Международный творческий экспресс-конкурс «Вот оно какое, наше лето!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья, посвященном летнему отдыху

 

Методы активного обучения на уроках литературы

 

Версия для печатиВерсия для печати

Сыздыкова Баян Шиябиденовна учитель русского языка и литературы, стаж 24 года, первая категория КГУ «Средняя школа им. К. Камзина Алгабаского сельского округа села Жолкудук» города Аксу Павлодарской области

Сыздыкова Баян Шиябиденовна

Учитель является движущей силой в области педагогического процесса. Именно благодаря учителю учащиеся могут воспользоваться преимуществами, полученными в результате реализации образовательной политики. Из программы по русскому языку видно, что в системе среднего образования Казахстана в школах с русским языком обучения этот язык занимает ведущее место среди предметов гуманитарного цикла в силу того, что он является не только предметом изучения, средством развития мышления и речи, но и средством познания других предметов. Программа усложнилась при сокращении часов, отводимых на изучение предмета. Необходимо адаптироваться к непрерывно происходящим изменениям в содержании обучения и осуществлять эту адаптацию наилучшим образом.

Программа по литературе включает в себе большой объем материала: художественные произведения для чтения и изучения, для чтения и обсуждения литературоведческих материалов. Это создает определенные трудности, так как ребятам надо читать дома самостоятельно, чтобы в классе обсудить прочитанное, проверить уровень усвоения и понимания. Решая эту проблему, я обращаюсь к технологии развития критического мышления: стремлюсь направлять деятельность учащихся, создавать ситуацию успеха, организую работу индивидуальную, парную, групповую, применяю поощрения. Очень важно вызвать интерес учащихся к изучаемому предмету, так организовать учебную деятельность, чтобы каждый сумел проявить свои способности. Один из приемов стратегии критического мышления, активизирующий мыслительную деятельность учащихся, — «свободное письмо». Он может успешно применяться на мотивационно — ориентировочном, рефлексивно — оценочном этапах урока или в качестве домашнего задания. Например, при изучении поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» предлагается свободное письмо «Как я понимаю слово свобода». Интересен прием работы с учебным текстом «Рождение мысли на глазах аудитории», что учит вырабатывать спонтанную речь. Учащимся предлагается объяснить лексическое значение незнакомого слова, речь должна быть вполне убедительной, пробуждать интерес, любознательность, дать новое представление о предмете. Затем значение слова проверяется по толковому словарю.

Я часто предлагаю ребятам рисовать; так удовлетворяется потребность в творческой деятельности. Рисунок помогает выразить то, что не всегда юному читателю удается выразить словами. Учителю детский рисунок может подчас дать больше информации о воспринятом материале, чем контрольная работа или сочинение.

Учащиеся знают, что автором текста может быть каждый, поэтому проявить себя в таком качестве им всегда есть возможность. Текст создается индивидуально, в паре, в группе. Очень важно воспитывать в ребятах умение слушать и аргументировано высказывать свое мнение об услышанном тексте с применением слов я думаю, на мой взгляд, удачный пример, неудачно изложено и т. д. (примеры прилагаются). Обсуждение проблемы в форме «Двойного кольца Сократа» способствуют овладению приемам дискуссии. Ребята садятся в два круга — внутренний и внешний. Во внутреннем кольце назначается «держатель темы», который направляет обсуждение в нужное русло. Члены внешнего кольца внимательно фиксируют обсуждение, затем составляют схему, вывод. Так был обсужден вопрос «Зачем миру люди?» по рассказу Рэя Брэдбери «Каникулы» и др.

Построение «интеллектуальной лесенки» помогает ребятам лучше понять структуру текста, его основную мысль. Ребята учатся выделять главное, находить аргументы и примеры.

Предмет речи             Тема речи               Тезис              Аргументы

При составлении лимерика учащиеся могут проявить свое знание произведения, понимание его композиции и умение характеризовать литературного героя. Кроме того, задание такого характера помогает обогащать лексикон, учит быть внимательным к слову (например, при изучении «Одиссеи» Гомера).

На этапе рефлексии можно предлагать учащимся построить модель на изучаемую тему. Чаще всего такое задание выполняется в группе, учащиеся проявляют умение прослеживать различные связи, изображение движения во время и пространстве. Это способствует формированию целостного видения проблемы (продемонстрировать модели «Постижение мира в поэме — странствий «Одиссея» Гомера, «Человек и мир природы», «Война глазами поэта» и др.)

Даже маленький успех в самостоятельной научной работе вызывает у детей огромное удовлетворение и служит сильнейшим стимулом для дальнейших исследований. Для более эффективного обучения мною разработаны памятки по русскому языку, литературе, развитию речи. С целью формирования устойчивого интереса к изучению русского языка регулярно проводятся внеклассные мероприятия, кружки «Путешествие в слово», «Занимательная грамматика», организовано работа Клуба Любителей Словесности (КЛС). Такая деятельность способствует развитию критического мышления — собственного взгляда на предметы, явления. Помочь ученику научиться видеть, понимать положительное и отрицательное в событиях, явлениях — значит, способствовать развитию творческой личности, что является основной задачей на современном этапе.

Категория: