Четвертый международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

Оценочная деятельность — фактор развития личности на уроках изобразительного искусства и технологии

 

Версия для печатиВерсия для печати

Караданова Зухра Жусуповна, учитель ИЗО черчения и технологии 1 категории. КГУ «Саумалкольская школа-гимназия № 2» с. Саумалколь, Айыртауский район, СКО

Караданова Зухра Жусуповна

Тот, кого я учу, — это, прежде всего, живой человек, ребенок, а потом ученик. Оценка, которую я ставлю ему — это не только измеритель его знаний, но, прежде всего, мое отношение к нему как к человеку.
В. А. Сухомлинский

Любая деятельность, чтобы человек мог в ней совершенствоваться, нуждается в оценке. Именно поэтому оценивание является одним из важнейших компонентов практически любой модели обучения, главная цель которой — это ученик способный к самореализации, саморазвитию, самоорганизации и самоконтролю. В образовательной деятельности отметка — не самое главное, но любая деятельность учащихся всегда оценивается учителем. Это не всегда просто. Не вызывает сомнений у подростков и их родителей только оценка аргументированная.

Одна из многих на сегодняшний день актуальных проблем среднего образования заключается в том, что у ребенка, пришедшего в школу, есть потребность в самоконтроле и самооценке, но он не владеет механизмами этих процессов. Поэтому, если не способствовать формированию оценочной деятельности, данная потребность утрачивается, что влечет за собой трудности в обучении.

Что же такое оценивание?

Оценивание — очень объемное понятие: оно включает в себя и процесс, и результат работы. Существует несколько трактовок этого понятия.

Оценивание — это определение позитивных и негативных моментов деятельности.

Оценивание — это контроль качества образования.

Оценивание — это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого учитель определяет уровень подготовленности ученика.

Оценивание — это взгляд на свои действия и поступки, результаты своей деятельности.

Оценивание может осуществляться по-разному:

В виде количественного показателя:

— отметка;
— результаты теста в баллах.

В виде качественного показателя:

— словесные высказывания о процессе и результате работы;
— эмоциональная реакция.

В процессе оценивания я стараюсь чтобы мои ученики стали равноправными «партнерами» учителя, то есть, несли ответственность за свои достижения, умели их оценивать самостоятельно.

Самооценка — важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность, строить свое поведение. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях. Самооценка является важным регулятором поведения человека. От адекватности сформированной самооценки зависит образ собственного «Я» ребенка, его характер, а также отношение к другим людям и миру вокруг.

Самооценка и взаимооценка необходима для того, чтобы сформировать и развивать оценочную деятельность у детей. Эти же составляющие становятся и условием, и результатом сотрудничества между учителем и учеником.

Предлагаю познакомиться со своим опытом работы по системе оценочной деятельности на уроках технологии. Например в 5-7 классах, которая позволяет объективно оценить работу учащихся, а также:

— учит ребёнка самому оценивать себя;
— выявляет причины снижения качества успеваемости;
— показывает ученику пути повышения отметки по предмету;
— развивает общеучебные умения и навыки;
— воспитывает дисциплинированность;
— улучшает психологический климат на уроке.

Традиционный урок технологии помимо изучения новой темы включает четыре этапа: организационный (готовность к уроку); проверка домашнего задания; повторение и практическая работа. Особенность методики состоит в том, что на каждом из этих этапов все учащиеся получают отметку и фиксируют её в оценочном листе своей рабочей тетради. При подведении итогов урока каждая ученица суммирует полученные отметки и определяет итоговую, которая выставляется в журнал. Например: 5+5+5+5=19:4=5. Если число получается с остатком, оно округляется в пользу ученика.
Отметки за этапы урока учащиеся выставляют на уроке в ходе само- и взаимопроверки по пяти критериям, это упрощает процесс оценивания. На этапе введения в учебный процесс данного метода критерии задаются учителем, в дальнейшем к этой работе привлекаются учащиеся.

Разберём подробнее процесс оценивания.

На этапе проверки готовности к уроку выявляется наличие у детей учебных принадлежностей:

1) дневник, 2) рабочая тетрадь, 3) учебник и 4)-5) необходимые для урока специальные материалы.

Этап повторения знаний можно проводить в различной форме, но важно продумать эффективность и возможность оценить каждого ученика. Чаще всего мы проводим терминологические диктанты. При изучении темы опорные слова, термины и понятия записываются учащимися в словарик, расположенный на последних страницах рабочей тетради. Для терминологического диктанта учителем выбираются пять терминов на основе этих записей. Учитель проговаривает предложение — определение понятия, а последнее слово — термин не произносится, его должны записать учащиеся самостоятельно. Пять правильно отмеченных терминов дают основание выставить отметку «пять» в графу оценочного листа, соответственно отметка «четыре» ставится за четыре верных ответа.

На этапе проверки домашнего задания формы работы могут быть разными, в зависимости от выполненного задания. Например, при изучении тем по материаловедению учащиеся оформляют коллекцию образцов тканей. Критерии оценивания выполнения этого задания могут быть такими: 1) наличие названия работы, 2) верно подобранные образцы ткани по волокнистому составу, 3) количество образцов не менее трёх (два — это не коллекция), 4) аккуратность работы, 5) оригинальность оформления (с эскизами изделий, составление из лоскутков простого сюжета). По заданным критериям оценивается каждая работа, в оценивании участвуют все учащиеся.

При проверке практической работы на уроке критериями оценивания в ряде случаев являются требования к качеству. Критерии проговариваются обязательно перед началом работы. Например, критерии оценивания любого шва при изучении темы «Машинные швы» могут быть такими: 1) ровность строчки; 2) наличие закрепления строчки; 3) соответствие цвета ткани и ниток; 4) соответствие ширины шва требованиям к шву; 5) наличие влажно-тепловой обработки готового шва.

Основная сложность работы по такой системе оценивания заключается в том, что при подготовке к уроку учителю необходимо продумать критерии и формы оценивания деятельности учащихся на каждом этапе урока.

Критерии оценки знаний по технологии

Отметка «5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Отметка «4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы.

Отметка «3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Отметка «2» ставится, если учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя.

Критерии оценки практической работы

Организация труда:

Отметка «5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технологической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд или соблюдался план работы, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам — бережное, экономное.

Отметка «4» ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности.

Отметка «3» ставится, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, техники безопасности, организации рабочего места.

Отметка «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечаний учителя.

Самооценка — важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность, строить свое поведение. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях. Самооценка является важным регулятором поведения человека. От адекватности сформированной самооценки зависит образ собственного «Я» ребенка, его характер, а также отношение к другим людям и миру вокруг.

Самооценка и взаимооценка необходима для того, чтобы сформировать и развивать оценочную деятельность у детей. Эти же составляющие становятся и условием, и результатом сотрудничества между учителем и учеником.

По изобразительному искусству мои ученики применяют для оценивания своих достижений цветные сигналы в форме квадратов:

зеленый цвет — ученик не допустил ни одной ошибки и доволен своей работой;
желтый цвет — в работе допущены неточности, но работой своей доволен;
красный цвет — допущено много ошибок, работой не доволен.

Эти же сигналы они используют и для рефлексии учебной деятельности:

зеленый цвет — работа понравилась, хочу выполнить еще;
желтый цвет — работа понравилась;
красный цвет — работа не понравилась.

Для рефлексии используются не только сигналы, но и обязательное устное обоснование желающих высказаться ребят.

Такого же цвета квадраты дети используют для самооценивания творческих работ в альбомах, а в дневниках для оценивания своего эмоционального состояния. В диалогах «учитель — ученик» использую следующие приемы формирования оценочной деятельности:

В начале урока сообщаю детям, какие важные дела предстоит выполнить. При подведении итогов урока задаю следующие вопросы:

• Как, по-вашему, проходил сегодня урок?
• Насколько он увлек вас?
• Какие задания вам понравились, а какие — нет?
• Что вы хотите посоветовать учителю?
• К чему каждый из вас стремился? Чего достиг?
• Насколько успешно мы выполнили намеченный план?
• Какие возникли проблемы?

Применяю для рефлексии итогов урока смайлики.

При оценке работы ребенка особое значение уделяю:

• упорству, старанию, труду;
• смелости ума, умению сомневаться;
• мотиву, побуждению, стремлению;
• достигнутому успеху;
• возможностям ребенка достичь большего результата.

В 3-ем классе было проведено анкетирование по самооценке и взаимооценке. В ней было 2 вопроса.

1. Когда учитель предлагает самостоятельно оценить свой ответ, мне...
а) легко — 25 %;
б) трудно — 47%;
в) хочу продолжать этому учиться — 24 %;
г) не хочу этим заниматься — 4 %.

2. Когда учитель предлагает оценить ответ одноклассника, мне...
а) легко — 68 %;
б) трудно — 10 %;
в) хочу продолжать этому учиться — 22 %;
г) не хочу этим заниматься — 0 %.

Мною разработана система оценивания мониторинга, которая оказалась достаточно доступной для текущего контроля, а значит и для мониторинга. Суть системы такова — для мониторинга определяется тема работы и техника выполнения, а также четко формулируются умения учащихся, (лучше ограничиться пятью умениями, что позволит объективно оценить работу).

 

ФИО

Передача общего простр. полож.

Свободное использ.

цветовой

палитры

Использ

площади

листа

бумаги

Взаимное

располож

предметов

Передача

выразит.

особенностей

предметов

оценка

1

 Бейсембаев Б.

-

+

+

+

+

4

2

Әнәс А.

+

+

+

+

+

5

3

Табылды Д.

+

+

+

+

+

5

В заключение можно сказать, что оценочная деятельность ученика на уроках изобразительного искусства способствует формированию его коммуникативных навыков, умения обосновывать свое решение, отстаивать свою точку зрения, развивает критическое мышление, приводит к повышению мотивации учебной деятельности.

Источник: dtatyana.blogspot.ru/2009/10/blog-post_17.html