Развитие музыкально-слуховых способностей в процессе учебно-исполнительской деятельности
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- РњРѕР№ Р В Р’В Р РЋРЎв„ўР В Р’В Р РЋРІР‚ВВВВВВВВРЎР‚
- LiveJournal
- Viber
- Skype
- Telegram
Сазанбекова Любовь Мироновна преподаватель по классу фортепиано первой категории КГКП «Детская музыкальная школа № 2 г. Сатпаев» пос. Весовая |

«…чем больше уверенность музыкальная, тем меньше будет неуверенность техническая»
Г. Нейгауз.
Обращаясь к проблемам фортепианного обучения, мы и здесь должны обозначить музыкально — слуховое развитие, как одну из важнейших его целей, что, к сожалению, не всегда имеет место в практике преподавания. Для решения этой проблемы необходимо, прежде всего проанализировать следующие вопросы: 1. Что в музыкальном слухе как способности, даёт основания для решения поставленной задачи? 2. Как сама исполнительская деятельность в общении с фортепиано влияет на развитие музыкального слуха, а значит как педагог сможет устранить недостатки и использовать преимущества и инструмента, и учебного процесса? Чтобы ответить на первый вопрос рассмотрим музыкальный слух как способность.
Музыкальный слух, как и любая способность — сложное образование, в котором обязательно присутствуют индивидуальные природные качества. Способность эта проявляется и эффективно развивается в процессе обучения и тесно связана с другими качествами личности (характером, волей
Это создаёт уникальные условия для развития полифонического слуха. Предоставляется возможность постоянной работы над приучением слышать музыкальную ткань разделить её на голоса и планы, и объединять их в представлении и живом звучании. Это значит, что в работу подключится, и будет развиваться внутренний слух. Говоря о внутренне слуховых представлениях, следует отметить то, что они не только слуховые, но и двигательные. Поэтому с самого начала обучения педагог должен заботиться о формировании прочных слуходвигательных связей, при которых слух воспитывает руку пианиста, и она становится «слышащей» рукой. Наконец, самая существенная особенность слуха пианиста — его педальный слух. Педали в учебной практике уделяется обычно недостаточное внимание, хотя педагог фортепиано должен постоянно помнить о том, что «педаль — душа рояля» (
Мелодический слух. На первых уроках, где только начинается общение с инструментом, ребёнка уже вводят в мир мелодических образов. Ученик на протяжении одного — двух месяцев обучения исполняет лишь одноголосные мелодии. Прочтение литературного текста ассоциируется у ученика первого класса с уже приобретёнными понятиями, а «прочтение» самой простой мелодии превращается просто в исполнение нот, лишенных музыкального смысла. Поэтому основой образного содержания мелодии является живая мелодическая интонация. Мелодический слух — это способность полно и убедительно раскрыть эмоционально — психологическую сущность одноголосного изложения музыкальной мысли. Это способность восприятия и воспроизведения мелодии не просто как ряд звуков, а как ряд интервалов, передающих настроение и содержание. Развитие мелодического слышания в учебном процессе идёт по двум направления.
1.Работа над музыкальной интонацией как над словами — понятиями в речи. Для ученика не должно быть безразлично на какой интервал шагает мелодия — близкий или далёкий, консонанс или диссонанс
2.Другое направление работы — восприятие и воспроизведение мелодического целого. Эта работа воспитывает «горизонтальный слух» — способность проникать слухом далеко вперёд, ощущать любой звуковой миг в его взаимосвязи с предыдущим и последующим, объединять их «арками» — близкими и далёкими. Наиболее целесообразный путь (по Э.Курту), достижение горизонтального слышания мелодии — окинув взглядом большое протяжение мелодии. Внутренним слухом представить его целостное звучание и исполнительски наметить связи на большие расстояния, «организовывать крупные волны движения». Но главная работа над фразами и их объединение в мелодическое целое — начало, подъём, кульминация, спад; выявить эмоционально — смысловую роль цезур, уяснение характера фраз между собой. Гармонический слух. В широком смысле гармонический слух — это способность слышать, понимать художественно — выразительный смысл, наслаждаться многоголосием в музыкальном произведении. Так как
Отметим некоторые актуальные методические приёмы развития гармонического слышания. При изучении тех контиленных произведений, где мелодия движется длинными нотами, а аккомпанемент заполнен подвижными гармоническими фигурациями, у ученика часто стирается ощущение гармонической вертикали, и особенно гармонических переходов. Поэтому полезно в процессе работы временно видоизменять фактуру сопровождения, проигрывая её в аккордами. Для определения гармонии надо мысленно разложить аккорд на «слагаемые» и представить себе его звуки и интервалы. Здесь требуется целенаправленная
Тембродинамический слух. Тембр и динамика — важнейшие и сильнодействующие средства выразительности в руках пианиста. Мы знаем, что
Полифонический слух. Полифонический слух, как правило, это один из компонентов гармонического слышания. Это и мелодический слух (так как полифонический комплекс состоит из мелодии), и гармонический слух (так как мелодии соотносятся в вертикали и соединяются в гармонические комплексы), и тембродинамический (так как каждый голос характеризуется своим тембром и отличной от другого динамикой). При воспитании мелодического слуха важное значение имеет слышание мелодии как целого, уметь охватить мелодию большой протяженности. Особая трудность восприятия мелодии в полифонической музыке — необходимость выделить её индивидуальное лицо в контексте, и почувствовать её смысловую и выразительную зависимость от него. Этому способствует особенность гармонического слуха как компонента полифонического. Не менее специфично в восприятии полифонии метроритмическое чувство. Метр и ритм влияет на формирование стилевых особенностей музыки. Важную роль в развитии полифонического слуха играет тембродинамический слух.
Динамика в полифонической ткани выполняет две основные функции:
Литература:
1. Асафьев
2. Каузова
3. Малинковская
4. Цытин
5. Щербакова
6. Милич.
7. Фейгин
8. Мартинсен
9. Рубинштйн
- 13385 просмотров