Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Обобщение опытом «Математическое моделирование»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Замалутдинова Светлана Владимировна воспитатель, первая категория, стаж 5 лет, КГКП «Ясли-сад № 24 города Аксу». Республика Казахстан, Павлодарская область, город Аксу

Обобщение опытом «Математическое моделирование»

Введение

В настоящее время в образовании накоплен определенный опыт по обучению детей дошкольного возраста основам математики. Но, несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме, недостаточно обоснованы возможности дополнительного обучения детей в плане математического моделирования.

Математическое развитие ребенка — это не только умение дошкольника считать и решать задачи, это и развитие способностей видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками и символами. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития умственных способностей детей для дальнейшего обучения в школе. Одним из приоритетных методов развития математических способностей детей дошкольного возраста является метод математического моделирования. Метод математического — моделирования вызывает интерес у детей, развивает творческие способности, зрительную память, воображение, мелкую моторику. Использование различных по форме и содержанию моделей в ходе обследования одних и тех же предметов позволяет ребёнку «увидеть» многообразие свойств, отношений и связей предмета, активизирует его интерес к обычным, хорошо знакомым вещам. Знакомство дошкольников с миром математического — моделирования разработанных на основе логических, конструкторских игр является наиболее интересным и увлекательным.

Использования математического моделирования дает возможность детям эффективно формировать приемы умственной деятельности как классификация, анализ, сравнение, иначе говоря, математический стиль мышления. Все выше сказанное и определило актуальность данной проблемы.

Новизна: Следовательно, можно сделать вывод, что, для развития приемов умственной деятельности применяется использование схем—моделей, моделирование застёжками-липучками геометрических фигур и тел, цифр.

Цель: формирование умственных способностей детей дошкольного возраста посредством применения метода математического моделирования.

Задачи:

  • Обучение умению записывать решение задачи с помощью математических знаков и цифр.
  • Обучение умению решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.
  • Развитие умственных приемов — сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию.
  • Развитие умения различать и называть в процессе моделирования из застёжек-липучек геометрические фигуры, цифры, силуэты, предметы и другие.
  • Развитие познавательных процессов; восприятия, внимания, памяти, воображения.

Принципы, лежащие в основе:

  • Принцип научности и практичности, содержание метода моделирования соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики.
  • Принцип последовательности и систематичности, деятельность детей является логическим продолжением ранее проводимой работы.
  • Принцип сознательности и активности в педагогическом процессе позволяет детям овладеть теоретическими знаниями на понятийном уровне.
  • Принцип доступности и посильности не позволяет снижать мотивацию к обучению и повышает работоспособность.
  • Принцип прочности и действенности результатов образования обеспечивает связь нового с ранее усвоенным материалом.

Основные виды деятельности

  • игровая деятельность;
  • занятия.

Приемы развивающего обучения:

  • на занятии должен царить «дух открытия» (материал для детей не должен подаваться в готовом виде);
  • не спешить, стимулируя включению мыслительной деятельности у детей;
  • развивать речь детей на всех этапах занятия (игры для активизации речевых высказываний детей).

В связи с этим возникла необходимость разработки рабочей программы «Юный математик», которая направлена на развитие основных интеллектуальных качеств; создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников.

В программе описывается прием моделирование застёжками- липучками.

Эти простые в изготовлении и применении застёжки — липучки. Они не только развлекают ребёнка, но и приносит большую пользу.

При помощи застёжек — липучек мы:

  • закрепляем цвета и оттенки;
  • моделируем геометрические фигуры и тела, цифры
  • развиваем конструктивные способности,
  • творчество,
  • мелкую моторику,
  • мышление,
  • память,
  • логическое мышление;
  • воспитываем стремление к взаимопомощи в самостоятельной и совместной деятельности.

Основные приёмы соединения деталей:

  • внахлёст под разными углами,
  • концами в линию,
  • в кольцо или в «лодочку»,
  • сторонами в широкую полоску,
  • по всей длине со сдвигом (что позволяет получать детали разной длины с разными по типу сопряжения кончиками, или замкнуть одну деталь на поверхности другой в круглое кольцо.

Дети — неутомимые конструкторы, их творческие возможности остроумны и оригинальны. Дети учатся моделировать по принципу «шаг за шагом», который позволяет продвигаться вперёд в собственном темпе.

Деятельность выступает как важнейшее условие развития у ребёнка познавательных процессов. А моделирование — это продуктивный вид деятельности. Начинаем моделировать вначале по образцу, а затем уже по собственному замыслу.

Используя схемы-модели, дети учатся добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения, не боясь этого. Анализируя материал и графически его обозначая, ребёнок учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённость результатами своего труда.

Ожидаемые результаты

Ребенок умеет записывать и решать задачи с помощью математических знаков и цифр; находит способы решения логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий; применяет умственные приемы — сравнивает, анализирует, классифицирует, обобщает, кодирует и декодирует информацию; различает и называет в процессе моделирования из застёжек-липучек геометрические фигуры, цифры, силуэты, предметы и другие. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы.