Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Нестандартный урок по русскому языку: «Имя существительное» (обобщающий урок)

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Плотникова Инга Николаевна учитель начальных классов, Калугинская НСШ Мамлютский район СКО

Нестандартный урок по русскому языку: «Имя существительное»

Класс: 4

Тип урока: закрепление изученных знаний.

Форма проведения: урок-путешествие

Цель урока: обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся по теме «Имя существительное».

Задачи урока:

1. Обучающая — практическое применение полученных знаний на практике;
2. Развивающая — развивать речь, мышление, орфографическую зоркость, внимание; обогащение словарного запаса;
3. Воспитывающая — любовь к родному языку;

Ход урока

I. Организационный момент

Эмоциональный настрой на урок (диалог учителя и учащихся).

— Дети, вам тепло? (Да!)

— В классе светло? (Да!)

— Прозвенел уже звонок? (Да!)

— Уже закончился урок? (Нет!)

— Только начался урок? (Да!)

— Хотите учиться? (Да!)

— Значит можно всем садиться!

Отправляемся путешествовать по островам на теплоходе…а как он называется? Это тема нашего урока (Имя существительное).

На доску вывешивается картинка с изображением теплохода.

— На протяжении пути вы будите вести бортовой журнал. (Оформление тетради. Соблюдение орфографического режима.)

Давно живу я в мире этом
Даю название предметам.

— О какой части речи идет речь? Сформулируйте тему урока. (На теплоходе виднеется тема).

— Сформулируйте цель урока, учитывая тему и то, что с данным материалом мы уже знакомы.

— Чтобы нам отправиться в путешествие нужно провести грамматическую разминку.

На доске записаны слова:

библиотека
чтение
поэт
писатель

Ученики запоминают их в течение 20-и секунд. Затем учитель закрывает слова.

Вопросы:

  • Были ли слова, которые относятся к мужскому роду? (Поэт, писатель)
  • К какому склонению относится предпоследнее слово? (2-е склонение)
  • Употребите слово, предшествующее слову писатель в предложном падеже? (О поэте)
  • Назовите общую сумму склонений, к которым относятся все слова ряда. (1 + 2 + 2 + 2 = 7)
  • Под какими номерами находятся слова, которые относятся к одному и тому же склонению? (№ 2, № 3, № 4)
  • Назовите существительное, которое имеет только форму единственного числа. (Чтение)
  • Назовите слово, в котором 4 буквы. (Поэт)
  • Чему равна сумма букв в первом и последнем словах? (10 + 8 = 18)
  • Чем можно объединить все слова (Существительные)

Учитель. Все слова можно отнести к теме «книга», поэтому сегодня весь материал урока будет посвящен книге, чтению.

1 остров «Остров любознательных» Письмо по памяти

На доске записаны предложения, учитель открывает по одному предложению, дети записывают по памяти.

Не загибай страниц в книге и в тетради. (пользуются таблицами падежных окончаний)

Всем лучшим я обязан книге. (писатель М. Горький) — (самопроверка)

Учитель. О книге говорили многие писатели и поэты.

На доске:

Книга — хранилище знаний. (Б. Полевой)

Книга — наш учитель. (В. Маяковский)

Книги — наши лучшие друзья. (К. Паустовский)

Морфологический разбор слова.

Книга — сущ. (что?) предмет.

I. Н.Ф. — книга
II. нариц., неодуш., ж.р., 1-е скл.
III. И.п., ед.ч.

IV. Подлежащее

2 остров «Остров быстрых, смелых, ловких». Словарно-орфографическая работа

Орфографическое чтение словарных слов по цепочке.

Стратегия «Одиночное плавание под орфографическим парусом». Запись слов на парусах, определи род имен существительных.

Левый борт

Правый борт

В…лна    ж.р

  Штурв…л  м.р

Пару…    м.р

г . р . зонт   м.р

М…ре   ср.р

Пл…ван…е    ср.р

Т..пл..ход    м.р

Шт…рм   м.р

бер . г   м.р

Поез…ка   ж.р

Самопроверка — обратная сторона доски.

Стратегия «Мозговая атака»

— К какой части речи относятся записанные слова?

— Что такое имя существительное? Что обозначают имена существительные? На какие вопросы отвечают?

— Как узнать род имени существительного?

— Обозначьте род имён существительных. Назовите имена существительные ж.р., м.р., ср.р.

Физминутка. Инсценирование стихотворения Г. Граубина «Ленительный падеж»

3 остров «Остров родных слов». Склонения имен существительных

— Как изменяются имена существительные? (По падежам и числам.) Работа с карточками(выбрать слова, которые подходят к времени года — осень и просклоняй по падежам).

Листья, дождь, морозы, октябрь, месяц, листопад, осень, тропинки, иней, льды.

— Какого склонения бывают имена существительные? Работа с карточкой (распредели по склонениям)

 

1 скл

2 скл

3 скл

1

ночь

метель

ёлка

2

холод

листопад

иней

3

сияние

зима

лёд

4

мороз

снег

лист

5

снежинка

сугроб

осень

— Определите склонение выбранных вами существительных(относятся к осени). Приведите примеры имён существительных 1, 2 и 3 склонения.

4 остров «Остров Падежей». Самостоятельная работа по определению падежей имён существительных в словосочетаниях

— Имена существительные изменяются по числам. А как ещё изменяются имена существительные? (По падежам.)

1 вариант
прыгала по веткам
запахло хвоей
посинеть от холода
украшали ветку
сыпался иней
заснул в норе

— Соедините точки и попутной волны!

Падеж

1

2

3

4

5

6

Им.п.

 

 

 

 

        *

 

Р.п.

 

 

       *

 

 

 

Д.п.

      *

 

 

 

 

 

В.п.

 

 

 

        *

 

 

Тв.п.

 

      *

 

 

 

 

Пр.п.

 

 

 

 

 

     *

(Под музыку)

Тихо все на месте сядем
И закроем глазки.
Вспомним, всё, что повторяли,
Без моей подсказки.

5 остров «Остров умелых рук»

Составление кластера (творческая работа) — защита

Возвращение из путешествия Подведение итога урока.

Тестирование учащихся по теме урока (карточка ученика).

Ученица_____________________________________________________________________________

1. Выбери и подчеркни правильный ответ:

Тип склонения существительных определяют:

А) по роду существительного;
Б) по окончанию существительного в начальной форме;
В) по роду существительного и его окончанию в начальной форме.

2. Определи тип склонения по его признакам:

Ж.р., нулевое окончание — ___________склонение.
Ж.р., м.р., -а, -я ____________склонение.
М.р., нулевое окончание; ср.р., -о,
-е-____________склонение.

3. Определи тип склонения существительных. Стрелками укажи правильный ответ.

Земля
Дуб
Роща
Дядя
Степь
1 склонение

лень
дедушка
окно
ружьё
грач
2 склонение
овца
мышь
ведро
конь
рожь
3 склонение

4. Прочитай. Определи тип склонения существительных.

На сосне (___) весёлый дятел (___) белке (___) домик (___) конопатил.
И днём (____), и ночью (___) кот (__) учёный всё ходит по цепи (__) кругом.
А. С. Пушкин.

5. Прочитай. Определи тип склонения существительных и падеж.

Без печали (____, ____), без тревоги (___, ___) спал медведь (___, __) в своей берлоге. Спал всю зиму (___, ___).

Рефлексия. Ставится смайлик!

Работал (а) на уроке:

а) отлично; б) хорошо; в) мог (ла) бы работать лучше.

Рецензия на разработку урока русского языка учителя начальных классов Плотниковой Инги Николаевны Калугинской НСШ Мамлютского района Северо-Казахстанской области

Учителем разработан урок — путешествие по островам (обобщение по теме «Имя существительное» в 4 классе. Целью является обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся по теме «Имя существительное». Учитель ставит перед собой задачи и решает их в течение всего урока:  1. Обучающая — практическое применение полученных знаний на практике; 2. Развивающая — развивать речь, мышление, орфографическую зоркость, внимание; обогащение словарного запаса; 3. Воспитывающая — любовь к родному языку;

Оборудованием является карта маршрута путешествия, путевые заметки учащихся в бортовом журнале. Острова с названиями и карточки с заданиями. Урок интересный, а самое главное практический, форма проведения — нестандартный (путешествие). На этом уроке учащиеся обобщают и систематизируют полученные знания по теме. Урок насыщенный, все зависит от темпа учителя. В содержание урока входят: словарная работа (в виде стратегии «Одиночное плавание под орфографическим парусом»), задание на карточках, работа с учебником, по схема, таблицам. На уроке используются следующие методы работы:

по виду источников:

  • словесные (беседа, объяснение, работа с учебником),
  • наглядные (таблички-подсказки), карточки, кластер
  • практические (тренировочные упражнения по учебнику, по карточкам)

по виду деятельности: беседа, правила (как работать с таблицами подсказками), устные, письменные практические задания, самостоятельная работа, работа с учебником.

Формы обучения: фронтально-индивидуальная, групповая

Средства обучения: учебник, демонстрационный материал, карточки-подсказки, карточки

Содержание, методы, формы, средства обучения выбраны в соответствии с целями.

Все этапы урока работают на главный — обобщение. Все взаимосвязаны.

Прослеживается межпредметная связь с литературой, математикой. Использование инновационных педагогических технологий (интерактив).

Такой урок может заинтересовать многих педагогов.

Директор школы: Г. Эйзенбраун

Категория: