Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

План-конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему: «Своеобразие и красота пейзажа»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Гуцей Ирина Васильевна учитель изобразительного искусства и черчения, стаж 36 лет, высшая категория Георгиевская средняя школа г. Актобе

Фото с сайта foto-toto.ru

Вид урока: Изображение на плоскости.

Цель урока: Продолжение знакомства с одним из жанров изобразительного искусства пейзажем.

Задачи урока:

1.Закрепление знаний учащихся о жанре пейзажа. Знакомство с видами пейзажа.

2.Развитие наблюдательности, умения видеть красоту в обычной и привычной окружающей среде.

Формировать умение выражать в рисунках свои зрительные представления и впечатления от восприятия пейзажа.

Учить выразительно компоновать выбранный сюжет, применять плановость в пейзаже, учитывать перспективу и три закона горизонта.

Материалы к уроку: Альбомы, акварель, гуашь, палитры, кисти.

Зрительный ряд: Репродукции с картин художников в жанре пейзаж, детские рисунки, таблицы по изобразительному искусству с изображением перспективы.

Литературный ряд: Стихотворение Н. Рыленкова  «Богатства родного пейзажа». Высказывание В. Сухомлинского о природе.

План и ход урока:

1. Организационная часть: 2–3 минуты.

2. Вступительная беседа: 10–12 минут.

Все богатства родного пейзажа
В полное владенье нам даны:
Вьюжных зим серебряная пряжа,
Кружева зеленые весны.
Летний полдень в поволоке зноя,
Вечер, заглядевшийся в ручей.
Узорочье луговин цветное,
Теплый воск желтеющих полей.
Расписные крылья листопада
Над бездонной синевой озер.
Все это твое, и сердце радо
Целый мир влюбить в родной простор.
Н. Рыленков

Природа и красота — часто очень трудно отделить эти слова друг от друга. И не случайно многие художники, писатели, поэты, музыканты посвящали природе свои восторженные произведения. Известный педагог В. Сухомлинский сказал: «Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в небе, шуршание снежинок и стон метели, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи — услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

Природа — это книга мудрости. Прочитать эту книгу, овладеть её богатством помогает пейзаж.

— Что же такое пейзаж?

В переводе с французского языка пейзаж — это местность, изображение природной среды.

Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажа:

1. Природный пейзаж — это изображение лесов, полей, рек, озер и т. д.

2. Морской пейзаж — красоты спокойного и бурного моря, изумрудных гребней волн, кружева пены.

3. Горный пейзаж — изображение величия природы, могущества.

4. Сельский, городской, архитектурный и индустриальный пейзаж. В сельском пейзаже изображается деревня, её быт. В городском пейзаже пространственная среда включает в себя улицы, здания и т. д. Архитектурный близок к городскому, но в нем больше внимания идет на изображение памятников архитектуры. Индустриальный пейзаж показывает роль человека-строителя, создателя фабрик, плотин, электростанций и т. д.

5. Космический пейзаж — изображение звездного неба, далеких планет.

6. Фантастический, сказочный пейзаж — изображение всего необычного, придуманного, несуществующего.

Стремление найти в различных состояниях природы соответствие человеческим переживаниям и настроениям придало пейзажу лирическую окраску эти пейзажи, передают настроение.

Пейзажи можно рисовать и писать по разному.

1. С натуры.
2. По представлению.
3. По воображению.

Пейзажи можно выполнять в любой технике, как в графической, так и в живописной. Живописные пейзажи помогают передать цветовую гамму. Цветовая гамма зависит не только от выбранного вида пейзажа, но и ещё от времени года, от времени суток и от погодных условий.

И так выбран вид пейзажа, время года, время суток, погодные условия. С чего же начать работу над пейзажем?

1. Эскиз. Формат. План (ближний, главный, дальний).
2. Композиция.
3. Перспектива (далеко, близко).

3 правила:

1. Все линии, удаляясь от наших глаз стремятся слиться в точку на линии.

2. Все предметы, удаляясь от нас, уменьшаются в размерах, пока не превратятся в точку на линии горизонта.

3. Все цвета предметов бледнеют и размываются всё сильнее и сильнее при удалении от наших глаз к линии горизонта.

— Что такое линия горизонта?

— Это место где небо сходится с землей.

Перспектива в живописи употребляется для того, чтобы создать иллюзию глубины, трёхмерности. Ощущение глубины или удаленности в картине может быть создано с помощью цвета и тона. Предметы находящиеся на расстоянии, кажутся более холодными и бледными, чем предметы на переднем плане. Теплые краски в картине приближают предметы, а холодные удаляют.

3. Практическая работа учащихся: 22–25 минут.

Задание: По желанию учащихся можно выбрать один из 6 видов пейзажа и изобразить его по представлению. Время года, суток и погодные условия также изображаются по выбору.

4. Подведение итогов урока: 5–7 минут.

Мини вернисаж с обсуждением работ.

5. Завершение урока. 1 минута.