Развитие творческого мышления и воображения посредством использования ТРИЗ-технологии в учебно-воспитательном процессе
Мусина Эльвира Фаритовна, специальность — учитель начальных классов, |

Обобщение педагогического опыта
Введение
Каждая человеческая способность подобна мускулу: развивается от упражнения и атрофируется от бездействия |
Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.
Сущность творчества — в предугадывании результата, правильно поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности.
Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело — задача, то более, то менее трудная.
При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот
Прежде, чем говорить о теории развития творческих способностей детей в практической деятельности, необходимо определить понятие «способности»,
— «У меня нет воображения», — говорим мы, будучи взрослыми. Просто мы его спрятали в детстве за не надобностью, не стали развивать дальше. Мы перестали видеть окружающий мир, искусство, красоту, которые нас окружают и перестали их понимать, когда теряли свою фантазию и воображение.
Способности это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
По мнению
Творческие способности — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
Если деятельность ребенка носит творческий характер, то она постоянно заставляет думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом, как средство проверки и развития способностей. Творческая деятельность всегда связана с созданием
Подходы к решению проблемы выявления и развития творческих способностей и в отечественной, и в зарубежной педагогической психологии весьма разнообразны. За рубежом для характеристики творческих способностей личности чаще всего используют понятие «креативности». Креативность — способность порождать множество оригинальных идей. Более того, это понятие соотносится с творческим мышлением, так как критерии творческого мышления и креативности личности весьма сходны.
В отечественной педагогике творчество и творческие способности рассматриваются более широко и гибко. Только творческое мышление не отражает всех аспектов творческой направленности личности. В творчестве не менее важно и восприятие, и воображение, тем более — фантазия.
Нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями.
«Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействие».
Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности с
Кому нужны творческие способности?
Ускорение
Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие в большей, но обязательно все. Готовя детей к будущему, мы должны готовить их к творческой деятельности. Откуда же взять столько талантливых и способных? Природа — все знают, не щедра на таланты. Они как алмазы, встречаются редко…
Объектом исследования данного опыта является
Задачи:
1) Раскрыть основные положения теории решения изобретательских задач.
2) Определить особенности данной методики, привести примеры.
3) Включить элементы
1. Развитие интереса к творчеству
Детские творческие игры — явление многообразное. Их содержание усложняется и развивается в том случае, если они увлекают детей. С помощью творческой игры можно достичь больших успехов в
Детское творчество особенно ярко проявляется в
Руководство творческими играми приобретает важное значение, но встречаются определенные трудности.
Педагог должен учитывать многие факторы, которые развивают ребенка, — его интересы, личные качества, навыки общественного поведения.
Формируя интерес к играм, необходимо читать и рассказывать детям произведения художественной литературы, рассматривать иллюстрации к этим произведениям, показывать диафильмы.
Нужно, чтобы педагог являлся активным участником игр. Также можно перед игрой показать различные спектакли. Педагог должен поощрять инициативу детей, руководить игрой, включая в игру всех желающих. Это все нужно для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения.
Сказанное позволяет сформулировать основные функции игры:
- Функция формирования устойчивого интереса, снятие напряжения;
- Функция формирования творческих способностей;
- Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки.
Организовать и провести игру — задача достаточно сложная.
Можно выделить следующие основные условия проведения игр:
- Наличие у педагога определенных знаний и умений.
- Выразительность проведения игр. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.
- Необходимость включение педагога в игру.
- Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей.
- Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.
- Использование в игре наглядности, что обеспечивает интерес у детей.
Любые игры только тогда дают результаты, когда дети играют с удовольствием. Так же и творчество — это всегда интерес, увлечение и даже страсть.
Но этот интерес легко притупить не только небольшим нажимом, но даже просто «перебарщиванием», что она стала надоедать. Поэтому никогда не следует доводить занятие играми до пресыщения, до того, что дети не хотят играть. Заканчивать игру нужно, как только промелькнет первый признак потери интереса к ней, но пообещайте, что завтра или в другой раз поиграем побольше, чтобы впереди была приятная перспектива — завтрашняя радость, интерес.
Мудрые педагоги всегда следуют правилу: «Ничего не делать из того, что бы могли сделать самостоятельно дети». Как ни странно это звучит, но нельзя не признать, что дорога к счастью лежит через усилие как способ обретать множество умений, открывать истину и научиться творчеству. [13].
Если мы хотим научить думать, то прежде мы должны научить придумывать. |
Правила игры
1.Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому. Каждый успех малыша — это обоюдное достижение: и ваше; и его. Понаблюдайте, как довольны, бывают дети, если им удастся нас рассмешить или обрадовать.
2.Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятия играми до пресыщения.
3.Развивающие игры — игры творческие.
4.Увлечения детей приходят «воинами», поэтому, когда у ребенка остывает интерес к игре, «забывайте» об игре.
5.Для самых маленьких оживляйте игру сказкой или рассказом, придумывайте, фантазируйте, пока ребенка не начнет увлекать сам процесс.
1.1. Использование приемов и методов ТРИЗ-технологии
Есть великая формула «дедушки» космонавтики
Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта.
Наша обязанность — помочь ребенку встать на этот путь.
Методы — это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.
Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей.
В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам:
- научности
- систематичности
- последовательности
- доступности
- наглядности
- активности
- прочности
- индивидуального подхода
Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.
В основе используемых в
Главным при обучении является направленность и управляемость творческих процессов, в качестве методов используются как неалгоритмические методы активизации воображения, так и алгоритмизированные приемы фантазирования, разработанные в ТРИЗ.
К неалгоритмическим методам активизации воображения относятся метод мозгового штурма, морфологический анализ, метод фокальных объектов, синектика.
Наиболее известным и широко применяемым методом генерирования новых идей является метод мозгового штурма, предложенный американским инженером А. Осборном. Суть мозгового штурма — совместный поиск вариантов решения проблем преимущественно на основе интуиции с последующей экспертизой идей, при этом поощряются неожиданные и фантастические предложения.
Метод позволяет избежать инерционной направленности поиска, активизирует ассоциативные способности человека. Известен ряд модификаций мозгового штурма: групповое решение задач, конференция идей, массовая мозговая атака
В результате обучения методом мозгового штурма у младших школьников появляется желание обсудить
При этом генерирование идей происходит хаотично, наугад, что не позволяет последовательно рассмотреть имеющиеся предложения. Для систематизации перебора возможных вариантов используется метод морфологического анализа. Применение морфологического анализа позволяет развивать комбинаторные умения, дает возможность получать большое количество вариантов ответа в рамках заданной темы, создает условия для оценки полученных идей.
Назначение метода фокальных объектов — преобразование заданного объекта, находящегося в «фокусе» внимания (отсюда и название метода) через установление ассоциативных связей с признаками других объектов («случайными). В результате фантазирования получаются объекты, обладающие необычными свойствами. Обязательным в обучении является анализ практического применения полученных проектов: «А где можно использовать такой объект? Для чего он может понадобиться? Чем новый, усовершенствованный объект лучше прежнего?». Подобный анализ позволяет избегать ситуации «фантазирование ради фантазирования» и приучает учащихся к осмысленности и целенаправленности при создании нового.
В основе метода синектика лежит использование различных аналогий: прямой, личностной (эмпатии), символической, фантастической. При использовании прямой аналогии происходит перенос решения из другой области знаний; применяя эмпатию, человек должен «вжиться» в образ изменяемого объекта и на основе полученных чувственных ассоциаций предложить решение проблемы; в ходе использования символической аналогии изменяемый объект описывается при помощи метафоры, поэтического образа; фантастическая аналогия предполагает изменение объекта в фантастических условиях без реальных ограничений, когда «возможно все».
Обучение младших школьников при помощи метода синектика предполагает в основном использование личной аналогии, что развивает умение рассматривать объекты и ситуации с различных точек зрения, менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных педагогом условий, воспитывает чувство сопереживания, взаимопонимания, толерантности.
К достоинствам неалгоритмических методов генерирования идей можно отнести доступность в освоении, увеличение количества новых идей, возможность решения несложных задач, что позволяет их использовать при развитии воображения в начальной школе.
Выделяются следующие приемы фантастического преобразования объектов: увеличение — уменьшение, дробление — объединение, динамизация — статика, ускорение — замедление, специализация — универсализация, прием оживление, прием преобразования времени; прием наоборот и др.
Развитие творческого воображения младших школьников предполагает использование в обучении алгоритмических процедур создания творческих продуктов: сочинение загадок (методика
Алгоритм сочинения загадок
Последовательность этапов сочинения загадки:
- Выбрать объект, про который будет придумываться загадка.
- Описать несколько характерных признаков (сравнений) данного объекта.
- Исключить объекты, обладающие такими же признаками.
- Отредактировать полученную загадку (можно сделать ее ритмичной или рифмованной).
Для наглядности в начальный период обучения рекомендуется использовать опорные схемы:
- загадки по признакам:
какой?
что такое же?
HO
НE
- загадки по действиям:
что делает? |
что делает то же действие? |
HO |
НE |
- загадки по ассоциации:
на что похоже? |
чем отличается? |
KAK |
A НE |
Загадка
В качестве опоры используется схема
Кто? |
Какой? или Что делает? |
Чем все закончилось? |
Ответ на вопрос дается местоимением |
Ответ на вопрос предусматривает название конкретного признака или действия |
Ответ на вопрос дается в общем виде |
Методика сочинений по картине
Название этапа |
Формулировка задания для детей |
Аналитический: состав картины |
— Назовите все предметы, которые вы видите на картине (ответы детей учитель на доске записывает в виде символических рисунков или словами) |
Восприятие объектов через разные органы чувств |
— Представьте себе, что вы оказались внутри этой картины. Какие звуки вы бы могли услышать? (Какие бы уловили запахи? Что можно было бы попробовать на вкус? Что почувствуете, если дотронетесь до…) |
Использование выразительных средств речи (составление загадок и метафор). |
— Придумайте, на что похож … |
Преобразование сюжета во времени |
— Что могло быть перед тем, как… (называется ситуации, изображенные на картине). |
Восприятие сюжета с разных точек зрения |
— Придумайте рассказ от лица … (называется как одушевленный, так и неодушевленный объект). |
Смысловая характеристика картины |
— Выберите и объясните, какая из предложенных пословиц может быть названием картины (учитель предлагает 4-5 пословиц различной тематики) |
Применяя приемы
Заключение
Универсальные творческие способности — это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода.
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном детстве.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
- Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.
- Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.
- Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.
- Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом
и т. д. - Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
- Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
Для развития творческих качеств личности я предлагаю меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей школьников:
- Введение в образовательную программу школьных учреждений специальных занятий, направленных на развитие творческих способностей.
- На уроках по рисованию, музыке, трудового обучения давать детям задания творческого характера, вводить использование приемов
ТРИЗ-технологии . - Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.
- Работа с родителями. В тематические разработки родительских собраний включать приемы
ТРИЗ-технологии .
Как показывает мой опыт, что младшие школьники к концу обучения в начальной школе, овладевая приемами
Выполняя разнообразные виды деятельности, дети создают собственные творческие продукты. Даже самый слабый ребенок всегда может почувствовать свою значимость, поверит в свои силы, ощутит себя создателем. А «вознаграждением» служит радость от творчества, чувства «Я могу», «Я умею». Использование приемов ТРИЗ способствует мотивации учебной деятельности, росту познавательного интереса, и как следствие, повышает качество знаний учащихся.
Обращение к необычному дает возможность учителям и ученикам ощутить радость труда при каждом творческом достижении!
Итак, на творческий урок — за счастьем!
Библиографический список:
- Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов
С. Ю. Детство творческой личности. — СПб.: издательство Буковского, 1994. 60стр. - Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). — Дошкольное воспитание. — 1994 № 1. стр. 17–19.
- Веракса
Н. Е. Диалектическое мышление и творчество. — Вопросы психологии. — 1990 № 4. стр. 5–9. - Выготский
Л. Н. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991. - Гин
С. И. Мир фантазии. — М.:Вита-Пресс , 2001. 3–113 стр. - Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. — М.Мир, 1992. стр. 435–442.
- Дьяченко О.М., Веракса
Н. Е. Чего на свете не бывает. — М.: Знание, 1994. 157стр. - Ефремов
В. И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. — Пенза:Уникон-ТРИЗ . - Заика
Е. В. Комплекс игр для развития воображения. — Вопросы пси¬хологии. — 1993 № 2. стр. 54–58. - Левин
В. А. Воспитание творчества. — Томск: Пеленг, 1993. 56 стр. - Лук
А. Н. Психология творчества. — Наука, 1978. 125 стр. - Мурашковская
И. Н. Когда я стану волшебником. — Рига: Эксперимент, 1994. 62 стр. - Щуркова Н.Е., Павлова
Е. П. Воспитание счастьем, счастье воспитания. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. 110 стр.
Приложение №1 Календарно-тематическое планирование кружка «Мир фантазии»
Приложение №2 Родительское собрание «Поговорим о дружбе»
- 16486 просмотров