Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Открытые формы занятий в сочетании с компьютерными технологиями при обучении орфографии

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Б.Е. Валиева

учитель Булаевской СШ № 4 района Магжана Жумабаева

К развивающим формам обучения, способствующим самостоятельной активной познавательной деятельности каждого ученика, можно отнести «открытые» формы занятий в сочетании с компьютерными технологиями.

Открытая форма занятий — это индивидуальная работа, работа в паре, в группе, «свободная работа», работа над проектом, игра, где знания «добываются» самостоятельно. Кроме того, открытые формы занятий включают в себя начальный и заключительный круг, свободную организацию перемен, занятия в часовых блоках, разделенных по педагогической необходимости, свободный доступ к полкам с дидактическим материалом и играми, передвижную мебель, открытую классную дверь. Открытая дверь считается признаком того, что в класс может войти любой человек и это не будет воспринято как нарушение порядка. Открытая классная дверь предоставляет родителям возможность присутствовать на занятии без предварительной договоренности с учителем.

Приступая к открытым формам занятий, ученикам необходимо объяснить, что

  • процесс обучения нужно строить самостоятельно;
  • время на выполнение обязательных заданий или заданий по выбору можно распределять самому; не все должны делать одно и то же задание одновременно;
  • работа считается законченной в том случае, когда усвоен весь материал.

Сам учитель при этом должен четко знать специфику своей работы, которая предполагает следующее:

  • уметь ждать;
  • верить в способности ученика;
  • не снимать ответственности с ученика при первых же трудностях обучения;
  • не лишать учащихся самоконтроля.

Переход к открытым формам занятий должен осуществляться постепенно. Сначала можно предложить только два задания, затем постепенно увеличивать их количество. На начальном этапе работы учитель должен оказывать поддержку ребенку по мере необходимости; не предлагать слишком много разнообразного материала для изучения; не перенасыщать занятия групповой работой.

Конечно, на начальном этапе введения открытых форм работы у учителя возникает немало проблем: научить ребенка работать в паре, в группе, выполнять задания различной степени трудности, желательно без чужой помощи, рационально распределяя время на выполнение заданий, не мешать одноклассникам целенаправленно работать с учебным материалом, доводить начатое до конца, класть рабочие материалы на место. Успешность открытых форм занятий зависит от частоты их проведения: чем больше таких занятий, тем лучше.

Правила работы на открытых занятиях:

  1. Я работаю молча, при необходимости разговариваю только шепотом.
  2. Я никогда не мешаю другим, проходя по классу.
  3. Если у меня появились вопросы, я обсуждаю их с учеником, который оказывает помощь в работе над этим планом. Только в том случае, если он не может мне помочь, я обращаюсь к учителю.
  4. Письменные задания я выполняю на своем месте.
  5. Для занятий в парах или группах мы ищем место, где можем расположиться.
  6. Я довожу работу до конца.
  7. Только выполненные задания я показываю учителю или ученику, который осуществляет контроль.
  8. Все необходимые для работы материалы я возвращаю на место.
  9. Я аккуратно сохраняю рабочий план в своей папке.

Работа с планом дает возможность накопить опыт, развивает личность ребенка, так как из пассивного слушателя он превращается в активного деятеля. Школьник работает в индивидуальном темпе и ритме, сам выбирает последовательность программы дня.
Задания по орфографии отличаются своей интегративностью и большим разнообразием. Помимо работы с компьютером, с учебником, рабочими тетрадями, с пособиями для самостоятельной работы, различными словарями, справочниками, в план включаются также диктанты для индивидуальной и парной работы, задания по развитию речи.

Диктанты с самоконтролем

Основное назначение таких диктантов — формирование у детей навыков самоконтроля. По восприятию материала — это зрительные диктанты. По характеру записи текста — без изменения записи диктуемого (письмо по памяти).

Материалом для диктантов могут служить как отдельные словосочетания, предложения (загадки, пословицы, поговорки, высказывания), так и хорошо запоминающиеся тексты (небольшие стихотворения, отрывки из художественной прозы). Такие тексты можно положить в коробку, конверт, сумку и назвать их «диктант из коробки», «диктант из конверта», «диктант из сумки». Если их расположить в разных местах класса, то получится «походный» диктант.

«Диктант из коробки». Текст диктанта состоит из предложений, записанных на карточках. Школьник должен прочитать предложение, запомнить его и, перевернув карточку обратной стороной, записать в тетради. После этого проверить самого себя.
«Диктант из конверта» развивает умение видеть орфограммы. Он представляет собой «разрисованный» текст (графическое обозначение в словах определенной орфограммы).
Работа над «походным» диктантом проходит следующим образом. Текст вывешивается в разных местах класса. Ученик должен тихо, никому не мешая, подойти к тексту, прочитать и запомнить часть его, вернуться на место и записать то, что запомнил. Затем опять подойти к тексту и т. д. Написав диктант, школьник берет лист с текстом и сверяет его с тем, что написал. Ученикам могут быть предложены либо одинаковые, либо разные тексты.

Ценность этих диктантов в том, что дети пишут их сами, без учителя. При этом концентрируется внимание школьников, развивается их зрительная память, осуществляется самоконтроль.

Некоторые задания предполагают составление «свободных текстов» (стихотворений, рассказов, историй). Они служат одновременно задачам обучения правописанию и развития речи.

Стихи (акростих, «Я…», 11-словие, стихотворение по метафоре и др.), как рифмованные, так и «белые», может писать и один человек, и несколько.

Стихотворение «Я…» пишется от лица предметов окружающей среды, от лица какого-то героя после прочтения книги, просмотра кино и т. п. Словами «Я…» начинается каждая нечетная строка. Например:

    Я ручеек
    Я ручеек.
    Устремляюсь вдаль.
    Я ручеек.
    В пути много увидал.
    Я ручеек.
    Лист кленовый увидал
    И весело ему сказал:
    «Я ручеек».
    И в путь с собой позвал.

11-словие состоит из 11 слов (как знаменательных, так и служебных), расположенных на 5 строках (1,2,3,4,1). Первая строка — цвет, качество (прилагательное); 2-я — о чем пишу (прилагательное + существительное); 3-я — тема расширяется (три слова); 4-я — о себе (четыре слова); 5-я строка — результат, вывод (одно слово).

    Ивушка
    Зеленокудрая
    Тонкая ивушка,
    Ты склонилась задумчиво.
    Я люблю твою нежность.
    Любуюсь!

Стихотворение по метафоре. Стихотворение состоит из шести характеристик, расположенных в такой последовательности: цвет, вкус, запах, внешность, звук, качество переживаний. Первое слово каждой строки — название стихотворения.

    Лето
    Лето — это яркое солнце.
    Лето — это сладкие яблоки.
    Лето — это запах сена.
    Лето похоже на добрую фею.
    Лето — это трели соловья.
    Лето — это радость отдыха.

Контрольная работа на компьютере

Компьютер фактически играет роль «электронного преподавателя». Машина, работая по заданной программе, осуществляет индивидуальный контроль за уровнем сформированности орфографических навыков у конкретного ученика. Компьютерная программа предлагает учащимся следующие задания:

Задание 1 выявляет уровень сформированности орфографических навыков по теме.

Вставьте пропущенные буквы.

Посв… тить рассказ сыну, ж…стяной бидон, ш… стьсот страниц, ц…нить за мужество, нак… лоть дров, г… родской житель, выв…з товара, над…вать рубашку, нак…лить железо, жить впрог…л…дь, уд…с…терить силы, посв…тить фонариком.

Задание 2 предполагает контроль за умением дифференцировать орфографические правила с одним и тем же опознавательным признаком орфограммы, а именно: безударные гласные, проверяемые ударением, и непроверяемые безударные гласные.

Вставьте пропущенные буквы. Укажите номер правила, которое вы применили (1. Безударные гласные корня, проверяемые ударением. 2. Непроверяемые безударные гласные корня).

Сл…зать с крыши, ж…леть сироту, купить к…нверт, ш…стой день, ц…на билета, б…гут по дороге, взять комп…с, теплый в…терок, выл…чить зуб, инт…ресный фильм, од…вать сына, подать п…льто.

Материал заданий подобран с учетом всех вариантов данной орфограммы. Таким образом, учащиеся получают конкретное представление о том, на какой круг слов распространяется данное правило. Выполняя задания, они обращают внимание на все существенные признаки, совокупность которых определяет верное применение правил.

Задание 3 направлено на выявление умения обнаруживать орфограмму. Сложность упражнения в том, что отсутствуют сигналы (пропущенные буквы), указывающие на орфограмму.

Подчеркните орфограмму «безударные гласные корня, проверяемые ударением».

Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса. (Тургенев).

Контролирующая программа комментирует правильность ответа сообщениями: «правильно», «ошибка»; по завершении этапа контроля программа указывает время, затраченное на ответ, оценивает работу по пятибальной шкале и сообщает оценку. Результаты работы ученика сохраняются в пригодном для дальнейшей работы виде.

Работа над ошибками проводится так: ученик выписывает слово (правильно), обозначает изученную орфограмму, подбирает пять подобных примеров. Помощь при подборе слов с тем вариантом орфограмм, в котором допущена ошибка, окажет иллюстративный материал пособия «Дидактический материал по орфографии с компьютерной поддержкой»

«Парный диктант». Сначала учащиеся диктуют друг другу тексты с пропущенными орфограммами. Затем они проверяют диктанты друг друга, а потом проверяют каждую работу вместе, сравнивая с образцом.

Папка — накопитель по теме «Природа нашего края». Задание выполняется на плакате. Тематическая запись слов с безударными гласными, проверяемыми ударением, может иметь разные формы:

1) тема записывается в середине нарисованного солнца. На конце солнечных лучей пишутся слова разных частей речи; 2) слова записываются на листе бумаги произвольно: сбоку, внизу, вверху и т. п. По окончании работы плакат вывешивается на доске.

«Словарный ящик». В «ящике» спрятаны слова.

Б Л А Г О Д А Р И Т Ь
О Е А Р О В А Т Ь Р Т
Я Д Р О Б Ы К Ю Т, А И
Т Я Н У В Я Н, А И В Р
Ь Н Е С И В Я В Я О
С О В А Н И О Е Я Н В
Я Й Ц О Я Т Д, А О
В Ы Д А Т Ь С О З Й Г

Слова читаются слева направо, сверху вниз, снизу вверх. Ученик сначала должен раскрасть слова разными карандашами, затем написать в тетрадь, подчеркнув безударные гласные корня.

«Свободная работа». Ученик самостоятельно выбирает вид деятельности, связанный с темой занятия. Это могут быть задания как игрового, так и неигрового плана.
Опыт обучения орфографии с применением компьютера в сочетании с открытыми формами занятий свидетельствует об эффективности данной технологии, а именно:

  • ученик работает активно и самостоятельно в пределах «подготовленной дидактической среды»;
  • реализуется целеполагание: ученик знает, чем он будет заниматься на занятиях; мотивация является важным шагом на пути выбора задания;
  • немаловажную роль играет свобода выбора деятельности, свобода времени (темп и продолжительность работы), свобода передвижения;
  • изменяется форма контроля: учащегося контролирует компьютер, но и сам он контролирует себя, тщательно проверяя свою работу;
  • индивидуализация и дифференциация обучения, усиленные компьютером, сочетаются с парными и групповыми формами работы;
  • у ребенка вырабатываются умения соблюдать тишину, работать концентрированно, не мешая другим, развиваются навыки коммуникативной культуры;
  • формируется иная, чем на традиционном уроке, культура поведения учителя: он наблюдает за ходом самостоятельной работы учеников, оказывая индивидуальную помощь только в случае необходимости, осторожно направляя саморазвитие детей.

Проведение открытых форм занятий чрезвычайно перспективны в наше время, когда знания русского языка у учащихся проверяются на каждой ступени образования в средней общеобразовательной школе в виде промежуточного государственного и единого национального тестирования.

Журнал «Педагогический вестник СКО» № 3 2008

Источник: СК ИПК ППК

Категория: