Международный творческий экспресс-конкурс «Вот оно какое, наше лето!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья, посвященном летнему отдыху

 

Основные направления и содержание коррекционно-педагогического процесса для детей раннего возраста с ОВР на занятиях ЛФК

 

Версия для печатиВерсия для печати

 

 

 

Дегтярева Татьяна Олеговна учитель лечебной физкультуры, высшей квалификационной категории высшего уровня, стаж свыше 30 лет. КГУ Кабинет психолого-педагогической коррекции, Казахстан, г.Караганда

 

 

 

Дегтярева Татьяна Олеговна

Вся система коррекционно-педагогической работы и лечебной физкультуры направлена на то, чтобы реабилитировать и социально адаптировать ребенка с ОВР к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным членом общества, который наравне со всеми людьми может включиться в полноценную общественную жизнь и приносить пользу обществу.

Ранний возраст — особый период становления органов и систем, формирования их функций, прежде всего функций мозга. Особенностью раннего детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей.

Общность основных закономерностей развития ребенка в норме и в ситуации отклоняющегося развития определяют основные направления:

Первое направление — это организационный этап работы с семьёй, разъяснение родителям о необходимости участия в коррекционно-развивающем процессе. Выяснять ситуацию социального развития ребенка; необходимо обратить внимание на режим дня в семье, состояние предметно-развивающей среды и возможности ее динамического изменения в соответствии с запросами и потребностями малыша.

Второе направление — это определение актуального уровня физического развития ребёнка на данном возрастном этапе.

Третье — определение стратегии, составление индивидуального корекционно — развивающего маршрута.

Четвертое — проведение коррекционно-развивающих занятий с обязательным участием родителей.

Пятое — проведение итоговой диагностики по изучению сформированности умений и навыков после коррекционно-развивающих занятий.

И для достижения хороших результатов лечебная физкультура, ставит следующие задачи в работе с детьми раннего возраста:

  • охранять и укреплять здоровье ребенка, заботится о нормальном функционировании всех органов отдельно и системы организма в целом;
  • обеспечивать своевременное и полноценное физическое развитие;
  • развивать движения (развитие и активизация общих движений, развитие общей моторики, развитие тонкой ручной моторики, зрительно-двигательной координации)
  • обеспечивать бодрое уравновешенное состояние ребенка;
  • воспитывать культурно-гигиенические навыки.

Общие принципы построения комплекса упражнений для детей раннего возраста:

1. В комплекс упражнений должны входить упражнения для всех мышечных групп.
2. Комплекс формируется плавным переходом от простых упражнений к более сложным.
3. Физическая нагрузка должна плавно увеличиваться. Это проводится путем увеличения числа повторений того или иного движения. .
4. В начале курса массажа и гимнастики число повторений упражнения не должно превышать 3 раз. .
5. Ближе к концу курса число повторений каждого упражнения можно довести до 5 раз.
6. Время продолжительности сеанса массажа необходимо обсудить с педиатром.
7. К концу курса массажа время постепенно увеличивают. .
8. Следует избегать переутомления малыша во время гимнастических упражнений.
9. Процедура массажа и гимнастики должна быть для малыша забавной игрой.

Методы обучения:

  • Метод пассивных движений;
  • Метод «случайное действие»;
  • Метод наблюдений;
  • Метод показа способа действия;
  • Метод совместных действий;
  • Метод практических упражнений;
  • Игровой метод;
  • Метод самостоятельной деятельности.

Говоря о содержании занятий с детьми раннего возраста важно отметить, что занятия с ними целесообразно проводить индивидуально, а к концу раннего возраста в малых группах по 2-3 человека с обязательным участием в занятиях родителей. В занятия по ЛФК включаются специально подобранные физические упражнения и подвижные игры.

В зависимости от возраста ребенка и степени развития двигательных навыков характер гимнастических упражнений меняется. У детей первого года жизни используются гимнастические упражнения в основе которых лежат безусловные двигательные реакции (рефлекс ползания, разгибания позвоночника и др). Такие гимнастические упражнения принято называть рефлекторными. Они применяются в том возрастном периоде, когда имеются врожденные двигательные рефлексы, или при патологических состояниях, при которых эти рефлексы могут быть обнаружены у детей (гипотрофия, детский церебральный паралич). В некоторых случаях в содержание занятий могут включаться и рефлекторные упражнения с использованием патологических рефлексов. На определенном этапе лечения двигательных расстройств, при отсутствии активных движений, используются пассивные гимнастические упражнения, проводимые мною за счет собственных усилий, без сопротивления со стороны ребенка. Такие пассивные упражнения могут быть включены в содержание физиологических комплексов гимнастики; они способствуют возникновению самостоятельных произвольных движений. Подавляющее большинство гимнастических упражнений выполняются ребенком самостоятельно при побуждении к движению игрушками, пособиями или речевой инструкцией, командой — это активные гимнастические упражнения. У детей до 2 лет применяются простейшие по своей структуре упражнения, так как в этом возрасте отсутствует умение расчленять движение, а координация недостаточна. В данном периоде оправданы помощь при выполнении упражнений, использование игровых приемов или одновременное выполнение упражнения мной и ребенком. На 3-м году жизни дети в состоянии воспроизводить движения после их показа, развивается восприятие объяснений двигательных действий, что позволяет усложнять сами упражнения, а также требовать от ребенка определенной четкости в их выполнении.

Эффективность обучения повышается, если умело заинтересовать, побудить ребенка к самостоятельному проявлению волевых усилий для достижения цели.
Частое индивидуальное общение, поддержка и помощь во время занятий необходимы малышу, так как проявление внимания со стороны взрослого вызывает положительные эмоции и является основным в работе с детьми второго и третьего годов жизни. Особенно это относится к освоению новых движений, связанных с уменьшением площади опоры и сохранением равновесия (упражнения на гимнастической скамейке, лазанье по лесенке-стремянке и т. д.). В таких случаях своевременная помощь влияет не только на качество обучения и выполнение движений, но и оказывает большое воспитательное воздействие, стимулирует положительное отношение ребенка к данному виду движения, желание выполнять задание.

И для эффективности в работе ЛФК при обучении ребенка любым двигательным навыкам существует 6 условий:

Первое — это ГОТОВНОСТЬ.

Для того, чтобы научить малыша какому-либо действию, нужно, чтобы он достиг определенного уровня развития (прежде всего связанного с процессами созревания центральной нервной системы) и накопить ряд знаний и умений.

Второе условие — АКТИВНОСТЬ.

Ребенок не научится бросать мяч, прыгать, вырезать ножницами... если не будет пытаться это делать, не будет практиковаться. И тут все зависит от окружения.

Третье условие эффективности научения — ВНИМАНИЕ

Но как побудить ребенка быть внимательным? Малыши этого возраста не могут регулировать свое внимание, то есть удерживать его сознательно на каком-нибудь предмете.

Но вот привлечь внимание ребенка от года до трех можно. И если им будет интересно — они смогут удерживать фокус какое-то пока непродолжительное время.

Четвертое условие — появление МОТИВАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТИ.

И пятое условие — это получение ОБРАТНОЙ СВЯЗИ.

И последнее условие — необходимо создать СПЕЦИАЛЬНУЮ СРЕДУ и подобрать соответствующее оборудование, пособия и игрушки (они должны отвечать требованиям безопасности и эстетики, иметь коррекционно-развивающую направленность), специальные детские тренажеры и приспособления для развития физических качеств и навыков.

Список литературы:

1. Абульханова-Славская, К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности/ К. А. Абульханова-Славская. — М.: 1981.
2. Авдеева, Н. Н. Развитие личности на ранних этапах детства / Н. Н. Авдеева, М. Г. Елагина, С. Ю. Мещерякова. — М.: 1990.
3. Балобанова, В. П. Групповая работа с детьми раннего возраста / В. П. Балобанова, А. Ю Пасторова. — СПб.: Институт раннего вмешательства,2001.
4. Винникотт, Д. В. Маленькие дети и их матери/ Д. В Винникотт. — М.: Класс, 1998.
5. Винникотт, Д. В. Разговор с родителями/ Д. В Винникотт. — М.,1994.
6. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Раннее детство / Л. С Выготский. — М.: Педагогика, 1984.

Категория: