Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Проектирование модульных образовательных программ

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Жумагужинова Галия Камзаевна председатель цикловой методической комиссии строительных дисциплин, первая квалификационная категория высшего уровня, 10 лет педагогического стажа
Цимбал Ольга Николаевна преподаватель специальных дисциплин строительного отделения, вторая квалификационная категория высшего уровня, 12 лет педагогического стажа
Петропавловский строительно-экономический колледж, Казахстан, Северо-Казахстанская область, город Петропавловск

Проектирование модульных образовательных программ

Условия жизни современного общества выдвигают новые требования к большинству сфер человеческой деятельности. Это можно отнести в полной мере и к системе образования. Сегодня выпускник образовательного учреждения ценится не знаниями и исполнительностью, как это было раньше, а способностью к их самостоятельному получению, инициативой, мобильностью, умением соответствовать требованиям быстро развивающегося общества. Особенно это касается профессионального образования.

Об этом свидетельствует ряд публикаций современных российских авторов. Так, Т. А. Колесникова отмечает: «Современное общество ставит перед молодежью все более сложные задачи, предъявляет высокие требования, особенно в профессиональной сфере» [5, с. 132].

Н. А. Жаркова подчеркивает, что современное образование должно быть ориентировано на становление социально и профессионально активной личности, обладающей высокой компетентностью, мобильностью и профессионализмом [3, с. 148].

Л. В. Кравченко отмечает: «В современном обществе профессионально-образовательные характеристики человеческих ресурсов, формирующие интеллектуальный потенциал страны, являются одним из основных факторов, определяющих экономическое развитие государств» [6, с. 101].

Л. А Ибрагимова, Г. А. Петрова, М. П. Трофименко пишут: «В современном мире образование представляется ведущим ресурсом и фактором, обеспечивающим стабильное развитие цивилизации и человечества в целом. В системе образования формируется интеллектуальный, культурный и духовный потенциал общества» [4, с. 7].

Итак, сегодня выпускнику учреждения среднего профессионального образования необходимо не только умение решать какие-либо поставленные конкретные задачу, но в большей степени умение понимать стоящие перед ним проблемы, формулировать задачи, находить возможные пути решения этих задач и решать их. В первую очередь необходимо умение поиска и отбора необходимой информации, умения анализировать имеющуюся информацию и принимать решения. Развитие этих умений должно осуществляться в образовательном учреждении. В связи с этим, вопросы развития профессионального образования постоянно находятся в центре внимания государства.

Кроме того идеология нового поколения стандартов профессионального образования основана на компетентностном подходе, предполагающем конкретную формулировку целей обучения в виде компетенций, востребованных в профессиональной деятельности современного специалиста и осваиваемых обучающимся. Тем самым обеспечивается соответствие результата профессиональной подготовки будущих специалистов запросам рынка труда. Соответственно, повышается конкурентоспособность выпускников профессиональных учебных заведений, обеспечиваются эффективность их адаптации на конкретном рабочем месте и последующей профессиональной деятельности. Этот подход вытесняет традиционную ориентацию на передачу готовых знаний и ориентирует на формирование умений осуществлять конкретную деятельность.

Компетентностный подход предполагает принципиально иную, модульную структуру основных профессиональных образовательных программ профессионального образования.

В своем исследовании С. Я. Батышев указывает, что блочно-модульная система обучения является наиболее гибкой из существующих систем. Ее проще всего приспособить к любой из существующих программ промышленной профессионально-технической подготовки в любой части земного шара без необходимости значительных изменений в структуре существующих учебных заведений. Модульное обучение полностью совместимо с программами самоподготовки. При помощи этой системы можно быстро готовить рабочих нужной квалификации в развивающихся странах и осуществлять повышение квалификации и переподготовку этих кадров [1].

В профессиональном образовании в настоящий момент блочно-модульная система обучения является приоритетной так как диктуется требованиями времени в формировании компетентного специалиста и требованиями нового поколения.

Если основным структурным элементом прежних образовательных стандартов являлся предмет (дисциплина), то основой структуры стандартов нового поколения, которые ориентированы на формировании компетенций, является образовательная область. Она представлена в форме профессиональных модулей, которые предназначены для усвоения определённых видов профессиональной деятельности. В связи с этим структурными элементами профессиональных модулей являются профессиональные и общие компетенции, совокупность которых в каком-либо виде профессиональной деятельности рассматривается как интегральный показатель качества ее освоения.

По определению С. А. Ефимовой модульная образовательная программа — документ (комплект документов), отражающий содержание профессионального образования и состоящий из совокупности модулей, направленных на овладение определенными профессиональными компетенциями, которые необходимы для присвоения квалификации [2].

В. П. Медведев, Л. Н. Денисова характеризуя модульные программы, отмечают, что их особенностью является гибкость, которая позволяет обновлять или заменять отдельные конкретные модули при изменении требований к специалисту, тем самым обеспечивать качество подготовки специалистов на конкурентоспособном уровне, дает возможность индивидуализировать обучение путем комбинирования модулей. Преимущество данных программ для учебного заведения также состоит в том, что задачи программ обучения соответствуют потребностям работодателей, реальной подготовке обучающихся к трудовой деятельности, способствуют росту доверия социальных партнеров, формированию производственной культуры в учебном заведении, созданию стандартных, объективных, независимых условий оценки качества, освоения программ обучения [7].

Преимущества модульных образовательных программ в реализации компетентностного подхода к системе среднего профессионального образования отмечаются рядом исследователей последних лет. Анализ работ ряда авторов (С. А. Ефимова, В. П. Медведев, Л. Н. Денисова, Н. В. Балавина, Ж. Н. Азисханова, В. В. Стороженко И. Б. Василье) позволяет сделать вывод о том, что использование модульных программ является эффективным способом реализации требований, предъявляемых на сегодня к профессиональному образованию. Однако, по мнению других авторов (Л. Б. Дерябина, Н. В. Панкова), на сегодняшний день использование модульного обучения в профессиональном образовании имеет ряд проблем.

Несмотря на большой интерес к проблеме использования модульной технологии в обучении учащихся системы среднего профессионального образования, комплексные разработки, рассматривающие этапы проектировании и результаты практической реализации модульных образовательных программ в доступной методической литературе не представлены.

Кроме того, Панкова Н. В. выделяет ещё один недостаток — при разработке модульных программ не всегда подвергается анализу ситуация на рынке труда и потребности работодателей. «Профессиональное образование, — пишет автор, — прежде всего, должно быть направлено на удовлетворение потребности экономики в кадровом потенциале. В последнее время развитие и функционирование системы образования, а также качество образовательных услуг этой сферы вызывает серьезные нарекания работодателей. Кроме того, не является профессиональной структура подготовки специалистов, нет прогноза потребности в кадрах» [8, с. 159].

На основе анализа ряда работ (Н. В. Балавиной, А. Л. Кудановой, О. В. Темняткиной, С. А. Ефимовой, Л. С. Лисицыной, И. Б. Васильева) были выделены основные этапы проектирования модульной образовательной программы соответствующей требованиям реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании.

Данный алгоритм состоит из девяти этапов и представлен схематически на рисунке (См. Рис. 1).

Проектирование модульных образовательных программ

Рисунок 1 — Основные этапы разработки модульной образовательной программы

Первый этап должен подразумевать анализ ситуации на рынке труда, изучение потребностей работодателей в профессиях, по которым будут разработаны модули.

Изменения в содержании профессий, происходящие в последнее время, в свою очередь, потребовали соответствующих изменений в содержании профессиональной подготовки, существенного повышения степени его гибкости, создания механизмов, обеспечивающих его постоянную настройку на динамично меняющиеся требования рынка труда, построения содержания профессиональной подготовки на основе компетентностного подхода.

Проектирование модульной образовательной программы на основе компетентностного подхода предполагает наличие постоянной обратной связи разработчиков программ с работодателями, анализ требований работодателей к трудовым функциям современных работников. Информация об этих требованиях может быть получена при анализе двух составляющих: рынка труда в целом и потребностей конкретных кампаний в недостающих компетенциях своих работников. Такой анализ является основой для определения вариативной составляющей программы. Таким образом, качество содержания модульных образовательных программ зависит от того, насколько тесно образовательное учреждение сотрудничает с рынком труда

На втором этапе следует организовать взаимодействие преподавателей специальных дисциплин и создать рабочую группу преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения для разработки модульной программы;

На третьем этапе необходимо выявить конкретные требования к компетенциям специалистов, проведя анализ потребности в общих и профессиональных компетенциях, проанализировать ГОСО и действующие учебные программы каждой специальности.

На следующем этапе разрабатывается дерево целей на основе требований к профессиональной компетентности того специалиста, для которого предназначен курс учебной дисциплины.

Следующий этап предполагает прогнозирование планируемых результатов обучения на основе компетенции. Требования к конечным целям изучения модулей должны реализовывать компетентностный подход. Они формулируются в виде умений, которые необходимо выработать у учащихся по завершению изучения дисциплины и представляют собой обобщенную деятельность и перечисление ее составляющих — менее обобщенных деятельностей или действий.

Далее следует разработка структуры модульной программы, отражающей основные требования образовательного стандарта по дисциплинам учебного плана и одновременно планируемую профессиональную деятельность по специальности, определяемую работодателем. Структура и содержание программы модульного обучения включает разработку функциональной карты в которой даётся общая характеристика специальных, надарочных и адаптирующих модулей; профиля компетенции, включающего общую характеристику компетенций, на формирование которых направлены модули.

На следующем этапе разрабатывается содержание программы модульного обучения и каждого из модулей в отдельности. Разрабатываются три документа — спецификация модуля, резюме модуля и руководство модуля для каждого из модулей. Спецификация модуля является документом, включающим в себя содержание модуля. Резюме модуля предполагает его цель, краткое содержание, характеристику необходимых предварительных знаний и продолжительность. Руководство модуля содержит описание методов обучения, ресурсов и технологий оценивания.

Следующий этап направлен на разработку учебных и методических материалов для студентов, преподавателей и мастеров производственного обучения на основе структуры модуля и предполагаемого уровня компетентности; системы внутреннего и внешнего контроля оценки качества формирования компетенций.

На последнем этапе составляется график реализации модульной программы на котором четко прослеживается смена одного модуля другим.

Таким образом, осуществление целей, связанных с формированием компетенций в рамках модульно-компетентностного подхода, возможно наиболее результативно в рамках модульных программ, проектирование которой включает ряд взаимосвязанных последовательных этапов.

Список использованной литературы:

1 Батышев, С. Я. Блочно-модульное обучение — М.: Транссервис, 1997. — 256 с.
2 Ефимова С. А. Проектирование образовательных программ профессионального образования на основе модульно-компетентностного подхода: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. — Ефимова, Светлана Александровна — Москва, 2006-183 с.
3 Жаркова Н. А. От квалификации к компетенции: тенденции модернизации системы высшего профессионального образования // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. — 2008. — № 1. — С. 148-158.
4 Ибрагимова Л. А., Петрова Г. А., Трофименко М. П. Компетентностный подход — методологическая основа современного образования // Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета. — 2010. — № 1. — С. 7-10
5 Колесникова Т. А. Особенности мотивации профессионального самоопределения студентов технических гуманитарных специальностей технического вуза // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2008. — № 76-2.- С. 132-138.
6 Кравченко Л. В. О необходимости реформы системы образования // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2007. — № 3. — 101-104.
7 Медведев В. П., Денисова Л. Н. Модульно-компетентностный подход к новым государственным образовательным стандартам // Фундаментальные исследования. — 2009. — № 2. — С. 96-99
8 Панкова Н. В. Актуальные проблемы развития сферы образования в России // Научные ведомости Белгородского государственного университета. — 2007. — № 3. — С. 159-163