Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Мастер-класс «Целеполагание»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Садыкова Бибижан Тажигалиевна, учитель математики высшей категории, школа-лицей № 16 имени Жапака Каражигитова, город Атырау

Садыкова Бибижан Тажигалиевна

План

Целевая аудитория: Учителя школы № 16

Цель: Оказать содействие участникам в понимании таких понятий, как «целеполагание», «СМАРТ-цели», «задачи деятельности», в развитии умения ставить цели, оценивании правильности формулировки цели.

Ожидаемые результаты: Участники занятия будут ставить к каждому уроку конкретные, измеримые, достижимые цели, грамотно определять задачи для реализации поставленной цели.

Методы и приемы: Интегрированное занятие: теория с элементами презентации + практическая работа. Сочетание групповой и индивидуальной деятельности. Метод самостоятельной работы в малых группах.

Оборудование: Мультимедийный проектор, ПК, экран, бумага, стикеры, маркеры, презентации теоретического материала, карточки с заданиями.

Этапы работы

Содержание этапа

Деятельность участников

Время

1.Вступительная часть Организационный момент.

Цель: Добиться психологического раскрепощения участников. Обеспечить внешнюю обстановку для эффективной работы.

Прием: «Круг радости»

Задачи: Участники выскажут позитивные пожелания друг другу. Участники разделятся на группы, в которых будет обеспечена командная работа.

1.Приветствие.

2.Деление на группы

3.Сообщается тема и цель занятия. Слайд 1,2.

Участники образуют круг радости, соприкасаясь пальцами рук, желают друг другу отличного настроения и хорошей работы.

Делятся на группы по предметам преподавания или предметам одного цикла.

5 мин

2.Введение в тему Актуализация опорных знаний.

Цель: Создать условия для определения (уточнения) участниками знания о цели (понятие цели).

Метод: Эвристическая беседа.

Задачи: Определить общий подход к понятию цели.

Уметь классифицировать цели.

1.Задание группам:

Закончить предложения: а) Цель — это…

б) Результат деятельности — это…

2.Слайд 3 — желаемый ответ на предложенные вопросы.

3. Познакомить с классификацией целей – слайд№ 4.

4. Диалог с участниками:

 Определить основания для классификации по предложенной схеме следующих целей:

а) цели урока,

б) цели самообразования,

в) цели методического объединения,

г) цели Государственной программы развития образования.

1.Участники формулируют ответы, обсуждая в группах. Определения записываются на доске, совместно выбирают наиболее точное по мнению большинства определения.

2.Записывают определения в тетради

3.Знакомятся с классификацией целей, предлагают свои варианты

4.Принимают активное участие в беседе, высказывая собственные точки зрения.

10 мин

3.Основная часть (теория+практика)

1.Цель: Организовать совместную деятельность участников по выявлению (определению) признаков правильно сформулированных целей и умению формулировать к уроку правильные цели.

2. Метод исследовательской беседы

Работа в малых группах.

3. Задачи: Определить понятие СМАРТ-цели.

Оценить цели по требованиям СМАРТ.

Составить к уроку правильные цели.

 

1.Групповые задания:

а) Обсудите в группах: по каким признакам можно характеризовать правильно сформулированную цель?

б) Поставьте образовательные, воспитательные, развивающие цели к уроку.

2.Обсуждение работы групп, обмен мнениями.

3. Ознакомление с теорией вопроса, дать понятие СМАРТ-целей Слайды №5-№8. Привести примеры: «Стать счастливой – не цель, а мечта».
 «Выйти замуж в следующем году» — СМАРТ-цель.

4. Ознакомление с примерами составления смарт-целей из своей практики.  Слайды №9-№12

5.Групповое задание:

а) выбрать из предложенных грамотно сформулированные цели к уроку – слайд №13

б) оценить цели, сформулированные группами в предыдущем задании по соответствию СМАРТ, внести поправки.

1-2.Участники в группах готовят презентации к ответам на вопросы. Определяют признаки целей, формулируют цели урока по учебному предмету группы.

3-4.Знакомятся с понятием Смарт-цели, с постановкой цели с позиции ученика, с позиции учителя, с глаголами для постановки цели с позиции ученика, с примерами составления СМАРТ цели из практики мастера.

 

 

 

5. Работают над выполнением группового задания с последующей презентацией аргументированного ответа на вопрос «Какие преимущества дают цели, поставленные с позиции ученика?»

30 мин.

4. Продолжение основной части (после разминки)

Цель: Создать условия для определения понятия задачи и умению ставить задачи для достижения цели.

Метод эвристической беседы с аудиторией, работа в малых группах.

Задачи: Определить разницу в понятиях цель и задача

Составить задачи для достижения заданной цели.

 

1.Совместное обсуждение:

Как объяснить разницу между понятиями цель и задача? Приведите примеры.

Простейшие примеры:

Цель: Добиться чистоты окон.

Задача: Вымыть окна.

2.Групповое задание: Составить задачи для реализации методической цели учителя: «В течение первого полугодия освоить и использовать в ходе обучения учащихся 8 А класса приемы технологии развития критического мышления»

3.Демонстрация примеров из практики мастера. Слайды №14-18

1.В совместном обсуждении определяется понятие задачи как пошаговой реализации цели. Участники приходят к пониманию цели как ответа на вопрос что хочу, а задачи-что для этого сделаю.

2. В групповом обсуждении составляют задачи к заданной цели с последующей презентацией.

15 мин

5.Обратная связь

Цель: Отслеживание и корректировка умений и навыков по составлению СМАРТ целей к уроку.

Метод проблемной ситуации, групповая работа.

Задачи: Переформулировать цели урока по требованию СМАРТ.

Составить задачи к реализации цели данного урока.

 

 

Участникам демонстрируются формулировки целей из их поурочных планов, сфотографированные до проведения мастер-класса, определить являются ли они СМАРТ целями и предложено откорректировать в соответствии с требованиями СМАРТ, наметить задачи для достижения данных целей. Слайды №19-№23

Участники в групповом обсуждении выполняют задания с последующей презентацией работы, содержащие аргументированные ответы.

15 мин

6. Заключительная часть

Цель: Обобщить полученные сведения.

Метод исследовательской беседы.

Задачи: Дать определение целеполагания и составляющих целеполагания.

Конкретизировать правильное целеполагание и неправильное целеполагание.

Сформулировать цель данного занятия по типу СМАРТ.

 

 В ходе диалога постановкой открытых вопросов понятие целеполагания определяется как неотъемлемая часть оценивания, требующая наличия четырех составляющих:

1. четкой формулировки целей

2. разбивки целей на задачи

3. мотивации и настойчивости

4. непрерывного оценивания

Выявляются признаки правильного и неправильного целеполагания.

Предлагается цель мастер-класса переформулировать по типу СМАРТ.

Слайды №24-№27

 

Участники обобщают материал в совместном обсуждении следующих вопросов: Каковы требования к целеполаганию? Почему необходим анализ целей? Как понимать требования мотивации и настойчивости?

Каковы признаки правильного целеполагания?

 

Участники возвращаются к цели мастер-класса, сформулированной в начале занятия с позиции мастера и переформулируют с позиции участников.

 

15 мин.

7. Рефлексия

В графу «П» — «плюс» записывается все, что понравилось, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу «М» — «минус» записывается все, что не понравилось, показалось скучным. В графу «И» — «интересно» вписывают все любопытные факты, о которых узнали и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

 

Участники заполняют оценочные листы.

 

10 мин.

Категория: