрыть основные положения теории решения изобретательских задач.
2) Определить особенности данной методики, привести примеры.
3) Включить элементы ТРИЗ-технологии в учебно-воспитательный процесс.

1. Развитие интереса к творчеству

Детские творческие игры — явление многообразное. Их содержание усложняется и развивается в том случае, если они увлекают детей. С помощью творческой игры можно достичь больших успехов в воспитательно-образовательной работе с детьми.

Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для детей качества: активность, самостоятельность.

Руководство творческими играми приобретает важное значение, но встречаются определенные трудности.

Педагог должен учитывать многие факторы, которые развивают ребенка, — его интересы, личные качества, навыки общественного поведения.

Формируя интерес к играм, необходимо читать и рассказывать детям произведения художественной литературы, рассматривать иллюстрации к этим произведениям, показывать диафильмы.

Нужно, чтобы педагог являлся активным участником игр. Также можно перед игрой показать различные спектакли. Педагог должен поощрять инициативу детей, руководить игрой, включая в игру всех желающих. Это все нужно для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения.

Сказанное позволяет сформулировать основные функции игры:

  1. Функция формирования устойчивого интереса, снятие напряжения;
  2. Функция формирования творческих способностей;
  3. Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки.

Организовать и провести игру — задача достаточно сложная.

Можно выделить следующие основные условия проведения игр:

  1. Наличие у педагога определенных знаний и умений.
  2. Выразительность проведения игр. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.
  3. Необходимость включение педагога в игру.
  4. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей.
  5. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.
  6. Использование в игре наглядности, что обеспечивает интерес у детей.

Любые игры только тогда дают результаты, когда дети играют с удовольствием. Так же и творчество — это всегда интерес, увлечение и даже страсть.

Но этот интерес легко притупить не только небольшим нажимом, но даже просто «перебарщиванием», что она стала надоедать. Поэтому никогда не следует доводить занятие играми до пресыщения, до того, что дети не хотят играть. Заканчивать игру нужно, как только промелькнет первый признак потери интереса к ней, но пообещайте, что завтра или в другой раз поиграем побольше, чтобы впереди была приятная перспектива — завтрашняя радость, интерес.

Мудрые педагоги всегда следуют правилу: «Ничего не делать из того, что бы могли сделать самостоятельно дети». Как ни странно это звучит, но нельзя не признать, что дорога к счастью лежит через усилие как способ обретать множество умений, открывать истину и научиться творчеству. [13].

 

Если мы хотим научить думать, то прежде мы должны научить придумывать.
Дж. Родари

Правила игры

1.Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому. Каждый успех малыша — это обоюдное достижение: и ваше; и его. Понаблюдайте, как довольны, бывают дети, если им удастся нас рассмешить или обрадовать.

2.Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятия играми до пресыщения.

3.Развивающие игры — игры творческие.

4.Увлечения детей приходят «воинами», поэтому, когда у ребенка остывает интерес к игре, «забывайте» об игре.

5.Для самых маленьких оживляйте игру сказкой или рассказом, придумывайте, фантазируйте, пока ребенка не начнет увлекать сам процесс.

1.1. Использование приемов и методов ТРИЗ-технологии

Есть великая формула «дедушки» космонавтики К. Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные».

Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта.

Наша обязанность — помочь ребенку встать на этот путь.

Методы — это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.

Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей.

В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам:

  • научности
  • систематичности
  • последовательности
  • доступности
  • наглядности
  • активности
  • прочности
  • индивидуального подхода

Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.

В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением. Однако при «тризовском» обучении перед учащимися не только ставятся проблемы, но предлагаются инструменты для их решения, что помогает достижению успешности в решении проблемных задач.

Главным при обучении является направленность и управляемость творческих процессов, в качестве методов используются как неалгоритмические методы активизации воображения, так и алгоритмизированные приемы фантазирования, разработанные в ТРИЗ.

К неалгоритмическим методам активизации воображения относятся метод мозгового штурма, морфологический анализ, метод фокальных объектов, синектика.

Наиболее известным и широко применяемым методом генерирования новых идей является метод мозгового штурма, предложенный американским инженером А. Осборном. Суть мозгового штурма — совместный поиск вариантов решения проблем преимущественно на основе интуиции с последующей экспертизой идей, при этом поощряются неожиданные и фантастические предложения.

Метод позволяет избежать инерционной направленности поиска, активизирует ассоциативные способности человека. Известен ряд модификаций мозгового штурма: групповое решение задач, конференция идей, массовая мозговая атака и т. д., отличительной особенностью которых является отделение процесса генерации идей от их критики и оценки.

В результате обучения методом мозгового штурма у младших школьников появляется желание обсудить какую-либо идею с другими, в речи активно используются высказывания типа: «Давайте подумаем вместе…», «А как сделать, чтобы…», «Что произойдет, если…». При этом дети приучаются выслушивать различные варианты ответов, конструктивно обсуждать возникающие проблемы; выдвигать множество разнообразных идей, оценивать идеи с различных точек зрения и выбирать наиболее продуктивные.

При этом генерирование идей происходит хаотично, наугад, что не позволяет последовательно рассмотреть имеющиеся предложения. Для систематизации перебора возможных вариантов используется метод морфологического анализа. Применение морфологического анализа позволяет развивать комбинаторные умения, дает возможность получать большое количество вариантов ответа в рамках заданной темы, создает условия для оценки полученных идей.

Назначение метода фокальных объектов — преобразование заданного объекта, находящегося в «фокусе» внимания (отсюда и название метода) через установление ассоциативных связей с признаками других объектов («случайными). В результате фантазирования получаются объекты, обладающие необычными свойствами. Обязательным в обучении является анализ практического применения полученных проектов: «А где можно использовать такой объект? Для чего он может понадобиться? Чем новый, усовершенствованный объект лучше прежнего?». Подобный анализ позволяет избегать ситуации «фантазирование ради фантазирования» и приучает учащихся к осмысленности и целенаправленности при создании нового.

В основе метода синектика лежит использование различных аналогий: прямой, личностной (эмпатии), символической, фантастической. При использовании прямой аналогии происходит перенос решения из другой области знаний; применяя эмпатию, человек должен «вжиться» в образ изменяемого объекта и на основе полученных чувственных ассоциаций предложить решение проблемы; в ходе использования символической аналогии изменяемый объект описывается при помощи метафоры, поэтического образа; фантастическая аналогия предполагает изменение объекта в фантастических условиях без реальных ограничений, когда «возможно все».

Обучение младших школьников при помощи метода синектика предполагает в основном использование личной аналогии, что развивает умение рассматривать объекты и ситуации с различных точек зрения, менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных педагогом условий, воспитывает чувство сопереживания, взаимопонимания, толерантности.

К достоинствам неалгоритмических методов генерирования идей можно отнести доступность в освоении, увеличение количества новых идей, возможность решения несложных задач, что позволяет их использовать при развитии воображения в начальной школе.

Г. С. Альтшуллером разработаны по аналогии с типовыми приемами разрешения противоречий, используемыми в ТРИЗ, типовые приемы фантазирования, обучение которым позволяет выходить на уровень управляемого творческого процесса.

Выделяются следующие приемы фантастического преобразования объектов: увеличение — уменьшение, дробление — объединение, динамизация — статика, ускорение — замедление, специализация — универсализация, прием оживление, прием преобразования времени; прием наоборот и др.

Развитие творческого воображения младших школьников предполагает использование в обучении алгоритмических процедур создания творческих продуктов: сочинение загадок (методика А. А. Нестеренко), составление загадок «да-нетка» по литературным произведениям (методика Т. А. Сидорчук), придумывание рассказа по картинке (методика И. Н. Мурашковской), синтез подвижных игр (методика М. С. Гафитулина, С. В. Сычева).

Алгоритм сочинения загадок А. А. Нестеренко благодаря своей универсальности может использоваться на протяжении всего периода обучения.

Последовательность этапов сочинения загадки:

  1. Выбрать объект, про который будет придумываться загадка.
  2. Описать несколько характерных признаков (сравнений) данного объекта.
  3. Исключить объекты, обладающие такими же признаками.
  4. Отредактировать полученную загадку (можно сделать ее ритмичной или рифмованной).

Для наглядности в начальный период обучения рекомендуется использовать опорные схемы:

  • загадки по признакам:

    какой?

    что такое же?

    HO

    НE

  • загадки по действиям:

что делает?

что делает то же действие?

HO

НE

 

  • загадки по ассоциации:

на что похоже?

чем отличается?

KAK

A НE

Загадка «да-нетка» по сюжету литературных произведений представляет собой описание ситуации как можно в более общем виде, предполагающим вероятность нескольких литературных сюжетов, среди которых нужно выбрать загаданный; при этом вопросы для отгадывания должны быть построены таким образом, чтобы ведущий мог ответить только «да» или «нет»; вопросы должны относится к характерным признакам литературного произведения, чтобы ответ на них позволял сужать поле поиска.

В качестве опоры используется схема Т. А. Сидорчук для построения загадки:

Кто?

Какой? или Что делает?

Чем все закончилось?

Ответ на вопрос дается местоимением

Ответ на вопрос предусматривает название конкретного признака или действия

Ответ на вопрос дается в общем виде

Методика сочинений по картине И. Н. Мурашковской (в первом классе — устных рассказов по сюжетной картинке, во 2–4 классах — письменных творческих работ по плану, по опорным словам, по определенной теме) отличается от традиционной прежде всего активизацией словарного запаса учащихся, использованием различных каналов восприятия, рассмотрением сюжета картины в динамике:

Название этапа

Формулировка задания для детей

Аналитический: состав картины

— Назовите все предметы, которые вы видите на картине (ответы детей учитель на доске записывает в виде символических рисунков или словами)

Восприятие объектов через разные органы чувств

— Представьте себе, что вы оказались внутри этой картины. Какие звуки вы бы могли услышать? (Какие бы уловили запахи? Что можно было бы попробовать на вкус? Что почувствуете, если дотронетесь до…)

Использование выразительных средств речи (составление загадок и метафор).

— Придумайте, на что похож …
— С чем можно сравнить …
— Назовите, какие признаки есть у …
— Что может делать …

Преобразование сюжета во времени

— Что могло быть перед тем, как… (называется ситуации, изображенные на картине).
— Что произойдет после того, как…

Восприятие сюжета с разных точек зрения

— Придумайте рассказ от лица … (называется как одушевленный, так и неодушевленный объект).
— Опишите, что думает …, если он сейчас (заболел, или обрадовался, или торопится, или ему одиноко…)

Смысловая характеристика картины

— Выберите и объясните, какая из предложенных пословиц может быть названием картины (учитель предлагает 4-5 пословиц различной тематики)

Применяя приемы ТРИЗ-технологии я наблюдаю, как дети с большим интересом осваивают предложенные алгоритмы и успешно применяют их в самостоятельной учебной деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности и мотивации учащихся, предоставляет младшим школьникам возможность успешной самореализации.

Заключение

Универсальные творческие способности — это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном детстве.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

  1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.
  2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.
  3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.
  4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т. д.
  5. Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
  6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Для развития творческих качеств личности я предлагаю меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей школьников:

  1. Введение в образовательную программу школьных учреждений специальных занятий, направленных на развитие творческих способностей.
  2. На уроках по рисованию, музыке, трудового обучения давать детям задания творческого характера, вводить использование приемов ТРИЗ-технологии.
  3. Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.
  4. Работа с родителями. В тематические разработки родительских собраний включать приемы ТРИЗ-технологии.

Как показывает мой опыт, что младшие школьники к концу обучения в начальной школе, овладевая приемами ТРИЗ-технологии обучаются способам организации творческого труда, научаться сочинять загадки, метафоры, сказки, освоят приемы фантазирования, научатся преодолевать психологическую инерцию. У ребят появится стремление к новизне.

Выполняя разнообразные виды деятельности, дети создают собственные творческие продукты. Даже самый слабый ребенок всегда может почувствовать свою значимость, поверит в свои силы, ощутит себя создателем. А «вознаграждением» служит радость от творчества, чувства «Я могу», «Я умею». Использование приемов ТРИЗ способствует мотивации учебной деятельности, росту познавательного интереса, и как следствие, повышает качество знаний учащихся.

Обращение к необычному дает возможность учителям и ученикам ощутить радость труда при каждом творческом достижении!

Итак, на творческий урок — за счастьем!

Библиографический список:

  1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С. Ю. Детство творческой личности. — СПб.: издательство Буковского, 1994. 60стр.
  2. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). — Дошкольное воспитание. — 1994 № 1. стр. 17–19.
  3. Веракса Н. Е. Диалектическое мышление и творчество. — Вопросы психологии. — 1990 № 4. стр. 5–9.
  4. Выготский Л. Н. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991.
  5. Гин С. И. Мир фантазии. — М.: Вита-Пресс, 2001. 3–113 стр.
  6. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. — М.Мир, 1992. стр. 435–442.
  7. Дьяченко О.М., Веракса Н. Е. Чего на свете не бывает. — М.: Знание, 1994. 157стр.
  8. Ефремов В. И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. — Пенза: Уникон-ТРИЗ.
  9. Заика Е. В. Комплекс игр для развития воображения. — Вопросы пси¬хологии. — 1993 № 2. стр. 54–58.
  10. Левин В. А. Воспитание творчества. — Томск: Пеленг, 1993. 56 стр.
  11. Лук А. Н. Психология творчества. — Наука, 1978. 125 стр.
  12. Мурашковская И. Н. Когда я стану волшебником. — Рига: Эксперимент, 1994. 62 стр.
  13. Щуркова Н.Е., Павлова Е. П. Воспитание счастьем, счастье воспитания. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. 110 стр.

Приложение №1 Календарно-тематическое планирование кружка «Мир фантазии»

Смотреть в формате PDFСмотреть в формате PDF

Приложение №2 Родительское собрание «Поговорим о дружбе»

Смотреть в формате PDFСмотреть в формате PDF

Категория: