Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Курс фортепиано в формировании музыкального мышления и становлении личности будущих музыкантов различных специальностей в среднем звене музыкального образования

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Гребенникова Асель Олеговна преподаватель отделения «Специальное фортепиано» КГКП Карагандинский колледж искусств им. Таттимбета, Республика Казахстан, Карагандинская область, г.Караганда

Курс фортепиано в формировании музыкального мышления и становлении личности будущих музыкантов различных специальностей в среднем звене музыкального образования

Высокая общая и музыкальная культура, развитый интеллект, самобытность, оригинальность мышления, безупречный эстетический вкус, неисчерпаемый креативный потенциал, вероятно, именно такими качествами должен стремиться обладать будущий артист, наряду с желанием в совершенстве достичь мастерства исполнения на том или ином музыкальном инструменте. Как известно, путь этот трудный и довольно длительный.

Часть поставленных задач можно решить в процессе обучения в среднем звене образования, в рамках образовательных программ музыкальных колледжей, колледжей искусств и т. д. Здесь, помимо хорошего базового обучения игре на разнообразных музыкальных инструментах, существует целый комплекс учебных дисциплин, позволяющих получить и другие необходимые знания в области музыкального искусства.

Безусловно, центральное место занимает курс музыкально-теоретических дисциплин, таких как: теория музыки, сольфеджио, гармония, основы полифонии и др. А также, историко — теоретические дисциплины, позволяющие получить знания в области музыкальной литературы, истории исполнительского искусства и др.

А также, очень интересен курс обучения игре на фортепиано, освоив который, можно овладеть уникальным инструментом музыкального выражения, который будет понятен и близок исполнителю любой специализации. Универсальный инструмент — фортепиано. Как известно, группа клавишных инструментов, объединенных этим общим названием, это-пианино и рояль. Которые в свою очередь позволяют понять более старинные музыкальные изобретения, такие как клавесины различного рода и конфигураций, клавикорды, и даже, в некоторой степени, такой сложный инструмент, как орган. Нужно отметить, что и игру на синтезаторе, поскольку он тоже входит в группу клавишных инструментов, тоже можно назвать родственной.

Содержание курса определяется для каждой специальности индивидуально, при этом, объединяющей составляющей для всех, является развивающий фактор: развитие личности, творческих способностей, креативного, художественно — образного мышления, музыкального и общекультурного кругозора, интеллекта — в помощь будущей исполнительской, педагогической или просветительской деятельности ныне учащихся.

А специфика предмета позволяет и приветствует использование разнообразных видов концертных выступлений для всех учащихся: академические концерты, конкурсы, фестивали, отчетные концерты, лекции — концерты, презентации и др.

Немаловажную роль в работе по подготовке молодых специалистов играет развитие навыков самостоятельного мышления и самостоятельной работы. Это, прежде всего, умение без посторонней помощи разобрать произведение, правильно раскрыв композиторский замысел и авторский стиль, затем его выучить, рационально распределив время и силы для поисков новых исполнительских решений и работой над его технической стороной.

Следует отметить, что особенностью обучения в колледже является закрепление и углубление знаний, полученных в ДМШ и подготовка к дальнейшему профессиональному развитию в ВУЗе. Нужно подчеркнуть, что выпускники колледжа должны быть способны и готовы к полноценной работе в любом качестве: концертмейстеров, ансамблистов, преподавателей специального, обязательного фортепиано или, в зависимости от специализации, любого другого инструмента, методистов, теоретиков и т. д. Следовательно, будущие специалисты должны хорошо уметь владеть такой формой работы педагогической деятельности, как урок. Умение его правильно построить, организовать, провести зависит от качества полученных в процессе обучения в колледже знаний, умений самостоятельно мыслить, анализировать, правильно организовать свой труд.

Поэтому, опытные преподаватели, хорошо осознающие профессиональную ответственность, выделяют в своей работе, в качестве методической основы, такие темы, направленные на воспитание будущих специалистов, преподавателей или исполнителей как: знание специфики профессии музыканта, навыки самостоятельной работы, творческого мышления, поэтапное освоение музыкального произведения, применение музыкально-теоретических знаний, анализ, музыкально-слуховые представления и художественно-образное мышление, работа над техникой и т. д.

Случаются такие ситуации, когда уровень студента по предмету фортепиано на момент поступления в колледж недостаточный. Задачей педагога становится заполнить пробелы знаний, устранить недостатки, возможно, исправить постановку рук, нарастить техническую базу. Для этого, прежде всего, необходимо включить в учебный процесс данного курса изучение гамм, различных упражнений и этюдов.

Помимо этого, основное внимание следует уделить изучению и расширению репертуара обучающегося. Это могут быть произведения композиторов различных стран, а также жанров, эпох, стилей и характеров. Например, из зарубежной музыки, в обязательной программе практически везде, полифонические произведения И. С. Баха. Крупная форма представлена сонатами и вариациями (в зависимости от уровня подготовки) композиторов: Ф. Кулау, Й. Кунау, Д. Скарлатти, Й. Гайдна, В. Моцарта, возможно Л. Бетховена и др. Разнохарактерные пьесы следующих композиторов: Ф. Мендельсона («Песни без слов»), Л. Бетховена (лендленры, контрдансы, менуэты, багатели), Ф. Шуберта (небольшие пьесы, некоторые музыкальные моменты), Р. Шумана («Альбом для юношества») и др.

Очень полезно и актуально включить произведения казахстанских композиторов в программу данного курса. Например фортепианные пьесы молодых казахстанских авторов, таких как О. Несипханов («Подражание народному напеву», «Танцующая девушка»), А. Сагат ( Прелюд, «Талшын»), Г. Абдрашев («Байтак дала», а также Вариации для фортепиано), А. Нуралиева («Домбыра», «Озен»), А. Абдинуров («Мешин», «Коян»), Т. Андосов («Утро», «Прелюде»), Б. Хасангали (Ноктюрн, Фантазия) и др.

В заключение хотелось бы добавить несколько слов относительно еще одной важной составляющей любого учебного процесса — это наличие хорошего творческого контакта педагога и обучаемого. По прежнему актуально такое понятие, как индивидуальный подход: знание сильных и слабых сторон своего ученика, особенности психики и моторики, личных качеств, творческих и музыкальных возможностей каждого.

Литература:
1. Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. М., 1994
2. Петрушин В. И. музыкальная психология. М.,1997
3. Леви В. Л. Искусство быть другим. Луганск 2000
4. Сеченов И. М. Психология поведения. М., 1995
5. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1982

Категория: