Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Обобщение опыта: «Взаимодействие логопеда и родителей детей в коррекционно-речевой работе»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

  Султанова Марина Сергеевна логопед, стаж 9 лет, КГКП «Ясли-сад №24 города Аксу», Казахстан, Павлодарская область, город Аксу
Обобщение опыта: «Взаимодействие логопеда и родителей детей в коррекционно-речевой работе»

Воспитывает все: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего — люди.
Из них на первом месте — родители и педагоги.
А. С. Макаренко

Актуальность

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Замечено, что поступая в детский сад, все больше детей испытывают затруднения в речевом развитии. Это приводит к более длительному сроку адаптации к новым условиям дошкольного коллектива.

Исследователи изучения соотношения речи и мышления у детей Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, показали, что все психические процессы у ребенка (мышление восприятие, память, внимание, воображение, целенаправленное поведение) развиваются с прямым участием речи. Дошкольный возраст в этом отношении обладает наибольшей сензитивностью развития речевых функций. Как отмечает Т. Б. Филичева, к концу дошкольного периода у ребенка должны быть сформированы навыки правильного произношения всех звуков речи.

В исследованиях Хватцева М. Е, Мироновой С. А., Жуковой Н. С., Фомичевой М. Ф. и других авторов рассматриваются проблемы становления речи и ее коррекции у детей. Н. Д. Душка отмечает, что современные дети демонстрируют поздний темп созревания.

Дети с нарушениями речи — это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляется в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовом детском саду, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения.

Причины возникновения нарушений звукопроизношения:

  • неправильное воспитание речи в семье
  • подражание плохо говорящим детям
  • двуязычие в семье, педагогическая запущенность
  • недоразвитие фонематического слуха, снижение слуха
  • недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата
  • отклонения в умственном развитии ребенка.

Семья — первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Дошкольное учреждение должно выстраивать свою деятельность в тесном сотрудничестве с семьей, для того, чтобы сделать отношения более гармоничными и неконфликтными.

Цель работы: оптимизация организационных форм и содержания работы учителей-логопедов с семьями воспитанников.

Основу взаимодействия логопеда с семьей составляли следующие задачи:

  • установление психологического взаимопонимания,
  • повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевым нарушением,
  • преодоление путей коррекционного воздействия.

Мы рассчитываем получить следующие результаты: родители овладеют необходимыми знаниями, умениями и навыками. Они преодолеют возникающие трудности в организации взаимодействия со своим ребенком.

Совместная работа логопедов с родителями определяет общий успех коррекционного обучения. Формами организации работы учителя-логопеда с родителями являются:

1. Информационно-аналитические: (анкетирование, опрос, тестирование)
2. Наглядно-информационные: (размещение информации на сайте ДОУ, информационные стенды)
3. Познавательные:(индивидуальные консультации для родителей родительские собрания)
4. Практико-ориентированные: (семинары-практикумы для родителей, открытые занятия для родителей)
5. Досуговые: (участие родителей в конкурсах, выставках, логопедические праздники)

Эти рекомендации родители получают в устной форме и в письменной форме еженедельно в день консультаций на карточках или в специальных тетрадях. Родителям я объясняю, как необходимо заполнять эту тетрадь, даются образцы выполнения домашних заданий. В уголке родителей располагается материал консультаций, рекомендаций, памяток, объявлений. Размещается информация с заданиями по лексическим темам, задание по связной речи, звукопроизношению и обучению грамоте. Родительские собрания в детском саду — одна из форм взаимодействия между логопедом и родителями, для создания условий комфортного пребывания детей в логопункте. Открытые просмотры логопедических занятий проводятся 2-3 раза в учебном году. чтобы показать родителям знания, подготовку детей. К участию в досуговых мероприятиях стараемся также привлекает родителей. Такая форма работы вызывает у них интерес, помогает лучше понять свою роль в процессе коррекции речи у ребенка.

Благодаря установлению взаимообратных отношений между всеми участниками коррекционного процесса успешно преодолеваются нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка создаются благоприятные отношения в семье.

Эффект коррекционной работы с детьми показал, что позитивная речевая динамика наблюдалась у тех детей, семьи которых приняли активное участие во взаимодействии с логопедом в ходе коррекционно-логопедической работы.

Заключение

Таким образом, можно сделать выводы о том, что роль родителей в процессе речевого развития ребенка очень важна. Объединение усилий логопеда и родителей в коррекционной работе непростая задача, правильно организованная система взаимодействия логопеда с родителями позволяет им стать более компетентными в вопросах развития речи, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.