Психодиагностика как фактор профессионального развития и саморазвития
Лахтина Тамара Леонтьевна Заместитель директора СК ППК и ИПК по внешним связям |
Профессиональная подготовка педагогических кадров в вузах осуществляется в относительно стабильных условиях: обучающиеся, как правило, относятся к одной возрастной группе;
Утверждения о том, что любое образовании — это самообразование, любое развитие — это саморазвитие в современных педагогике и андрагогике можно считать аксиомой. При этом известно, что зона ближайшего развития формируется под воздействием другой личности или группы лиц. Мотивация педагогов к саморазвитию и грамотное сопровождение данного процесса является одной из важных задач, стоящей практически перед каждым специалистом системы повышения квалификации. Успешность решения указанной задачи зависит от адекватного познания личности «Другого» за относительно короткий период взаимодействий (личностные особенности, потенциал, качества, нуждающиеся в коррекции), причём это познание должно носить опережающий характер. В специфических условиях организаций повышения квалификации, к которым относятся: краткосрочность периода курсовой подготовки; длительность межкурсового периода; разный уровень базовой подготовки педагогов; широкий диапазон возрастных групп участников курсов
Профессионализм определяется, прежде всего, наличием и выраженностью профессионально значимых способностей, которые принято разделять на: общие (способность к выявлению закономерностей, общий уровень интеллекта); модально общие (вербальный интеллект, нумерический интеллект, пространственный интеллект,
С точки зрения
Психодиагностические методики и тесты позволяют определять индивидуальные психологические особенности человека: его памяти, мышления, интеллекта, творческих способностей, темперамента, характера, психосоциотипа, мотивации. В настоящее время существует широкий арсенал психодиагностических методик, используемых для диагностики интеллектуального развития, специальных способностей и профессионально важных психологических качеств, личностных качеств и мотивационной сферы. Методики принято различать по степени формализованности на две большие группы: малоформализованные (наблюдения, беседы, анализ разнообразных продуктов деятельности) и высокоформализованные (тесты, анкеты, опросники, проективные техники, психофизиологические методики) [1, С.16–21].
Наиболее распространённым средством диагностики на данный момент являются тесты, позволяющие в ограниченный период времени получить характеристики
Наличие высокого уровня интеллекта является одним из ведущих факторов в оценке профессиональной пригодности педагога. Векслер определяет интеллект как «глобальную способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами. По мнению Кеттелла (1967 г.), у каждого уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Примерно к
Тесты способностей делятся на общие и специальные. Поскольку под общими способностями подразумевают в первую очередь интеллектуальные, для их диагностики используются тесты интеллекта. Тесты специальных способностей разрабатываются для получения данных об особенностях человека, не связанных с его интеллектуальным развитием, а дополняющим его. Различают тесты математических, технических, музыкальных, художественных и других способностей. В зарубежной тестологии принято классифицировать тесты этого типа по двум основаниям: видам психических функций (моторные, сенсорные) и видам деятельности (технические, профессионализированные).
В диагностику группы профессионализированных способностей включают те, которые необходимы для конкретных видов деятельности или отдельных профессий. Как правило, для каждой категории работников создаются свои особые тесты, однако существуют и специальные тестовые батареи. Наиболее известными являются батарея тестов дифференциальных способностей (ДАТ) и батарея тестов общих способностей (ГАТБ). Диагностика общих умственных способностей осуществляется с помощью трёх субтестов: «запас слов», «математическое мышление», «пространственное восприятие в трёхмерном пространстве». Для диагностики успешности обучения разрабатываются специальные методы, которые разные авторы называют тестами учебных достижений, тестами успешности, дидактическими тестами. Наряду с тестами учебных достижений могут применяться тесты профессиональных достижений. Подобные тесты призваны оценивать уровни развития конкретных знаний и навыков, требуемых для отдельных профессий, область их применения определяется рамками узкой специализации. Известны три формы: устные, письменные и тесты исполнения (действия, образцы выполнения работы). Для проведения тестов действия чаще всего используют отдельные элементы из реальной трудовой деятельности. Учитывается скорость выполнения работы и её качество. В США разработаны тесты достижений более чем для 250 различных профессий. Известные специалисты в области промышленной психологии Дж. Тиффин и Э.Маккормик рекомендуют использовать в качестве критериев для сравнения три квалификационные ступени работников: низкую, среднюю, высокую; валидность теста устанавливается путём сопоставления средних показателей его выполнения по трём выше названным группам. Подготовка тестов требует специальных знаний и квалификации.
Психодиагностические методики можно также разделить на «объективные» (приборные психофизические методики, аппаратурные поведенческие методики, тесты на интеллект,
Стандартизированные тесты используются во многих программах профессионального отбора. Следующим уровнем применения стандартизированных программ тестирования является присвоение квалификации и распределение на работу по завершении профессионального обучения. Признано, что выбор профессии часто отражает основные эмоциональные потребности индивида, а профессиональные установки являются основным аспектом общих жизненных установок. При выборе профессии индивид выбирает наиболее близкие ему способы регуляции поведения, образ жизни и социальной роли. Кроме того, профессиональные предпочтения отражают представления индивида о самом себе, его личностные характеристики, модели профессиональных сред [3, 4].
В контексте профессионального развития педагогов диагностические процедуры носят многофункциональный характер. К основным функциям относятся: аналитическая — выявление
Изменение правил аттестации педагогических работников (2010 г.) в Казахстане и введение в качестве первого этапа тестирования на знание педагогики, психологии, законодательства, предметного содержания выявили отсутствие
Введение тестирования во время аттестации обусловило повышение внимания к диагностическим процедурам в системе повышения квалификации. В настоящее время это реализовывается, главным образом, в форме входной и выходной диагностики на содержании, определённом по аналогии с аттестационным тестированием. На наш взгляд, эмпирическая и теоретическая база, имеющаяся к началу 21 века в области психодиагностики, позволяет значительно расширить спектр применяемых в процессе курсовой подготовки и аттестации педагогов диагностических средств, что станет важным мотивирующим фактором для непрерывного самообразования и саморазвития каждого казахстанского педагога.
Список литературы:
- Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. — СПб.:
Санкт-Петербург : Речь, 2006. — 440 с. - Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. —
7-е международное издание — СПб.: Питер, 2002. — 688 с. - Психологические тесты для психологов, педагогов, кадровиков / сост.
Н.Ф. Гребень . Минск: Современная школа, 2011. — 480 с. - Тесты для профориентации, воспитательной работы, подбора кадров / сост.
Н.Ф. Гребень . — Минск: Современная школа, 2011. — 480 с.
- 11157 просмотров