Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Обобщение опыта по теме «Формирование сознательного отношения к воинской службе через профориентацию учащихся»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Валеев Амантай Малгаздарович преподаватель-организатор НВП КГУ «Смирновская средняя школа № 1», Аккайынский район Северо-Казахстанская область

Валеев Амантай Малгаздарович

Главная задача защитников Отечества— оберегать спокойствие родной земли, крепко стоять на защите нашей независимости. Вы всегда должны быть примером чести, ответственности, патриотизма для всех поколений казахстанцев.
Президент РК, Верховный Главнокомандующий ВС РК Н. Назарбаев

1. Автор опыта: Валеев Амантай Малгаздарович, образование высшее, окончил СКГУ, г. Петропавловск (факультет начальная военная подготовка), педагогический стаж 30 лет, преподаватель — организатор НВП, стаж 15 лет.

2. Цель: Подготовка юношей к службе в рядах Вооружённых сил РК через профориентацию и пропаганду военно- прикладных видов спорта.

Очень важно с первых дней начальной военной подготовки стимулировать работу сознания, чувств и практическую деятельность учащихся таким образом, чтобы у них складывалось осознанное стремление, высокий интерес к освоению данного предмета, приобретению знаний, умений и навыков, необходимых на предстоящей им военной службе.

Не менее важно, я считаю, чтобы старшеклассники научились и привыкли сами находить нужные для военной службы знания, сочетать патриотическое сознание с патриотической деятельностью, не допуская разрыва между ними, стремились, кроме освоения программы по начальной военной подготовке, приобретать навыки и умения по физической культуре, военно- прикладным видам спорта, участвовать в военно- спортивных играх.

И одним из обязательных предметов в школе является начальная военная подготовка, которая должна быть стержнем комплексного воспитания учащихся. Этот предмет обязан выработать силу, волю, сдержанность, сообразительность, дисциплину и самое главное патриотов, любящих своё Отечество.

Это отмечено в стратегии Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева «Казахстан — 2030» главным приоритетом «Национальной безопасности», а также в патриотическом акте «Мәңгілік Ел» и национальной идее «Рухани жаңғыру».

Одной из важнейших задач государства — военно- патриотическое воспитание молодёжи, в основе которого лежит подготовка молодых людей страны к службе в ВС РК, воспитание любви к армии, формирование высокого чувства гордости за принадлежность к Казахстану, постоянной готовности к защите Родины.

Каким должен быть выпускник школы, будущий защитник Отечества?

Это должен быть высокообразованный, физически развитый молодой человек, обладающий высокими моральными принципами.

Военно-патриотическое воспитание должно способствовать лучшему владению выпускниками школ военным делом, средствами, способами защиты в чрезвычайных ситуациях, выработки норм поведения, трудовой, физической и военно- профессиональной готовности к безупречному несению службы в рядах ВС РК. Работая в данной школе 15 лет, я использую методику преподавания НВП передовых учителей. Новые методические разработки, которые применяю на уроках НВП и на внеклассных мероприятиях, я беру из публикаций казахстанского журнала «Начальная военная подготовка», методических пособий и материалов, помещённых в интернете. Во всех формах и методах обучения, которые я применяю на уроках, большое место уделяется профориентационной работе. Она необходима не только на уроках НВП, но и во внеурочное время на внеклассных мероприятиях.

Тема по самообразованию, над которой я работаю и применяю — «Формирование сознательного отношения к воинской службе через профориентацию учащихся».

В качестве общей целевой установки военно-патриотического воспитания выступает идеал современного защитника Отечества, обладающий следующими качествами:

1. Морально-нравственные качества: ответственность за судьбу страны, готовность к её защите, активная жизненная позиция, верность воинскому долгу, ненависть ко всем формам агрессии.
2. Психологические качества: хорошая память, находчивость, внимание, изобретательность, сообразительность, ответственность и творческий подход к порученному делу, высокая дисциплинированность, инициативность.
3. Боевые качества: хорошее знание военного дела, овладение способами выполнения боевых задач.
4. Физические качества: сила, быстрота, ловкость, выносливость.

1. Летние военно-полевые сборы.

Этот раздел включает в себя подготовку юношей к прохождению военно-полевых сборов. Здесь я требую от юношей выполнения нормативов по физической, строевой, огневой и тактической подготовке.

2. Профориентационная работа

По этому разделу оформлены стенды: «Офицер — профессия героическая»; «Вооружённые Силы на страже Родины»; папки, буклеты. В целях агитации для поступления в высшие военно-учебные заведения, проводятся встречи со служащими районного отдела по делам обороны и офицерами, проходящими службу в ВС РК, курсантами военных учебных заведений.

3. Военно-патриотическая игра «Жас Ұлан»

По этому разделу ежегодно проводятся различные военно-спортивные игры: «Алау», «Батыр», «Армейский магазин», «Вахта памяти» у мемориальной доски майора милиции Щербакова А. К., единственного в СКО, награждённого Орденом «За личное мужество», Уроки Мужества, конкурсы на военную тематику, военизированная эстафета "Тропой генерала«(посвящённой памяти выпускника нашей школы 1942 года выпуска, генерал- майора бронетанковых войск Ивания Д. М. На такие мероприятия обязательно приглашаются представители районного отдела по Делам Обороны, ветераны, труженики тыла, гости.

На постоянной основе со сташеклассниками проводятся спортивно-оздоровительная работа и внеклассные мероприятия

6. Участие в районных и областных и республиканских мероприятиях

Учащиеся школы принимают активное участие как во внутришкольных, так и в районных и областных мероприятиях. Так, в 2016 году Грамотой 3-ьей степени была награждена ученица 11 класса Бузгон Светлана за участие в областном конкурсе творческих работ, посвященный 75-летию формирования Кингиссепской ордена Кутузова 314-й Стрелковой дивизии и 80-летию образования Северо-Казахстанской области. Сертификатами участника были отмечены ученики 11 класса Коваленко Светлана и Бирюзова Евгения.

В январе 2018 года учащиеся школы Гречаникова Евгения (10 кл., ), Ражапов Арман (8 кл.) приняли участие в Республиканском конкурсе «Выдающаяся личность Бауыржан Момышұлы» в номинациях эссе, портрет (карандашная графика), посвящённый легендарной личности, Халык Кахарманы, Герою Советского Союза, комдиву 8- ой гв. дивизии, гвардии полковнику Бауыржану Момышулы.

Итоги конкурса: Диплом 3 место в номинации эссе Гречаникова Е.,

Диплом 2 место в номинации портрет (карандашная графика) Ражапов Арман.

Патриотическое воспитание, прежде всего — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Главное направление в воспитательной работе нашей школы — формирование и развитие патриотических чувств.

На занятиях по огневой подготовке использую возможность показать превосходство нашего стрелкового оружия перед иностранным. Изучение военной присяги помогает раскрыть важнейшие требования к морально-боевым качествам воина, показать, какую самую высокую обязанность берёт на себя воин, принимая присягу и вступая в ряды защитников Родины. Уроки НВП проходят согласно требованиям строевого устава, приближённого к армейским условиям.

Команда нашей школы является постоянным участником районных соревнований по военно-прикладным видам спорта и стрельбе из пневматической винтовки. На этих соревнованиях учащиеся нашей школы неоднократно занимали призовые места и были награждены Дипломами и Грамотами, как в командном первенстве, так и в личном.

Результативность:

Эффективность начальной военной подготовки во многом зависит от того, как организован и осуществляется учебно — воспитательный процесс. Его основными компонентами являются: обоснованная учебная программа; оптимальная методика проведения занятий; соответствующая учебно — материальная база. Что касается нашей школы: военный кабинет оформлен согласно последним требованиям программы. Всегда перед глазами учащихся на передней стене портрет Верховного Главнокомандующего — Президента РК Назарбаева Н. А., Герб, Флаг, Гимн, высказывания из статьи Конституции на казахском и русском языках, Уставы ВС РК.

Самодельный разборный макет автомата Калашникова, безусловно, нужная вещь при изучении устройства автомата, принципа действия автоматического оружия, можно показать неполную разборку и сборку автомата, кроме того использовать при обучении правилам и приёмам изготовки к стрельбе, при изучении строевых приёмов с оружием. Ученики 10-11-х классов имеют чёткие понятия об общевойсковых уставах, знают, что такое дистанция строя. Проходят строевую подготовку. Как настоящие солдаты они выполняют марш- броски с противогазами на учебно- полевых сборах, изучают теорию огневой подготовки, соблюдают меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.

Используя всё это комплексно, я добиваюсь хороших результатов, у учащихся это вызывает живой интерес, а всё новое осваивается значительно быстрее. На ежегодных сборах учащиеся 11 класса получают много грамот за свои достижения. Выпускники нашей школы успешно обучаются в ПВВИ ВВ МВД РК, Военном институте Сухопутных войск ВС РК, в Алматинской военной школе- интернате, военных учебных заведениях ближнего и дальнего зарубежья. Служат в рядах ВС РК. Так в январе 2018 года наши выпускники- курсанты 3-го курса Алматинского военного института Сухопутных войск им. Маршала Конева И. С.- Галимов Даулет, и Петропавловского военного института Национальной гвардии — Сергазин Болат выступили с агитационно- разъяснительной беседой перед учащимися 9- 11 классов.

15 выпускников школы выбрали трудную, но благородную профессию: преподавателя — организатора НВП, из них 5 девушек. Все они сейчас преподают азы военной подготовки в школах нашего Аккайынского района, области, и в столице в г. Астана.

Заключение

Быть защитником Родины- всегда и во все времена было священным долгом и почётной обязанностью самой мужественной и сильной половины человечества. Вооружённые силы Казахстана ещё молоды ( год 2017- год 25-летия рождения нашей армии), и мы будем надеяться, что наше молодое поколение, вливающееся в её ряды, каждый год будет делать их надёжнее и доблестнее во славу дорогого Отечества.

Очень важно, чтобы военный руководитель постоянно помнил о своём влиянии на коллектив старшеклассников, заботился об укреплении своего авторитета. Опыт начальной военной подготовки и военно- патриотического воспитания свидетельствует, что авторитетом у ребят пользуется военрук, который предъявляет к учащимся высокие требования как к гражданам и будущим воинам, сам в полной мере соответствует этим требованиям.

Как показывает практика, те юноши, которые хорошо занимаются на уроках НВП, после призыва в ВС РК быстро вливаются в воинские коллективы, умело и на совесть выполняют свой воинский долг. Наша задача- воспитывать молодое поколение будущих воинов сильными духом и телом, не боящимися трудностей воинской службы, мастерски владеющими современным оружием и боевой техникой, готовыми с достоинством и честью выполнить свой конституционный долг по защите родного Отечества

Источник: https://www. azbyka. kz/voenno-patrioticheskoe-vospitanie-uchashchihsya-na-urokah-nvp-i-vo-vneurochnoe-vremya-obobshchenie

Категория: