Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Мастер-класс «Использование приемов критического мышления на уроках в начальных классах»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Закирова Галия Тагировна учитель начальных классов второй категории, стаж 15 лет, Мамлютская школа-гимназия № 1. Мамлютский район, город Мамлютка, СКО

Закирова Галия Тагировна

Мышление развивается в проблемной ситуации,
Когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете.
(Л. Выготский )

Цель: Ознакомление учителей начальных классов Мамлютского района с приёмами критического мышления (из опыта работ)

Задачи:

  • расширить понятие о критическом мышлении и приемах развития критического мышления;
  • показать приемы критического мышления в своей практической работе.

Оборудование: интерактивная доска, презентация.

Ожидаемые результаты:

  • коллеги будут знать приемы критического мышления;
  • уметь осуществлять отбор наиболее приемлемых методов для формирования навыков критического мышления у учащихся по предмету.

Целевая аудитория: учителя начальных классов

Ход мастер-класса

Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть вас на мастер-класс. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой. Уважаемые коллеги! От всей души поздравляю Вас с началом нового учебного года. Пусть новый учебный год порадует нас всех большими успехами и достижениями и принесёт удовлетворение от оценки нашей творческой работы. Я желаю вам Радости, Любви и неугасимого творческого огня в душе! Желаю всем нам мира в душе, в семье и в стране.

1. Психологический настрой (создание коллаборативной среды)

Я предлагаю вам провести приветствие с коллегой сидящей рядом с вами Приветствие «Здравствуйте!» Коллеги поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят: желаю (соприкасаются большими пальцами); успеха (указательными); большого (средними); во всём (безымянными); и везде (мизинцами); Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью).

— Прошу ответить на мое приветствие после той фразы, которое посчитаете обращением именно к вам.

Здравствуйте, те кто готов творчески работать!
Здравствуйте, те кто окончил трёхуровневые курсы
Здравствуйте те, кто умеет мечтать...
Здравствуйте те, кто мечтает полетать!
Здравствуйте те, кто в отпуску хорошо отдохнул!
Здравствуйте те, кто любит свою работу и детей!
Здравствуйте те, кто любит сладкое!

— Предлагаю взять со стола один понравившийся десерт, изучить его форму, цвет, вкус, фактуру.

— В своих карточках составьте список прилагательных, которые характеризуют выбранный десерт. (Коллеги самостоятельно создают список прилагательных) 1 мин.

— Теперь обведите 1 слово из списка, который лучше всего характеризует ваш характер. И объясните, почему именно это слово так точно описывает ваш характер.
(Зачитываются работы и даются объяснения) 2 мин.

— Вы критически отнеслись к выбору того слова, которое характеризует вас? Конечно. Вот и детей необходимо научить относиться критически к той информации, которую они получают. Осмысливать её, «переваривать», находить дополнительную информацию, проверять источники и только потом делать выводы. На своём мастер-классе я хотела бы представить Вашему вниманию «Использование приемов критического мышления на уроках в начальных классах» Пока я только начинаю идти по выбранному пути, но как гласит народная мудрость «Дорогу осилит идущий»

2. Теоретическая часть. Что такое критическое мышление и какие приёмы критического мышления используются на уроках в начальных классах

Но для начало я хотела с вами провести приём который называется «Микрофон»

— Что такое мышление?

— Что такое критическое мышление в вашем понимании?

— Кто испытывает затруднения в модуле критического мышления?

— Используете ли вы на уроках приёмы критического мышления?

— А можно узнать какие приёмы вы используете на своих уроках?

Применять её можно на всех учебных предметах. КР — это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить и применить.

Модуль «Критическое мышление» является одним из модулей Программы, «основное содержание которой представлено в контексте семи модулей, находящихся во взаимосвязи» и как красной чертой через весь образовательный процесс обучения проходит «критическое мышление» основанное на диалоговом обучении в группе, паре, индивидуально. Критическое мышление развивается при диалоговом обучении — диалоги проходят в парах и группе — группы формируются в классе.

Критическое мышление — способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать продуманные решения.

КР предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

1 этап — «Вызов» (ликвидация чистого листа)

Ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. Работа с вопросами может проходить в 2 этапа: «я сам», «мы вместе» (парная или групповая работа). На стадии вызова у ребёнка должно сформироваться представление, чего же он не знает «Что хочу узнать?».

2 этап — «Осмысление» (реализация осмысления)

На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать) Это, как правило, самый длительный этап урока, который предполагает получение новых знаний, их осмысление, соотнесение с имеющимися. Цель данного этапа — побудить ребёнка к высказываниям, дать толчок к анализу своих знаний, поддержать интерес учащихся к информации и добиться ее понимания. При этом важно, чтобы дети обменивались мнениями, говорили, ведь это обогащает их словарный запас, вырабатывает гибкость мышления.

3 этап — «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме. Итак, напоминаем, технология развития критического мышления предлагает строить урок по схеме вызов — осмысление — рефлексия и предлагает набор приёмов и стратегий. Данный этап способствует целостному осмыслению темы, выработке собственного отношения к изучаемому материалу, выявлению тем и проблем для дальнейшей работы, а также анализу самого процесса изучения материала. Учащиеся самостоятельно делают выводы, приводят сравнения, анализ, соотносят новые знания с имеющимися. На этом этапе может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося.

Приведу, несколько приёмов стадии

Первый этап работы стадия вызова — «создание мотива к обучению». На этой стадии использую такие приемы:

«Верите ли Вы, что...?»,
«Проблемный вопрос»
«Загадка»
«Корзина идей»,
«Знаю-хочу»,
«Мозговой штурм»
«Авторский стул»
«Корзина» идей, понятий, имён"
«Кластер»
«Ассоциации»
«Дерево предсказаний»
«Перепутанные логические цепочки»
«Верные и неверные утверждения»
«Толстые» и «тонкие» вопросы (до изучения тем)

Второй этап — «осмысление» — содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с информацией, причем работа, направленная, осмысленная. На этом этапе я использую такие приёмы как:

«Инсерт»,
«Чтение с пометами»
«Кластер»,
«Чтение с остановками»,
«Толстые и тонкие вопросы»...
«Знаю — Хочу знать — Узнал»

Третий этап — «рефлексия», на этапе рефлексии можно использовать такие методы и приемы:

«Метод 6 шляп»,
«Авторский стул»
Кластер
Составление маркировочной таблицы (Знаю — Хочу узнать — Узнал)
«Синквейн»
«Пятиминутное эссе»
«Толстые» и «тонкие» вопросы
«Перепутанные логические цепочки»
«Ромашка вопросов или ромашка Блума»

3. Практическая часть мастер-класса

Я вас кратко познакомила с некоторыми приемами КМ, используемые на уроках, а теперь приступим к практической части, во время которой попробуем поработать с некоторыми приемами КМ. Прошу Вас поработать творчески, проявить свою активность, не стесняться высказывать своё мнение. Надеюсь, что Вы мне поможете в проведении занятия, за что заранее вам благодарна.

Урок литературного чтения. Тема Л. Н. Толстой «Лев и собачка»

Психологический настрой «Кувшин счастья»

Уважаемые коллеги, поднимите руки верх, образно представьте, что вы держите над головой огромный кувшин, этот кувшин наполнен счастьем, добром, позитивом, хорошим настроением, а сейчас вылейте его на себя. Соберитесь с мыслями, настройтесь на хороший и плодотворный урок

Деление на группы — Сладкий десерт

Участникам коллегам раздаётся одинаковый текст, по которому участники группы будут работать

Стадия «Вызов»

Приём «Корзина понятий», идей портрет Л. Н. Толстого (На доске портрет писателя, условный значок корзины с вопросом)

— Какие ассоциации возникают, глядя на портрет этого человека?

Приём «Мозговой штурм» по картинке

— Посмотрите на картинку. Что на ней изображено?

— Определите тему рассказа

— Что вы можете сказать о льве. Изобразите животного.

— Что вы можете сказать о собаке. Изобразите животного. Что вы можете о них сказать?

— Кто написал это произведение?

— Почему Л. Н. Толстой мог так назвать своё произведение «Лев и собачка»?

— О чем может быть рассказ с таким названием?

— Что может произойти в рассказе с таким названием?

— Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный? (предположения участников коллег)

Приём «Верите ли, что..»

— Предположите, о чём пойдёт речь в произведении. Я предлагаю вам несколько утверждений, а вы если согласны ставите «+«, если нет, то »-«.(Работа в группах по карточкам можно индивидуально)

• Верите ли, что действие происходит в зоопарке.
• Верите ли, что лев наброситься на собаку и разорвёт её.
• Верите ли, что лев полюбил собаку.
• Верите ли, что лев и собака прожили вместе целый год.
• Верите ли, что собака умерла.
• Верите ли, что лев обрадовался смерти собаки.

Метод «Чтение с пометками»

(Обращение к портрету)

— Мы прочитаем автобиографию Л. Н. Толстого. При чтении будем карандашом выставлять пометки на полях.

V — уже знал
+ — узнал новое
? — хочу узнать

а) Самостоятельное чтение автобиографии (у каждого печатные листы).
б) Проверка (озвучивание помет).

— Сегодня мы знакомимся с рассказом Л. Н. Толстого, который называется «Лев и собачка»

— Какие еще произведения Л. Н. Толстого читали?

Стратегия «Кластер» можно применить

Работа над новым материалом.

Стадия «Осмысление»

Стратегия «Чтение с остановками» работа в группе

— Читать текст будем по частям, с остановками. Чтение 1-ой части. «С тех пор собачка жила в одной клетке со львом?»

— Что произойдет дальше?

— Как вы думаете, почему лев не тронул собачку?

— Как он к ней относился?

Чтение 2-ой части (до слов «Хозяин хотел унести мертвую собачку»).

— Какие у вас возникли чувства?

— Что произойдет дальше?

Прием «Тонкие и толстые вопросы» каждой группе даю задание

Тонкие вопросы: однозначный ответ

Толстые вопросы это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
 

Кто….

Что…

Когда ..

Может…

Будет..

Мог ли..

Как звали…

Согласны ли вы

Верно…

Дайте объяснение почему…

Почему вы думаете……

Почему вы  так считаете…..

В чем разница…

Предположите, что будет…

Что, если..

Стадия «Рефлексия»

Приём «Перевёрнутые логические цепочки» (каждой группе даю листочки с заданием ) можно работа в паре

Можно ещё синквейн (со словами лев, собачка, дружба, друзья) составить, «Шесть шляп» разделив участников на шесть групп

Д/з Приём «Написание эссе» о прочитанном произведении

Итог работы. Работая по КМ я отмечаю следующие преимущества:

• учащиеся становятся более восприимчивы к опыту других детей: учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
• увеличивается интеллектуальный потенциал участников, расширяется их словарный запас;
• совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
• вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
• обостряется любознательность, наблюдательность;
• развивает активное слушание;
• повышает самооценку.

— Мы коротко прошли по стадиям урока и увидели, что можно использовать различные приемы критического мышления. Благодарю за участие. Надеюсь, что я кого-то заинтересовала приёмами КМ, т. к. она применима на всех ступенях обучения. Большое спасибо. Наше занятие закончено! Давайте будем в течение всего этого года радоваться каждому дню: просыпаться утром и думать, какие встречи нас ждут, какие возможности Всевышний нам даровал — каждый день не похож на предыдущий! Каждый день мы можем проявлять свои таланты, способности, свое творчество! Каждый день нас ждут десятки светлых детских глаз.

Рефлексия «Шарики успеха»

— Было интересно...

— Сегодня на мастер классе я узнал, что...

— Больше всего мне понравилось...

— Новым для меня стало...

— Возьму с собой

— Особенно мне понравилось

— Что нового я узнал?

— Где мне было легко?

— Что давалось с трудом?

— Реально ли применить это на своих уроках?

— Что вам понравилось и что вы возьмете с собой?

— Что еще не совсем понятно и к чему вернетесь

Что не понравилось или не понятно?

— Благодарю вас за плодотворное сотрудничество. Все вы очень творческие личности. На этом наш мастер-класс закончен. Я предлагаю Вам на память буклеты, в которых содержится краткая информация о приемах КМ. Но в конце мне бы хотелось, чтобы вы ответили на несколько вопросов.

Вопросы:

1. Была ли полученная информация для Вас полезна? (да, нет, не совсем)
2. На каких уроках можно использовать приёмы КМ? (на русском языке, на литературном чтении, на любом)
3. Возможно ли в Вашей практике использование приёмов КМ? (да, нет, уже применяю)
4. Хотелось бы Вам посетить открытый урок с применением КМ? (нет, с удовольствием, могла бы сама провести его)

Коллеги, спасибо Вам за внимание. Мне было приятно с Вами работать.

Категория: