Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Приобщение школьников к чтению

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Ермоленко Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 2 ст. Павловской Павловского района Краснодарского края.
Высшая категория, стаж педагогической деятельности 40 лет
«Отличник народного образования».
Победитель НППО «Лучший учитель 2007 года», Ветеран труда

Ермоленко Наталья Ивановна

Аннотация

Статья Ермоленко Н.И. «Приобщение школьников к чтению» исследует проблему обучения учащихся на уроках литературы вдумчивому чтению с целью развития интереса к художественной литературе. Чтение как путь к совершенствованию молодого поколения всегда оставалось краеугольным камнем в деле воспитания личности. Нынешнее время требует особых усилий, прежде всего школьных учителей, в решении этой задачи.

Автор статьи рассматривает процесс формирования литературного мышления учащихся на примере своего опыта работы в школе. Приводятся элементы конкретных уроков использования текстов разных видов литературы: произведений Ф. М. Достоевского, пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума», лирики разных поэтов.

В рассматриваемой статье отмечается, что приобщение школьников к чтению — процесс длительный и сложный, под силу творческим учителям. Проблема чтения учащимися не новая, однако сегодня она является особенно злободневной. В преддверии внедрения в российское образование нового поколения стандартов и появление новых учебников обязывает учителей — словесников активизировать свою деятельность в этом направлении.

Автор статьи дает понять, что приобщение к чтению осуществляется путем поиска методов внимательного исследования текстов художественных произведений на уроках в ходе коллективной, совместно с учителем и под его руководством, деятельности учащихся. Это приводит к появлению интереса к прочитанному, рождает желание приобщиться к чтению.

В статье акцентируется внимание на роли чтения в жизни школьников, внимании к художественному слову, как через подачу материала учителем формируется устойчивый интерес к книге вообще, что благоприятно влияет на личность молодого человека.

Учитель — книга — ученик. К этим трем слагаемым можно добавить множество других. Но умолчать о чтении, как об одном из главных, нельзя.

Педагогическая работа — наука и искусство. Руководство чтением не терпит штампа. То, что блестяще получается в одном классе, может обернуться пустой тратой времени в другом. Для меня каждый ученик и каждый класс особенные, неповторимые по своим интересам, склонностям, способностям. Ведь важно не только, что читают, но какой след оставляет это чтение в мировоззрении и чувствах юных читателей. К чему оно влечет и от чего отвращает.

«Если положительные типы, составляемые литературою, составляют ценный воспитательный материал, то те же самые типы, создаваемы самой жизнью, стоят вне всякой цены…» — утверждал А. П. Чехов. Поэтому задача учителя литературы состоит в том, чтобы научить школьников читать внимательно, принимать и понимать образы литературные, а потом находить подобные в жизни и следовать их примеру.

Сегодня, отвечая установкам ФГОС, необходимо приобщать к чтению детей с целью развития у них универсальных учебных действий. Психологи предлагают воспитывать у учащихся такую жизненную установку, когда они (учащиеся) берут в свои руки контроль над своим обучением. И вот здесь важной составляющей является приобщение к чтению. Речь идет о приобретении опыта молодым поколением самостоятельной работы с книгой, в том числе и с электронной. Не секрет, что компьютер стал для наших детей доступен и любим.

Когда говорят, что сейчас дети совершенно не читают художественную литературу, не читают вообще, не любят читать, то у меня возникает чувство досады по поводу этого утверждения. Смею уверить: читают. К счастью, школьная программа предлагает немало замечательных произведений из русской и зарубежной классики. Мы, учителя-словесники, предлагаем на обзорных уроках большой список интересной современной литературы по разным направлениям. И зерно прорастает…. Всегда в классе находятся такие учащиеся, которые читают постоянно все, что изучается, увлекаются чтением дополнительной литературы по истории, географии, физике. А если речь идет о художественной литературе, то дети читают фантастику, военную литературу, книги о своих сверстниках разных лет и эпох. Последнее время наметился поворот к книге у школьников. Я, как учитель литературы, постоянно анализирую, что читают мои ученики, и читают ли вообще. В моей многолетней практике есть немало примеров, когда увлеченность чтением возникла в подростковом возрасте и продолжает сохраняться во взрослой, сознательной жизни.

Творческий учитель постоянно ищет путь к сердцу, душе своего ученика, чтобы возделав почву, бросить зерно и ждать…. Прорастет ли… Учитель — словесник имеет богатый арсенал средств воздействия на чувства ребенка. Прежде всего, это русская и зарубежная классика.

Говорить с современными подростками о Достоевском не просто. Причин для этого немало: надо приложить усилия к чтению, попытаться разобраться во всех коллизиях, происходящих на страницах произведений писателя; срабатывает отрицательный опыт старшего поколения, что Достоевский — это нечто трудное, и лучше не читать. Тем труднее задача учителя — переломить такой стереотип, попробовать увлечь учащихся. Для этого учителю необходимо хорошо знать, о чем следует говорить, как говорить, с чего начинать разговор.

Впервые школьники знакомятся с Достоевским в 8 классе, когда изучается повесть «Бедные люди». Роман в письмах между молодыми людьми не может увлечь сегодняшних молодых людей — они письма не пишут, и читать пространные рассуждения героев им не интересно. Это на первый взгляд. По мере того как учитель вовлекает в постижение текста ребят, направляя и комментируя отдельные эпизоды повести, рождается интерес, светлеют глаза, текст произведения становится для них более прозрачным и понятным. Переписка героев, в которой так много искренности и душевных излияний, и сердечных надрывов постепенно увлекает класс. Разговор переходит в русло сегодняшних отношений между людьми, о форме выражения своих привязанностей. Восьмиклассники нынешние находятся в том возрастном периоде, когда возникает первая влюбленность, а выразить возникшее чувство они еще не способны. Помогают уроки Достоевского. Многословие и выспренность слога повести естественны для характера героя, слишком многое накопилось в его душе и требует выхода. Учащиеся воспринимают это как естественное явление, понятное им, нашедшее отклик у них самих.

Следствием прочтения и разговора являются письма учащихся. Задача не всем по плечу, но те, кто берется, получают первые серьезные уроки от Достоевского.

В следующем классе Достоевский приходит с повестью «Белые ночи». Фантазер, романтик, мечтатель живет в душе Макара Девушкина. Ночные встречи молодых людей, отсутствие посторонних глаз, желание высказать друг другу все, что нуждается быть услышанным, — это близко шестнадцатилетним. Жить в мечтах, в грезах — это не только попытка героя спрятаться от повседневной жестокой действительности, но и показатель чистоты и целомудренности, нравственной высоте. Писатель Достоевский помогает проникнуть в тайники души как героев повести, так и в свои собственные. Это уже немало, чтобы думать над истоками теории Раскольникова в романе «Преступление и наказание».

С первых страниц произведения учащиеся понимают, что это не обычная детективная история, не криминальные разборки, которыми пестрят экраны телевизоров и страницы однодневок — бестселлеров. Захватывает мечущийся по улицам Петербурга бывший студент-юрист. Что там «наклевывается» в его голове? Что вынашивает молодой человек, живущий в комнате, напоминающей гроб?

Вместе с Раскольниковым мы с ребятами окунаемся в жизнь буржуазного столичного города. Поражают картины жуткой нищеты, грязных улиц, распивочных заведений, откровенных уличных сцен. И главное, полное равнодушие людей друг к другу.

История жизни Мармеладова, рассказанная им самим, подкупает неподдельной искренностью. Герой сам себя судит беспощадно, неистово. Десятиклассников прорывает на разговор, Достоевский «провоцирует» читателей на потребность высказаться. Кто виноват в таком раскладе жизни в общем то, неглупого и порядочного человека? Пьет — и потому все так плохо, или все плохо — и потому пьет? Невольно разговор переходит в современное русло: проблема алкоголизма, наркомании, потери жизненных ориентиров среди нынешней молодежи. Хочется хорошо жить — нужны средства. «Убей старуху, и возьми у неё деньги»- размышляет герой Достоевского. Забери у тех, кому деньги как бы и без надобности. Легко? Просто? Современные Раскольниковы так и поступают, в лучшем случае, отбирают силой у стариков, женщин.

Я наблюдаю за лицами своих воспитанников. Равнодушных нет. Теплеет на душе: значит, не все так плохо у нашей молодежи. Надо просто увлечь чтением Достоевского. Настоящая классика не позволяет быть неискренним.

Перечитываем сцену с пьяной девочкой в сквере. Рассматриваем ситуацию вблизи, издали, изнутри… Хоть однажды могли наблюдать подобное сегодня. Оказывается, и не раз. Печально. Теперь уже девушки опускают глаза, однако искренне сочувствуют своей сверстнице из романа Достоевского.

Урок проходит мгновенно, ребята досадуют на звонок, разговор переносится на следующий. Я вижу, как уходят на перемену ребята. Молча. Достоевский захватил, сразу выбросить из головы не удается. Даже непоседы делаются серьезными.

Судорожные сборы Раскольникова на убийство: ничего не забыть, все учесть, предусмотреть. И все складывается удачно, и топор взят незаметно, и сторонние не встретились, и старуха оказалась дома. «Кровь хлынула как из стакана»… Зачем так натурально, в полную величину? Преступление всегда безобразно, хотели — получите, господа Раскольниковы…. Вот она, идея, в действии. Лизавета… Да откуда она взялась? И опять поднят топор. В классе тишина. Надо ли говорить что-то
Конечно, надо. Потом… Осмыслив…

И приходит вывод. Нельзя! Нельзя этого делать. Наступает расплата за содеянное. Наказание за преступные мысли. За посягательство на жизнь человека.

И опять по страницам романа «Преступление и наказание» вместе с писателем, с его полубезумным героем мы опускаемся в бездну человеческих страстей, страданий, мытарств. Почему не сошел с ума? Почему не выбросился с моста? Достоевский утверждает: живи, неси свой крест, ты его «заслужил».

Когда мы дочитывали с ребятами последние страницы эпилога, казалось, что прожили целую жизнь с героем романа. Я напрямую спрашиваю у класса: «Как теперь вам Достоевский?»

Ответы были односложные: трогает, волнует, интересно, жутко, современно, увлекает…

Где и когда еще можно говорить с молодежью, если не на таких уроках? И когда пишут, что надо перевести литературу в школе в область «Искусство» в качестве обзорных уроков, хочется напомнить: книга — великое достояние человечества, и таковым останется надолго.

Достоевский был, есть и будет. Он — вечен. Он нужен сегодня, может быть, как никогда ранее.

Особая роль в школьном обучении принадлежит лирическим произведениям. Эстетическая значимость эмоциональных по своей природе лирических произведений в том, что они обогащают душевный мир школьников. Развивают в них способность воспринимать прекрасное в человеческих мыслях, чувствах, переживаниях, пробуждает эмоциональные отклики на заветные думы поэтов.

Первые практические навыки приобщения к чтению учащиеся получают в начальной школе на уроках художественного чтения и обсуждения прочитанного. В средней школе необходима индивидуальная работа с детьми, склонными к восприятию словесной информации в художественной литературе. Начинать следует со стихов. Стихотворная речь — благодатная почва для воспитания художественного вкуса и приятный вид деятельности на пути постижения словесного рода искусства.

Младшие школьники с удовольствием импровизируют на тему произведения. Особенно близки и понятны им стихи о природе, животных, птицах, временах года. Роль учителя, наставника на пути развития художественного мышления у детей трудно переоценить. Их знакомят с информацией о том, что существует богатая, сформировавшаяся еще с античности система средств создания образности в художественной и публицистической литературе — тропы как средства создания переносного значения и фигуры как способы построения текста. Идет системная работа по усвоению и овладению терминологическим аппаратом: метафора, олицетворение, аллегория, символ, метонимия, эпитет, сравнение, гипербола, инверсия, градация, анафора и т. д. Важную роль играют правильно подобранные упражнения на обнаружение тропов и фигур в художественных текстах. Например: В чем своеобразие эпитетов в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» и О. Э. Мандельштама «Невыразимая печаль…»? Как принцип отбора связан с идейным содержанием, пафосом, образом создаваемого мира? Обращается внимание на цветовую гамму у Лермонтова, на эмоциональную окраску и метафорический характер эпитетов у Мандельштама.

Какая фигура положена в основу построения текста стихотворения М. Ю. Лермонтова «Тучи» (Ф. И. Тютчева «Последняя любовь», «Умом Россию не понять…»)? Как ее выбор связан с нравственно-философской позицией лирического героя?

Какие виды тропов преобладают в данных стихотворениях: «Пророк», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…«А. С. Пушкина, «Хорошее отношение к лошадям В. В. Маяковского, «Февраль. Достать чернил и плакать…» Б. Л. Пастернака, «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека» А. А. Блока.

Работа над художественным текстом с учащимися продолжается во внеурочной деятельности. Это позволяет вести личностно-ориентированную работу. Индивидуальный подход помогает определить круг особых интересов каждого воспитанника, его склонности, приоритеты, предпочтения, степень увлеченности и возможностей. Предлагается выбор. Намечаются направления, обозначаются конечные цели. Опыт работы с такими детьми показывает, что в каждом конкретном случае следует определить форму творческой деятельности и конечные задачи, выход на результат — конкурс, олимпиада, турнир, диспут, проект и пр. Наиболее удачны такие формы деятельности с младшими школьниками, как групповой вид, работа в парах, в творческом звене под руководством наставника-учителя. Следует продумать итоговое мероприятие — смотр, презентация полученного продукта деятельности, творческий проект «Проба пера».

Среди старших школьников (к сожалению, число их становится невелико, остаются только увлеченные) наиболее эффективным является форма диалога с учителем в период работы с художественным произведением, с близким по совместимости и восприятию товарищем (желательно старшим по возрасту, опыту), либо организация занятий, построенных на проблемно-аналитическом уровне с перспективой написания научно-исследовательской работы или создания собственного творческого проекта «Проба пера», реализация художественного замысла в форме киносценария, критической статьи, рецензии.

В практике литературных уроков немало попадается подводных камней, о которые разбиваются самые добрые наши стремления. Обычно школьная методика предлагает большие произведения по объему учащимся читать самостоятельно. Я часто отступаю от таких рекомендаций. Особенно если речь идет об изучении драматического произведения. Я читаю произведение в классе вместе с учащимися. Если оно объемное, выборочно главные сцены и явления.

Несмотря на то, что современная методика рекомендует не прерывать чтение комментариями, чтобы не нарушить восприятие, все же комментарий нужен, как подсказывает практика. Учителю нужно постараться уже в первоначальном чтении заинтересовать учащихся, помочь им следить за тем, как раскрываются характеры, как возникает и развивается конфликт. Он учит школьников читать и понимать сложное произведение искусства. Это как раз и окажется самым лучшим способом проникновения в идейную, моральную и эстетическую сокровищницу произведения. Это будет медленное движение по тексту, комментированное чтение, и комментарий многообразен: лексический и фразеологический, бытовой и историко-социологический, морально-психологический. Благодатной почвой для интересной, серьёзной работы с пьесой является «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Нельзя жалеть для этой пьесы времени. Обязательное условие — наличие у каждого учащегося текста комедии.

Читаем список действующих лиц. Вот Фамусов, богатый барин, из тех, кто живет в Москве и делает карьеру. Он управляющий в казенном месте (видимо, правительственном учреждении). Грибоедов наделил его, как и некоторых других, говорящей фамилией: от латинского слова fama — молва. Молчалин, Скалозуб, Тугоуховские, Хрюмины. Это фамусовский круг. А рядом с ними — одинокое и скромное имя Александра Андреевича Чацкого.

Сделан первый шаг, а дальше по тексту внимательно прослеживаем развитие действия, обращая внимание на ремарки и пояснения автора. Пониманию характеров героев помогают наблюдения учащихся над своеобразными особенностями их речи. Не остаются равнодушными к остроумию и тонкому юмору главного героя, а за ним сам автор-творец.

Навыки оценки прочитанного, умение сопоставлять различные точки зрения, вести дискуссию не приходят в одночасье. Это система работы учителя и помощь родителей.

В процессе своей работы с учащимися на пути приобщения их к чтению я использую системно-деятельностный подход. Он лежит в основе стандартов нового поколения с ориентацией на итоговые результаты образования. Логика развития универсальных учебных действий — от мысли — к действию. Приобщение к чтению молодого поколения позволяет развивать необходимые навыки, насущные, жизненно-важные, такие, как:

  • Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • Выбирать наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • Осуществлять рефлексию способов и условий действия;
  • Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • Учиться смысловому чтению;
  • Извлекать информацию из прослушанных текстов разных жанров;
  • Уметь определять основную и второстепенную информацию;
  • Уметь адекватно подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста;
  • Составлять тексты различных жанров.

Все это позволяет обеспечить социальную компетенцию школьников.

Список использованной литературы

1. Г. К. Бочаров За сорок лет (Записки словесника) Москва, Просвещение, 1972
2. С. А. Гуревич Организация чтения учащихся старших классов Москва, Просвещение, 1984
3. Заир-Бек С. Развитие критического мышления через чтение и письмо. Директор школы № 4, 2005

Категория: