Вольных Алла Анатольевна, учитель МХК
Ой, да красна ты, Русь, чудо умельцами,
Да многоводностью, да не наглядностью,
Да богатырской силой и доблестью!
Не погубить тебя, не покорить!
Ой, родная Русь, прими ты здравницу!
Вечно жить тебе да славиться!
Изучение МХК предполагает обращение не к одному или нескольким видам искусства, а ко всему миру художественной культуры, которая имеет весьма сложное строение. У этого курса есть собственный предмет исследования, своя специфика, свои цели и задачи, которые не могут быть выполнены никаким другим предметом.
МХК предусматривает широкую интеграцию и осмысление связей художественной культуры с историей, философией, социологией,
Человек — сын своего времени и своей страны.
Стыдно сознавать себя «иванами, не помнящими родства». Неудивительно, что так жадно стали читать литературу о прошлом, что вереницы людей потянулись к вновь выстроенным, сверкающим золотом куполов, церквям, что вспоминаются старинные обряды и, казалось, безвозвратно забытые традиции. Не случайно в годину военных и иных лихолетий люди обращаются к памятным страницам прошлого, ища в отшумевших веках поддержку, ответы на загадки повседневности.
Задайте вопросы сами себе:
— Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески, думать о значении волнистой линии орнамента, высеченного на замшелом камне?
— Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца, расшитые красными нитями; донца прялок, расписанные пестрыми красками?
Ведь человек не подобен
Крестьянское сознание сохранило веру в злых и добрых духов, в суровых, но справедливых языческих богов. Вживание во всё то заветное, что сохранили памятники старины, не проходит даром: мудрость предков учит добру и любви, праве и справедливости, трудолюбию и гордости за свой народ.
Название праздника — «Масленица» не случайно,
Цель: ознакомление учащихся с проведением масленицы на Руси.
Место проведения: пятница, спортивный большой зал, столовая.
Оборудование: кукла масленицы, праздничные газеты, шары, ленты, спортивный инвентарь, костюмы для актёров, народная музыка (инструменты), столы с угощением (блины, самовар…).
Звучит музыка.
Ведущая:
Звучит народная плясовая музыка.
Ведущая: У русского народа, как и у других народов, есть своя музыка, песни, обычаи и праздники.
Вбегают скоморохи.
1 скоморох:
2 скоморох: А чего они сошлись, сами поди не знают. Лучше бы дома сидели.
1 скоморох: Наверное, на блины набежали. Видел, какие столы в столовой?
2 скоморох: Да!!! Слушай, брат, вот что я знаю. Ехал один наш мужик лесом в слободу на ярмарку за покупками. В яр спустился, глядь — лисы хоровод водят. И
1 скоморох: Да, это что! Я вот что знаю. У бабки Агафьи мыши развеселились, бегают из угла в угол и посмеиваются, а коту Ваське усы сбрили. И чего это они?
Ведущая: Я отвечу на ваши вопросы — и лисы, и мыши зиму провожают да весну поджидают. И народ здесь собрался, чтоб зиму проводить и весну встретить. Весёлые русские песни попеть да в игры поиграть.
Звучит музыка зимы.
1 скоморох: Ой! Смотрите, сама Матушка Зима к нам в гости идёт.
Зима: Низкий поклон вам, добрые миряне! Поморозила я вас на славу. Довольна моя душенька. А может, на вас ещё морозца напустить?
Скоморохи хором: Нет, не надо, спасибо.
Зима: А раз нет, то порадуйте меня, повеселите. Покажите свою силу и ловкость, да удаль молодецкую!
2 скоморох:
Перетягивание каната (жетоны).
Зима: Спасибо вам! Порадовали вы меня, повеселили.
Ведущая: Матушка Зима! Спасибо тебе за снежок, за снежные горки, за зимние каникулы и праздники Нового года и Рождества Христова.
1 скоморох: Даже за сильные морозы спасибо, на то ты и Матушка Зима.
2 скоморох: А теперь дозволь передать власть
Ведущая:
Ряженые вносят
1 скоморох:
— Первый день — встреча.
2 скоморох:
1 скоморох:
Масленицу встречаем — зиму провожаем.
(Провожают Зимушку).
Начальная школа:
Ведущая: Недаром в народе говорят про масленицу пословицы. Кто порадует нашу гостью?
(Прослушиваются домашнее задание каждого класса).
2 скоморох: Второй день — заигрыш.
Исполнение частушек:
Девчата:
Парни:
Девчата:
Скоморохи вместе: Ну ладно уж, давайте скорей следующий день объявлять. Третий день — лакомка.
Исполнение русской народной песни «блины».
Ведущая: А сейчас четвёртый день — разгул.
1 скоморох:
Исполнение песни «Во кузнице».
2 скоморох:
Исполнение частушек:
1 скоморох:
2 скоморох:
Загадки (работа с залом, жетоны).
Черный, проворный, кричит «крак»,
Червякам — враг. (Грач)
Не артист, а голосист,
Не ездок, а шпоры у ног. (Петух)
Ни барашек и ни кот,
Носит шубу круглый год. (Заяц)
Жил я посреди двора,
Где играла детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик)
Надувает красный шар,
А как выпустит из рук —
Станет вдруг светло вокруг. (Солнце)
Ведущая: Хватит петь да плясать — пора пятницу с субботой объявлять.
1 скоморох: Пятый день — тёщины вечерки.
Звучит музыка. Входит тёща и за ней зятья.
2 скоморох: Ой, а как Вас зовут? (Марья Петровна)
— А с вами кто? (Зятья)
1 скоморох: Тут зятья сказали, что удивить решили всех. Но нужно немного помочь им словами: «Правильно! Правильно! Правильно припели». (Пробуют 1 раз).
Исполнение частушек.
Все: Правильно! Правильно! Правильно припели.
Тёща: Правильно, неправильно, кому какое дело.
Все: Правильно! Правильно! Правильно припели.
Тёща: Правильно, неправильно, кому какое дело.
(Тёща и зятья уходят).
Ведущая: Молодцы зятья, да и теща хороша.
1 скоморох: Седьмой день — золовкины посиделки.
2 скоморох: В эти дни устраивались семейные чаепития с поднесением подарков.
1 скоморох: У нас тоже есть, кого одарить за (…)
Награждение тех, у кого жетоны.
Ведущая: Заканчивалась Масленица «Прощенным воскресением». Все просили друг у друга прощения.
2 скоморох:
Ведущая: Ну, что ж, ребята, пришла пора зиму провожать — Масленицу жечь! Давайте скажем ей хором слова:
Куклу выносят из зала.
Все участники:
1 скоморох: А сейчас
Звучит музыка.