Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Особенности проектной и исследовательской деятельности младших школьников

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Паульзен Ольга Владимировна — воспитатель, вторая квалификационная категория высшего уровня КГУ СОШ № 86 г. Караганда

Особенности проектной и исследовательской деятельности младших школьников

«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». В. А. Сухомлинский.

Цели:

  • нахождение наиболее одаренных детей, способных к занятию исследовательской деятельностью и развитие их творческих способностей;
  • совершенствование умений и навыков самостоятельной работы детей и повышение их уровня знаний и эрудиции;
  • обучение учащихся начальной школы работе в рамках саморазвития и самообразования;
  • поддержание близкого контакта с родителями, взаимодействие с ними в плане расширения кругозора учащихся в области научных достижений
  • активизация познавательной деятельности учащихся через исследовательскую и проектную деятельность

Задачи:

  • воспитывать интерес к познанию мира;
  • развивать навыки научно-исследовательской работы;
  • умения самостоятельно и творчески мыслить;
  • применять полученные знания на практике;
  • овладевать правилами обращения с необходимыми для исследовательской работы приборами и оборудованием.

Актуальность: Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, исследовательской, связанной с развитием индивидуальных знаний детей, их познавательной активностью, способностью решать нестандартные задачи.

Здесь важно, чтобы дети с самого начала поняли всю значимость своего исследования, возможность его использования не только в прикладных целях, но и в жизни. Необходимо выделить, что перед детьми младшего школьного возраста, учитывая их психологические особенности, нельзя ставить слишком трудные задачи. Использовали в работе различный вспомогательный дидактический материал (памятки, инструкции, шаблоны, трафареты), а так же помощь родителей.

В своей работе я использовала исследовательско-творческий тип проекта: где дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна. Самым первым этапом работы является выбор темы, далее с помощью учителя ребёнок ставит цель, какого результата он хочет достичь в процессе своей исследовательской деятельности. Следующий этап — подбор материала по теме, который происходит не без помощи учителя.
Ребёнок изучает собранный материал, обобщает и систематизирует, затем оформляет его. Заключительным этапом работы является защита проекта, формы реализации которого могут быть разнообразными: в тематических альбомах, выступления перед родителями, выпуск газеты. В приобщении детей к исследовательской деятельности мы нацелены не только на результат, а на процесс. Главное — заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда появится результат.

Актуальность: развитие мелкой моторики руки

Первый проект «Букет цветов», изготовленный из цветных салфеток, мы провели ко дню учителя, предложили поздравить всех педагогов с праздником. Красивые букеты появились на глазах у ребят. Ребята собирали вазу (ваза разрезается на пазлы, дети должны собрать правильно все части вазы), скручивали из цветных салфеток кружочки и приклеивали на нарисованные круги.

Стенгазета «Букет цветов»

Проанализировали работы детей, сделали вместе с детьми выводы. Оказалось, что малыши любят и хотят работать.

На основе первого опыта детям было предложено заняться подготовкой заинтересовавшего их проекта по теме «Золотая осень».

Из цветной бумаги ребята выполнили работу (на плакате приклеили деревья, цветную бумагу ребята нарезали на кусочки и приклеили на деревья, получился разноцветный листопад). Вместе с родителями организовали выставку по созданию гербария из осенних листьев, овощей и фруктов и подборкой стихов о деревьях и кустарниках.

Помощь родителей помогла детские мечты воплотить в реальность.

Спортивно-игровое путешествие в страну «Здоровья» под названием «Пираты Карибского моря» провели уже перед Новым годом.

Актуальность проекта: Самое ценное и важное в нашей жизни — это дети и их здоровье. Красочно украсили зал, подготовили атрибуты для игр, костюмы, пригласили старших ребят на роль пиратов, не забыли и про подарки для ребят. Игра проходила в виде соревнования между командами. Ребята весело и с пользой провели время.

Проект «Эта волшебница вода»

Актуальность проекта: Эмоциональное отношение к окружающему миру, любовь к природе. бережное отношение к природным ресурсам

Оформление класса, дети по следам (сделаны из бумаги голубого цвета) проходят на свои места. С помощью опытов узнали о свойствах воды. Ребята изобразили путешествие капельки по временам года.

Заранее были приготовлены листы и закрашены в четыре цвета по временам года. Ребята проводили опыты с водой, рассказывали о необходимости воды в жизни человека, животных и растений, рассказали о правилах безопасного поведения на воде, а так же познакомились с круговоротом воды в природе. Нашли по карте водоёмы. Закрепили полученные знания о круговороте воды в природе игрой.

Проект «Новогодняя сказка» удивил даже самих ребят.

Работа так же была выполнена из цветных салфеток. Снеговик и елочка получились замечательными.

Решили на этом не останавливаться и уже подготовили следующий проект «Масленица».

Актуальность проекта: умение работать в группе, ответственность каждого за правильно выполненную часть своей работы

Ребята испекли блины (на сковородке подкинуть диск, чтобы он перевернулся другой стороной). Затем угощали животных блинами (на каждом блинчике пример, решить его и найти ответ у животных).

Можно сказать, что благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость и гордость за выполненную работу.

Опытная работа показала, что учащимся нравятся проекты, которые носят комплексный характер, так как дают возможность выбрать деятельность по своим личным интересам.

Литература:

1. Братанова Т. А. Методика организации игр — исследований с младшими школьниками // Начальная школа. 2008. № 5.
2. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. — М., 2000.
3. Матяш Н. В., Симоненко В. Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. — М.: Вентана-Граф, 2004.
4. Землянская Е. Н. Учебные проекты младших школьников. // Начальная школа. — 2005. — № 9.
5. Иванова Н. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Начальная школа. — 2004. — № 2.
6. Пержинская Е. В. Как организовать исследовательскую работу в 1 классе // Начальная школа. 2008. № 5.
7. Пичугин С. С. Учебно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках математики // Начальная школа. 2008. № 6.

Категория: