Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Правовое воспитание. Тренинг с учащимися «группы риска» на тему: «Мои права и обязанности»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Васильченко Татьяна Леонидовна социальный педагог КГУ «Ломоносовская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями в развитии» район имени Габита Мусрепова, с. Ломоносовка, СКО

Тренинг с детьми группы «риска»

Правовое воспитание.

Цель:

Разъяснить права и обязанности несовершеннолетних.
Способствовать развитию навыков защиты гражданских прав.
Расширять представления о способах самовыражения личности.

Содержание занятия:

I Сплочение и активизация группы.

Упражнение — знакомство «моё имя».

Это упражнение позволяет участникам познакомиться друг с другом, адаптироваться в новой среде.

Участники произносят свои имена и говорят, с чем ассоциируется первая буква (например, Ольга — очаровательная, Миша — мудрый и т. д.). При этом перекидывают друг другу клубок ниток, разматывая его. После представления последнего участника педагог обращает внимание на образовавшуюся «паутинку», которая должна символизировать сплочённость группы. Педагог анализирует, что почувствовал каждый участник, произнося своё имя. После проведённого анализа участники сматывают клубок, при этом участник, возвращающий клубок следующему участнику, должен назвать его имя и с чем оно ассоциируется.

Упражнение — «ритмические хлопки»

Это упражнение поможет закрепить целостность группы. Оно заключается в том, каждый участник группы хлопает в определённой последовательности. Чтобы уловить последовательность, педагог помогает участникам, дирижируя. Как только механизм игры усвоен, участники хлопают самостоятельно. Не взирая на простоту упражнения, оно позволяет каждому участнику не вербально ощутить целостность группы. Кроме того, почувствовать ответственность за то, чтобы в хлопках звучала музыка, определённый ритм: сбивается один — не слышно ритма группы.

II Информационная часть

Раскрытие материала по следующим вопросам:

• Национальное и международное законодательство в области прав человека
• Основные права несовершеннолетних.
• Основные обязанности несовершеннолетних.

Национальное и международное законодательство в области прав человека.

Несовершеннолетними считаются дети, не достигшие восемнадцати лет.
Их права и обязанности предусмотрены следующими законодательными актами:

Всеобщая Декларация Прав Человека
Конвенция о правах ребёнка
Конституция Республики Казахстан
Закон РК «О правах ребёнка в РК»
Закон РК «О браке и семье»

Основные права несовершеннолетних детей.

1.Право на семейное окружение

В Конвенции о правах ребёнка сказано: «Ребёнку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания».

Право жить и воспитываться в семье означает, что ребёнок может проживать со своими родителями. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признаётся место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов. Вместе с ними проживают и другие несовершеннолетние дети. Семейное воспитание признаётся лучшей формой воспитания ребёнка. Ребёнок имеет право на общение с родственниками.

Каждый ребёнок имеет право на заботу родителей, обеспечение его интересов, уважение его человеческого достоинства.

2.Право свободно выражать своё мнение.

Ребёнок вправе свободно выражать своё мнение при решении вопросов, затрагивающих его интересы. Например. В какой школе учиться, где провести летние каникулы. Ребёнок сам определяет кружки и секции, в которых он желает заниматься. Но не все вопросы может решать сам ребёнок. Надо учитывать его возраст. По достижении 10 лет обязательно учитывается мнение ребёнка при изменении имени, фамилии, усыновлении, а если родители разводятся, то ребёнок выбирает с кем он останется жить.

3.Право на индивидуальность

Ребёнок имеет право на сохранение своей индивидуальности (имя, отчество, фамилия). Имя ребёнку дают родители. Как правило, родители называют ребёнка любым придуманным ими именем. Но есть пределы этого выбора. Учитывая интересы детей, родители не должны использовать предоставленное им право и присваивать имя, способное вызвать у окружающих смех или неприятные ситуации.

4.Право на защиту.

Закон закрепляет право ребёнка на защиту своих прав и законных интересов. Защиту прав осуществляют родители, органы опеки, суд. Прокурор. Закон защищает ребёнка от различного рода посягательств, унижения его достоинства. Иногда закон защищает от родителей (если родители жестоко относятся к ребёнку).

5.Право на имущество.

Ребёнок имеет право на то, чтобы родители содержали его. Закон позволяет ребёнку иметь собственное имущество, полученное в дар или по наследству, заниматься трудовой деятельностью и получать от неё доходы.

Обязанности несовершеннолетних детей.

  •  Соблюдать Конституцию и законы РК
  •  Уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц;
  •  Заботиться о родителях;
  •  Учиться и получить среднее образование;
  •  Беречь памятники культуры и истории;
  •  Сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.

III Закрепление материала.

Упражнение «напишите закон сами»
Участники делятся на 2-3 малые группы. Каждой группе предлагается написать свой «закон» (Закон «О правах и обязанностях детей»). После работы в малых группах, каждая из них презентует свой закон. Далее педагог обобщает результаты работы всех групп и совместно составляет общий «Закон о правах ребёнка». Педагог должен сделать вывод о том, что дети находятся под защитой государства и общества, имеют особые права и несут серьёзные обязанности перед обществом.

IV Заключительная часть.

Упражнение — прощание «Тепло»

Упражнение заключается в том, что сидящие рядом участники берут друг друга за руки, образуя замкнутый круг. Педагог просит почувствовать тепло рук, сидящего рядом, поделиться своим теплом.

Участники делятся своими ощущениями по поводу прошедшего занятия: что нового они узнали, полезны ли эти знания. Все участники заполняют следующую таблицу:

Что мне сегодня понравилось Что мне сегодня не понравилось
Мои опасения Мои пожелания группе и педагогу

 

Категория: