Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Проектная деятельность как средство формирования познавательной активности младших школьников

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Ганиева Юлия Сергеевна учитель начальных классов, категория высшая, стаж 18 лет, КГУ «Гимназия №38», Казахстан, Карагандинская область, город Караганда, район имени Казыбек би

 

Ганиева Юлия Сергеевна

«Viam supervadet vaden»
(«Дорогу осилит идущий»)

Вопрос формирования познавательной активности учащихся является актуальным во все времена. Как и чем увлечь каждого ребёнка? Данное явление осложняется и тем фактором, что все ученики одного и того же класса абсолютно разные. А значит, и различны их интересы.

Существует огромное количество средств, методов, приёмов для формирования познавательной активности младших школьников. Одним из таковых является проектная деятельность обучающихся.

Работая и обучаясь в гимназии, учитель и ученики имеют в своём расписании такой предмет, как ВВИ — введение в исследовательскую деятельность, а значит, и отличную возможность заниматься проектной деятельностью.

Для начала разберёмся, что же такое проектная деятельность.

Проектная деятельность — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, учителя и родителей, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.[1]

Действительно, данный вид деятельности предполагает вовлечение родителей. На одном из первых родительских собраний родители знакомятся с тем, что такое проект, каковы принципы его создания, оформления и другое. Обязательным условием для написания любого проекта является интерес ребёнка, его увлечения в какой — либо сфере. Это первое, что получают от меня как от классного руководителя родители. Нельзя, чтобы ребёнку «навязывалась» тема исследовательской деятельности. Не секрет, что интересы взрослых не всегда совпадают с интересами детей. Это говорит о том, что школьник должен работать с тем, что ему нравится и близко по духу, даже если нам, взрослым, это кажется слишком простым, неинтересным, примитивным.

Далее даётся время на осмысления полученной информации и выбор темы. Чаще всего, темы предлагаются самими учащимися. Здесь, как и во всей деятельности, учитель является направляющей силой и помогает подопечным правильно сформулировать тему, выбрать её. Порой ученики выбирают слишком глобальное исследование. И здесь приходится сужать тему, чтобы школьник мог свободно ориентироваться в ней. Чаще всего учащиеся моих классов выбирают темы, связанные с животным миром («Джунгарские хомячки: условия для роста и развития в домашних условиях»), с интернетом («10 скрытых возможностей Google»), с растительным миром («Полезные растения Карагандинской области»), с робототехникой и написанием специальных программ («Щенок Рэсси» — данная работа была написана после прочтения произведения по школьной программе «Приключения Электроника»), с химией и биологией (например, ученик 3 класса провёл исследование в области скисания молока. Какое скиснет быстрее: с разным сроком годности и разной жирностью), с кулинарией (учащиеся смогли приготовить шоколадную и ореховую пасту в домашних условиях, сделать полезный мармелад и фруктовые чипсы), а так же с медициной и здоровьем (выявляли, как кислота может влиять на состояние эмали зубов и какие зубные пасты способны помочь нам лучше остальных) и другие.

При осуществлении исследовательской деятельности очень важным моментом является чёткое видение конечного результата и постановка цели проекта. Здесь нам помогают рабочие тетради по познанию мира и естествознанию. Ежеурочно мы учимся ставить цель, правильно её формулировать. Философия тетрадей предполагает обязательное проведение мини исследования (например, мы исследовали вопрос упругости тел: все ли тела, окружающие нас являются упругими на примере работы с пластилином, глиной, полимерной глиной, бумагой). Такая «тренировка» в определении целей способствует тому, что школьники с наименьшими затруднениями могут сформулировать цель и к своему проекту.

Далее с каждым учащимся формулируются задачи и гипотеза. Задачи представляют собой совокупность шагов, которые приведут нас к конечной цели. Именно таким образом детям преподносится данное понятие. Здесь же важна постановка перед детьми вопроса: что я должен сделать, чтобы прийти к цели? Гипотеза выступает как предположение: «что, если...».

Затем уже осуществляется поиск необходимой литературы, подбор информации по исследуемому вопросу. Далее — оформление работы и, наконец, представление готового результата своего исследования. В моём случае, учащиеся выступают самостоятельно, не в группе. Но стоит отметить, что групповое выступление (например, в паре) тоже имеет место быть. Нельзя запрещать работать только соло. Опять возвращаемся к вопросу о том, что все дети разные. Кому-то легче и продуктивнее работается в одиночку, а кому — то нужна постоянная поддержка со стороны. Всегда рассказ (именно рассказ, а не чтение с листа бумаги) сопровождается презентацией. Здесь нам очень хорошо помогает учитель ВКТ. На этих уроках ребята учатся правильно создавать презентацию: так, чтобы это было информативно по максимуму и при этом не перегружать слайд большим объёмом текста, наличие собственных фото обязательно. Фото и видео, которые присутствуют в исследовательских документах обучающегося, носят доказательный характер.

Таким образом, проект — это шесть «П»: проблема, проектирование (планирование), поиск информации, продукт, презентация, портфолио (папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчеты и пр.) .[1]

Организация проектной деятельности укладывается в структуру деятельности: мотив → постановка проблемы → цель → задачи → выдвижение гипотез — путей решения проблемы → методы и способы → планирование деятельности по реализации проекта → сбор информации → структурирование информации → изготовление продукта → оформление продукта → выбор формы презентации → подготовка презентации → презентация → рефлексия: самооценка и самоанализ.[1]

Обязательны условием является «генеральная репетиция» выступления перед одноклассниками и учителем. Это является самым настоящих «погружением» выступающего с атмосферу конференции. Пренебрегать этим моментом не стоит. Со стороны сразу становятся видны недочёты, которые стоит устранить перед итоговым выступлением. Кроме этого учащимся даётся строгий временной лимит, в течение которого юный исследователь должен предоставить всю информацию по своему проекту (чаще всего это не более 7 минут). Так же очень важным моментом являются вопросы. Задавать их стоит. Прежде всего, для того, чтобы понять насколько хорошо ребёнок ориентируется по своей теме. Всегда приносит истинное удовольствие, когда вопросы задаёт аудитория. Это говорит о том, что школьники увлечены темой, размышляют, рассуждают, анализируют.

Ежегодной традицией в нашей гимназии является поведение научно — практической конференции младших школьников. Это является апогеем всей годовой работы и учителя, и ученика, и родителей. Маленькие исследователи активно доказывают свои самые настоящие открытия, которыми они хотят поделиться с жюри, со слушателями. На конференцию допускаются и родители. Это тоже своего рода практика. Здесь становится сразу видно, на что обратится внимание на будущий год при выполнении исследования, что можно улучшить, а что является хорошо отработанным моментом.

Выступление учащихся является стартовой площадкой для участия в республиканском конкурсе научных проектов «Зерде».

Кто знает, возможно, сегодняшнее открытие подарит нам новых учёных, которыми мы будем гордиться.

Использованная литература

1. Денисова Н. Проектная технология в курсе окружающего мира начальной школы: структура, функциональные категории и принципы. Классификация проектов. Ключевые компетенции проектной деятельности. Интернет-источник: https://webkonspect.com/?room=profile&id=18982&labelid=173570

Категория: