Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Обобщение опытом «Развитие речи детей через использование инновационных методов работы»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Кравченко Татьяна Владимировна воспитатель, вторая категория, стаж 4,9 лет, КГКП «Ясли-сад № 24 города Аксу». Республика Казахстан, Павлодарская область, город Аксу

Введение

Современная жизнь диктует свои законы: речь ребенка должна быть яркой, образной, богатой синонимами, дополнениями. В настоящее время в речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картине, пересказать прочитанное, выучить наизусть стихотворение. Говоря об использовании новых методов и приемах обучения, нельзя не сказать о серьезных изменениях в системе дошкольного образования. Сегодня требуется от воспитателя более глубокого продумывания организации образовательной деятельности с детьми, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Поиск новых подходов к повышению образовательного процесса и послужил использованию инновационных методов по развитию речи.

С помощью данных методов создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, исключать лишнее и выделять главное. Использование данных методов позволяет получить результат.

Новизна: для ребенка открываются новые возможности; современная практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных методик, помогающих оптимизировать работу воспитателя.

  • гармонично вписывается в работу по развитию связной речи, использование методик не нарушает общепринятую систему воздействия на развитие речи детей и обеспечивает индивидуальный, дифференцированный подход;
  • способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий;
  • носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.

Цель: совершенствовать речевую компетентность ребенка, через использование инновационных методов.

Задачи:

  • создать условия для практического применения разговорной речи;
  • формирование у дошкольников коммуникативных навыков;
  • умение кратко и доступно формулировать мысли;
  • создание языковой среды;
  • воспитание культуры общения.

Основные виды деятельности

  • игровая деятельность;
  • занятия.

Приемы развивающего обучения:

  • картографическая схема;
  • метод коллаж;
  • технология РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо);
  • акрослово.

В связи с этим возникла необходимость разработки методического пособия «Развитие речи детей через использование инновационных методов работы», которая направлена на развитие основных интеллектуальных качеств; создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников.

Инновационные методы:

Картографическая схема — используется слуховая, зрительная, ассоциативная память. Из текста выбирают предметы, они становятся ориентирами рассказа. Составляется предметно — графическая схема или план. Стрелки обозначают действия. Пересказ составляется с опорой на данный предметно —графический план.

Метод коллаж — на лист картона наносятся различные картинки, буквы, цифры, геометрические фигуры. Ребенок учится связывать все картинки коллажа. Составляет сюжеты.

Технология РКМЧП (синквейн) — используется для проведения рефлексии, анализа, синтеза стихотворение из пяти строк.

Акрослово — слова-аргументы (словосочетания, предложения), начинающие на буквы ключевого слова, расположенные по вертикали.

Применение инновационных методик в работе с детьми:

При проведении игр:

Инновационные методы работы с детьми по развитию речи

Метод коллаж

Составление описательного рассказа

Например: Домашнее животное «Корова»

Корова домашнее животное. Мама — корова, папа — бык, детеныш — теленок. Летом коровы питаются сочной травой, а зимой сеном. Корова издает протяжный звук му... У коровы есть рога, при помощи которых она защищается. У коровы также есть вымя, из которого выцеживают молоко. Молоко очень полезно для здоровья: в нём содержится очень много витаминов. От коровы мы ещё получаеммясо, сметану, творог, масло, сыр, йогурт.

Изучение звуков и букв.

Например: «Звук и буква «О».

Звук [о] произносим, губы вытянулись в трубочку; рот сузился; звук произносится легко, свободно и проходит без преград. Его можно тянуть, петь. А это значит, что звук — гласный. Звук [о] встречается в любой части слова — и в начале, и в середине, и в конце. О — самая круглая буква в нашем алфавите, похожа на обруч. Слова в которых встречается звук [о] в начале — облака, обезьяна, овощи, ослик; в середине — роза, сом; в конце — письмо.

Синквейн

Один из примеров таблиц синквейна

Нужно придумать короткое стихотворение про самолет.

1. Что это? (самолет)
2. Самолет какой? (самолет огромный, самолет летящий)
3. Самолет что делает? (Самолет летит, самолет приземляется, самолет взлетает)
4. Составь предложение со словом «самолет» (Мама купила мне огромный самолет)
5. Назови другим словом (воздушный транспорт).


Методика «Акрослово»
Разбор слова «Мишка»
МИШКА
М — МОХНАТЫЙ
И — ИГРУШКА
Ш — ШУБА
К — КОСОЛАПЫЙ
А — АГРЕССИВНЫЙ

Заключение

Таким образом, инновационные методики: картографические схемы, метод коллажа, синквейн, акрослово органично вписывается в работу с детьми, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса. Применение инновационных методик в работе с детьми позволяет сделать следующие выводы:

1. У детей сформирован интерес к познанию объектов и явлений, их свойств, действий, строений; причинно-следственным, временным отношениям.
2. Закреплены знания детей о словах — предметах, словах — признаках, словах — действиях.
3. Активизировано употребление в речи детей синонимов, антонимов, фразеологизмов.
4. Совершенствован вербальный анализ и синтез.
5. Развито ассоциативное мышление.
6. Развито умение детей размышлять, рассуждать на заданную тему.

Считаю, что чем разнообразней будут инновационные методики: картографические схемы, синквейн, акрословотем, больше будет интереса у детей, что положительно будет влиять на развитие детей, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к будущему обучению в школе.