Четвертый международный творческий конкурс «Вот оно какое, наше лето!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана и стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Применение тестовых заданий для оценки знаний учащихся на уроках математики

Четвертый международный творческий конкурс «Вот оно какое, наше лето!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана и стран ближнего и дальнего зарубежьяя
 

Версия для печатиВерсия для печати
 

Мусин Серик Киреевич, преподаватель математики высшей квалификационной категории КГУ «Агротехнический колледж с. Саумалколь Айыртауского района»

Мусин Серик Киреевич

В последнее время общество предъявляет особые требования к системе математических знаний. Элементами общей человеческой культуры являются определённый объём математических знаний, владение характерными для математики методами, знакомство с ее специфическим языком. Кроме этого, все большую актуальность приобретает проблема оценки качества обучения математике.

Для выявления уровня усвоения изученного материала применяются различные формы контроля знаний. Одна из них — тесты. Это задания на заполнение пропусков в истинном предложении, в формулировке определения; на установку истинности (ложности) утверждения; правильности формулировки утверждения; на установку соответствия и порядка следования; с выбором верного ответа из нескольких и др. Тестовые задания я использую не только на зачетных уроках, а также при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.

Тестовый контроль — это оперативная проверка качества усвоения знаний, немедленное исправление ошибок и восполнение пробелов. Тестовый контроль помогает учителю оперативно проверить уровень формирования представлений и понятий учащихся, определить их продвижение в обучении. Использование тестов для проверки знаний учащихся повышает их объективность, позволяет определить уровень самостоятельной работы. Это очень важная функция тестов, так как она позволяет повысить эффективность учебного процесса. Тесты дают возможность для выявления уровня знаний учащихся, некоторых индивидуальных характеристик учебной деятельности детей, таких, как темп деятельности, сосредоточенность, степень развитости памяти, внимания, отношения к делу. Следовательно, работа с тестами помогает изучать и учитывать личностные особенности каждого ребенка и продуктивнее индивидуализировать учебный процесс.

В практике тестирования распространены 4 типа тестовых заданий:

1. закрытые задания;
2. открытые задания;
3. задания на соответствие;
4. установление правильной последовательности.

Рассмотрю более подробно каждый из них.

Закрытые задания.

Эта форма заданий наиболее известна и чаще всего употребляется в практике тестирования. В таких заданиях дается несколько ответов, из которых хотя бы один правильный.

Например:

1.Умножьте 16*16,после чего из полученного выведите квадратный корень. Из результата вычтите 156.

а) 10 (верный)
б) 156
в) 308

2.Чему равно число Pi (5 знаков после запятой)

а) 4.15163
б) 3.14159 (верный)
в) 1.19514

3.Котангенс это отношение...

а) sin/tan
б) cos/sin (верный)
в) tan/cos

4.Простое число делится на...

а) Себя и единицу (верный)
б) Себя и 5
в) себя и 2

5.Лента Мёбиуса...

а) Имеет начало, но не имеет конца
б) Не имеет ни начала, ни конца (верный)
в) Не имеет начала, но имеет конец

При этом возникает возможность угадывания, но она очень мала. Поэтому ожидать положительной оценки отучащегося, не знающего соответствующий программный материал, не приходится. Следует помнить, что задание закрытого типа должно иметь высказывательную форму, т. е. оно должно представлять собой предложение, которое в зависимости от выбранного ответа может стать как истинным, так и ложным. Ответы на такие задания принято оценивать в 0 или 1 балл, хотя возможна их оценка и большим количеством баллов. Задания закрытой формы в свою очередь классифицируются по числу приведенных в нем ответов. При составлении таких заданий могут применяться различные приемы: альтернативность, классификация, кумуляция, сочетание, а также их комбинации.

Альтернативность

Учитываю, что возможные ответы надо перечислять, начиная с позитивных, например, «положительный», «вверх», «увеличивается» и т. д. Лучше, чтобы главное слово или группа слов в альтернативном задании стояли как можно ближе к началу предложения. Кроме этого, задание должно быть максимально кратким по формулировке, в ответах желательно избегать таких слов, как «да — нет», «верно — неверно». Например, по теме "Тригонометрические функции«,задание:

Верно ли утверждение, что при повороте начальною радиуса против часовой стрелки угол поворота считается отрицательным?

1. Да; 2. Нет. — лучше сформулировать так:
При повороте начального радиуса против часовой стрелки угол поворота считается.

1. Положителъным,
2. Отрицателъным.

Последняя формулировка задания более лаконична. Кроме этого, она в большей степени акцентирует внимание учащегося на актуальных для него терминах «положительный угол поворота» и «отрицательный угол поворота».

В перечислении ответов в задании, по мере возможности, придерживаюсь определенного порядка. Если речь идет, например, о числах или о величинах, то располагаю их в порядке возрастания или убывания.

Тестовые задания, используемые на уроках математики, обеспечивают проверку знаний и умений на трех уровнях: узнаваемости и воспроизведения, применения в знакомой ситуации или творческого применения. В связи с этим нижней границей успешности выполнения задания (оценка «З») является 70% правильных ответов за обязательные вопросы. Оценка «4» ставится при успешном выполнении всей обязательной программы задания. Оценка «5» ставится при успешном выполнении всей обязательной части задания и правильных ответах на часть вопросов, требующих проявления самостоятельности, способности применять знания в новой ситуации.

Очень важно ставить перед учащимся задания, требующие самостоятельного их поиска или создания, подбирать задачи, содержательная сторона которых соответствует реальной действительности. По возможности использовать для них материал, отвечающий интересам учеников, имеющий положительную эмоциональную окраску. При этом надо учить их при решении задачи переходить на абстрагированный уровень, отвлекаясь от конкретного содержания.

Общеизвестно, что каждая задача может служить многим конкретным целям обучения. И все же в обучении математике главная цель задач — развивать математический стиль мышления учащихся, заинтересованность их математической деятельностью, способствовать развитию навыков к «открытию» математических неочевидных истин. Известно также, что достижение этих целей с помощью одних стандартных задач невозможно. Не случайно известный математик-педагог Д. Пойа в книге «Как решать задачу» писал: «Что значить владение математикой? Это есть умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности». С этой целью просто необходимо широкое использование в тестах разноуровневых заданий.

Однако с помощью тестов фиксируется только результат, но не ход их выполнения, и у учащихся есть возможность угадывания ответа. Поэтому при проверке знаний и умений не следует ограничиваться лишь тестовым контролем, как и любым другим способом проверки, а необходимо их сочетать.

Категория: