Международный творческий экспресс-конкурс «Вот оно какое, наше лето!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья, посвященном летнему отдыху

 

Необходимость преобразований в образовании

 

Версия для печатиВерсия для печати

Малюкова Татьяна Геннадьевна, учитель географии и биологии, высшая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Михайловская общеобразовательная средняя школа» Шемонаихинскийский район, село Рассыпное

Малюкова Татьяна Геннадьевна

Школа — начальное звено всех преобразований, касающихся не только экономики, но и общества. Каждое государство, вступившее в 21 век, сталкивалось с несоответствием существующих образовательных систем, с теми требованиями, которые выдвигает современная жизнь. Экономический уровень любого государства зависит от уровня образования в нём. Современные требования к выпускнику, выдвигаются под влиянием таких процессов, как глобализация, информатизация. Соответственно традиционный репродуктивный способ обучения устарел. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, креативность, мобильность, гибкость, конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни. Владение новыми технологиями, умение принимать самостоятельные решения, работать в команде, умение быстро находить выход из сложной ситуации, все эти навыки должны закладываться в школе.

Многие страны мира вкладывают в образование огромные денежные средства, однако стабильного роста в качестве образования не наблюдается. При этом есть страны на положительные результаты, которых, в области образования можно положиться, опыт которых можно взять на вооружение.

Исследователями М.Барбер и М. Муршед был сделан важный, по моему мнению, вывод: нельзя улучшить результаты учащихся, не повысив качество обучения [1]. Важными факторами, изменившими системы образования стран авторы считают не только политику в образовании, играющую существенную роль во влиянии на статус учительской профессии, но также такие очень важные моменты как: соответствующая подготовка педкадров, профессиональное самосовершенствование учителя на протяжении всей жизни.

Опыт таких стран как Финляндия, Япония, Сингапур говорит о том, что можно добиться положительных результатов за относительно короткий срок. Такое высокоразвитое государство — лидер во многих отраслях экономики, как США, а вместе с ним Новая Зеландия решало эту проблему путём активного вливания капиталовложений, уменьшением контингента учащихся в классах, внедряя опыт чартерных школ, однако качество обучения оставалось на прежнем уровне. Другое же исследование, проведённое на уровне штатов, показало разный результат обучения, полученный от преподавания учителями разной квалификационной категории. Этот пример наводит на мысль о необходимости профессионального роста учителя.

Хотелось бы остановиться подробнее на примерах тех стран, которые смогли добиться стабильных результатов. Сингапур, имеет самые высокие результаты в исследованиях TIMSS, при этом затрачивая минимум денежных средств на обучение учащихся, гордится централизованным контролем и строгим отбором кандидатов на учительскую работу. При минимальных затратах в будущем на образование учащихся, Сингапур тратит больше, чем все другие страны на подготовку учителя, а это в свою очередь повышает статус учителя, при строгом государственном контроле отбора кандидатов на учительскую работу. Главным в работе учителя в Сингапуре является деятельностный подход, формирующий компетентную личность, рефлексирующую, с собственным мнением, способной его отстоять. Ежегодно ООН публикует данные по Индексу развития человеческого потенциала. Он состоит из индекса Образования, ВВП и Продолжительности жизни. По Индексу образования Финляндия устойчиво занимает первое место. Меня заинтересовал тот факт, что дети в этой стране идут в школу с 6-7 лет, находясь в школе не более 4-5 часов, в течение первых лет обучения их знания не оцениваются. Участие Финляндии в мировых исследованиях показывает самые высокие позиции учащихся в мировых рейтингах по математике, естественным наукам, чтению и решению задач, опережая на целых 50 пунктов своих сверстников из соседней Норвегии [1].

Финляндия выдвигает требование при приёме на учительскую работу наличие у учителя степени магистра. Страна даёт возможность всем гражданам получать образование в любом возрасте. Опыт Финляндии указывает на важный с моей точки зрения момент — совместная работа учителей направленная на самосовершенствование, учитель должен понимать цель своей деятельности и верить в способность улучшить образование детей. Главные принципы финской системы образования: индивидуальный подход, высокое образование учителей, доверие и равноправие.

Существующие сегодня практические и теоретические доказательства указывают, что самым важным в обеспечении качества образования страны является умение привлечь к педагогической работе подходящие кадры, поэтому многие лидирующие в образовании страны ведут политику привлечения выпускников в образование имеющих хорошую успеваемость.

Интересен тот факт, что Сингапур, Финляндия, Южная Корея отличаются сегодня самой эффективной процедурой отбора учителей, ориентируясь на работу со школьниками до педагогического обучения, большинство же стран мира не регулирует процесс отбора на педагогические специальности, что в свою очередь приводит к перепроизводству педкадров, снижая тем самым качество преподавания. В успешных странах обращается особое внимание на талантливость учителя, что способствует дальнейшему повышению статуса учителя в глазах широких слоёв населения. Практикуется начало профессиональной карьеры с педагогической подготовки, либо по программе вузовского обучения, либо со степенью не связанной с педагогикой.

Немаловажным считаю факт, что успешность учителя далеко не во всех странах поддерживается выплатой ему хорошей зарплаты, как например, в Южной Корее, а главным фактором был и остаётся мотивационный статус учителя на получение стабильно высоких результатов, что совершенно невозможно без анализа своих недостатков, понимания современных методик и мотивации к совершенствованию.
Анализ сравнения мирового опыта школ свидетельствует о важности механизмов привлечения лучших кадров в образование и соотнесении качества системы образования и работающих в ней учителей, что немыслимо без оптимизации взаимодействия между учителем и учащимся.

В какой степени эти реформы актуальны и применимы к Казахстану в целом?
Все вышеназванные условия, направленные на получение стабильного качественного образования вполне реальны для любого государства, в том числе и Казахстана. Для развития нашей Республики, уже не первый год реализуется «Стратегия-2050», где в области образования намечены конкретные шаги: 100% охват дошкольным образованием, устранение нехватки учебных мест, повышение заработной платы учителям. Сегодня Казахстан ориентирован на вхождение в мировое образовательное пространство, идёт уверенное становление новой системы образования, через внедрение новых современных стратегий.

Изучая мировую практику образования, я пыталась понять, что может быть приемлемым у нас в Казахстане и конкретно, в нашей школе.

Я считаю, что Казахстан обладает необходимой ресурсной базой для внедрения инновационных практик в образование. Сегодня мы видим реальные примеры изменений:

• Планируется переход на 12-летнее образование;
• Частично введена в школах система e-learning;
• Внедряется подушевое финансирование оплаты учителей;
• Обновление и оснащение школ современными информационными средствами;
• Строительство новых школ;
• Ориентирование Казахстана на воспитание полиязычной личности;
• Единое национальное тестирование и Внешняя оценка учебных достижений как система оценки качества обучения наших школьников.

Малазийский экономист Махатхир Мохаммад отметил, что у Казахстана есть единственный путь достижения высокого уровня конкурентоспособности — «...опора на инновации и качественное образование».

Происходящие изменения в сфере экономики и жизни страны заставляют нас учителей задуматься об изменении подходов в обучении и преподавании.

Учителя школ сегодня получили возможность повысить свою квалификацию через курсы по уровневым программам, что позволяет получить необходимый багаж знаний и улучшить качество преподавания и обучения.

Участие в международных исследованиях координируемых Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) даёт Казахстану возможность сравнения уровня подготовки наших школьников с уровнем других стран мира, а также использовать методики мировых достижений, в области образования получив ценную информацию для определения дальнейших стратегий развития образования страны.

Я думаю, что Казахстан, при учёте того, что именно качество образования обеспечивает уровень развития страны, создаст оптимальные условия для обучения сегодняшних школьников. Изменения в сфере образования способствуют развитию у учеников навыков 21 века, таких как: развитие навыков мышления высокого и низкого уровня одновременно, креативности, умения применять свои навыки, знания, представления и понятия, на практике. Стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников является учитель [2]. Именно учителя, должны выступить лидерами в обучении учащихся и учителей, так как изменилась сама сущность понятия «лидерство».

Не думаю, что это будет быстрый процесс, но для его реализации необходимо понимание всех участников образовательного процесса значимости преобразований. Чем больше будет в школах учителей лидеров, тем значимее будут идущие изменения.

«Плохой учитель преподносит истину, а хороший учит её находить» эти слова Ф. Дистерверга лучше всего отражают сущность сегодняшних требований к учителю и навыков необходимых и востребованных в 21 веке. Доминирование традиционности преподавания в моей школе на мой взгляд происходит по причине непонимания требований современности. Учителя должны задуматься об эффективности своего преподавания. Преподавание для всего класса должно быть изменено использованием группового взаимодействия. Обратная связь учащихся должна стать необходимым условием определения проблем обучения для учителя.

Активная позиция учителя должна быть направлена на творческое саморазвитие и самосовершенствование, в целях повышения своего профессионального роста. Профессиональное взаимодействие учителей, сотрудничество в решении общих проблем преподавания может качественно изменить состояние дел в школе. Приоритетом образования в нашей школе должна стать готовность учащихся к практическому использованию полученных знаний.

Наша школа только стоит на пороге преобразований и доля учителей прошедших курсовую подготовку невысок (2 учителя), но радует инициативность и желание учиться, саморазвиваться. Внедрение новых подходов, взаимное сотрудничество учителей, я считаю, будут способствовать поднятию мотивации наших школьников в обучении.
Инновационный поиск педагогических средств для педагогов моей школы и в частности для меня имеет широкий диапазон выбора.

На сегодняшний день учитель получил возможность по-новому организовать урочную и внеурочную деятельность своих учеников, используя стратегии, которые по моему мнению должны привлечь ученика учиться с увлечением и удовольствием. Я как учитель обязана заинтересовать ребенка, сделать так, чтобы учение превращалось не в наказание, а в радость познания. И поэтому необходимо каждому из нас учителей менять свои убеждения, быть открытым для новых идей, способствующих развитию знаний, и навыков [2]. Шаги намеченные мной по преобразованию практики преподавания и реализуемые при сотрудничестве моих коллег, я думаю будут способствовать качественным изменениям способствующим повышению качества преподавания и обучения в моей школе.

Используемая литература:

1. М.Барбер, М.Муршед «Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах», 2008 г.
2. Руководство для учителя. Первый уровень. Второе издание. ЦПМ АОО «НИШ», 2013 г.

Категория: