Международный творческий конкурс «Школьные годы чудесные» для детей, педагогов и воспитателей

 

Воспитание казахстанского патриотизма

 

Д. Е. Сейтжанов,
преподаватель социально-экономических дисциплин
Северо-Казахстанского медицинского колледжа

«Мы должны развивать у всех граждан Казахстана чувство патриотизма и любви к своей стране. Старая, некогда прочная связь между народами государства существенно ослабла, а новая — между личными и государственными интересами — ещё не сформирована».(Из стратегической программы развития «Казахстан-2030»)


Воспитание казахстанского патриотизма | Фото с сайта www.balsas.lt

Сегодня в обществе слова «патриотизм», «любовь к Родине» вновь обретают высокое значение. Строить здоровое общество и сильное государство может только человек, воспитанный в духе патриотизма. Это должна быть уникальная личность, готовая внести свой вклад в построение правового государства и гражданского общества. Патриотизм (от греческого Pathis — отечество) означает нравственный и политический принцип, внутренне присущий гражданину. Это глубоко социальное чувство, стержнем которого является любовь к своей Родине, преданность своему народу, гордость за его историческое прошлое и настоящее, забота о его будущем. Это стремление защищать интересы государства как внутри страны, так и за её пределами.

В канун 20-летия независимости страны можно смело утверждать, что мы казахстанцы, строим новое общество, где ценятся честь, достоинство и труд каждого, где присутствует высокая мораль, этнические стандарты, гражданская позиция и духовная ценность. Именно через патриотическое воспитание мы должны способствовать формированию лучших духовных качеств личности, обеспечить единство и преемственность всех поколений людей. Человек не рождается патриотом, он становится им в ходе воспитания и участия в общественной жизни. Патриотизм является неотъемлемой частью общественного и гражданского сознания, стержнем повседневного поведения, направляющим ориентиром образа жизни.

Современная система образования должна осуществлять подготовку такого выпускника, который бы отвечал потребностям времени и обладал высоким уровнем нравственности. Нашему обществу нужны не только специалисты-профессионалы, но и патриоты. Именно учреждения образования способствуют формированию гражданской позиции и расширению мировоззрения. Эта работа повседневная, многоплановая и расчитанная на многие годы вперед. Основополагающим принципом в этом вопросе является конкретно-исторический подход, основывающийся на героической истории нашего народа.

Уже более 10 лет на базе Северо-Казахстанского медицинского колледжа действует историко-краеведческий кружок «Жігер». Его главная задача — воспитывать в каждом учащемся бережное отношение к культуре и истории своего народа, осознание того, что история края — это малая частица истории страны, из крупиц которой складывается наше общее представление об историческом процессе. Кружковцы собрали интересный материал о медицинских работниках — выпускниках колледжа, о работе системы здравоохранения области. Поисково-исследовательская деятельность углубляет и расширяет знания о малой Родине. Я считаю, что любовь к Родине всегда должна быть конкретной. Это любовь к своему родному дому, школе, селу, городу, а для того, чтобы по-настоящему полюбить свой край, нужно и хорошо знать его настоящее и помнить прошлое.

За время работы кружка учащиеся принимали участие во многих мероприятиях города и области. Например, участвуя в работе областного методического объединения преподавателей общественных дисциплин колледжей и ПТШ члены кружка рассказали гостям о выпускниках медицинского колледжа — участниках Великой Отечественной войны. Куликовская Ульяна и Шкурная Марина представили материал о Герое Советского Союза Быковском Викторе Ивановиче. Солодилова Юлия подготовила сообщение о Тюлюбекове Базарбае Хажибаевиче. Михайлова Марина и Олейникова Екатерина ознакомили участников семинара с биографией народного учителя СССР и КазССР Кубракове Григории Максимовиче. Не обошли вниманием учащиеся и другого участника Великой Отечественной войны, бывшего директора медицинского училища Логань Ивана Яковлевича. Члены историко-краеведческого кружка периодически проводят в колледже курсовые классные часы. Особенно запомнился учащимся их классный час о выпускнице Петропавловского медицинского училища Вере Николаевне Ракицкой (Пастуховой).

В работе кружка заметную роль играют и преподаватели колледжа. В областной газете «Проспект» в 2009 году вышла статья Н. Н. Бадагазиной и С. Р. Абулгазиной «Это память, верьте мне люди, всей земле нужна!», в которой авторы остановились на военном периоде жизни Василия Дементьевича Тимошенко, Нины Андреевны Тарасенко, Марии Александровны Лобахиной, Ануарбеке Туртабаевиче Туртбаеве и др. К 65-летию Победы вышла новая статья Н. Н. Бадагазиной и Д. Е. Сейтжанова «Неугасима память поколения…», где авторы проследили жизненный путь полного кавалера орденов Славы Пуненко Андрея Алексеевича, Юсупалиевой Заляйхи Галимовны, Китаевой Марии Лаврентьевны. Война 1941–1945 годов явилась не только тяжелейшим испытанием для страны, но и определившей самосознание народа-победителя. Это и великие военные победы, и национальные герои, и единство народа, и его роль в мировой истории. Поэтому, изучению данной темы нами уделяется особое внимание, учащиеся знакомятся с ролью талантливых полководцев, которые в критические моменты проявили выдержку, стойкость и личное мужество.

И, конечно же, с героическими поступками наших земляков в годы Великой Отечественной войны. Нам в этом помогают такие книги и учебные пособия, выпущенные в Северном Казахстане как: 5 томов Книги Памяти войнам, павшим за Родину в 1941–1945 годах «Боздақтар»; «Североказахстанцы — Герои Советского Союза, кавалеры орденов Славы, генералы»; «На фронте и в тылу» (Медицинские работники области в годы Великой Отечественной войны). У нас в колледже, при сдаче Государственного экзамена по истории Казахстана, в билетах обязательным ставится вопрос «Медицинские работники области в годы Великой Отечественной войны». Изучение Великой Отечественной войны позволяет почувствовать и пробудить у учащихся гордость, восхищение и чувство национального достоинства. И, безусловно, воспитывает чувство патриотизма.

Воспитание патриотизма должно быть основано на героической истории нашего народа, которая способствует нравственному развитию личности, формированию гражданственности, чувство любви к своей Родине, ее истории и традициям. Любовь к Родине цементирует общество, а ее разрушение равноценно разрушению иммунной системы нации. Прививая чувство любви к Родине учащимся, мы, преподаватели общественных дисциплин, даем возможность прикоснуться к самым важнейшим духовным и социальным ценностям человечества, укрепляем основы новой казахстанской государственности. Возрождая традиции и достижения предшествующих поколений, мы создем условия для поступательного движения в будущее, и в этом велика роль образования, как фактора обеспечения мира и стабильности путем воспитания специалистов в духе толерантности и согласия.

Журнал «Мастер класса» № 3 2011