Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Критериальный подход в обучении географии

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Корниенко Виктория Евгеньевна учитель географии второй квалификационной категории, стаж 10 лет. Средняя школа №21 с. Софиевка Целиноградского района Акмолинской области, Казахстан

Корниенко Виктория Евгеньевна

Очень часто мы, педагоги, сталкиваемся с трудностями при оценивании результатов обучения. С самого детства мы приучаем детей к тому, что «двойка» — это плохо, а «пятерки» — это вершина успеха. Вспомните, как ваш собственный ребенок шел в школу и повторял заветные слова:

Мы научимся до лета
Рисовать, писать, считать,
И всегда по всем предметам
Получать мы будем «пять»!

И мы искренне надеялись, что оценивать деятельность наших учеников будет проще простого. Казалось бы, чего сложного? Обратимся к словарю С. И. Ожегова: «Оценка-то же, что и отметка. Оценка по пятибалльной шкале». Так, постепенно, наше оценивание и свелось к отметке. Знаке, сделанном на чем-либо. Или где-либо. Например, в журнале или в дневнике. И посыпались проблемы. Нашим детям очень хочется быть хорошими в глазах родителей. Поэтому в приоритет ребенком ставится не объективная оценка его умений, а отметка, поставленная в дневник. Дети начинают лгать, изворачиваться, выпрашивать высокую отметку в четверти. Несмотря на наши слова о том, что больше важны знания, полученные в результате упорного труда.

Но слово «оценка» имеет несколько значений. Вернемся к словарю. Первоначально «оценка — мнение о ценности, уровне или значении кого- или чего-либо». Нужно ли доказывать, что важнее: «знак» или «мнение»? Тем более, если учесть, что это будет не просто мнение, а оценка учителя, товарища или самооценка, выставленная по четким критериям?

Таким образом, мы пришли к тому, что необходима обновленная система оценивания, которая позволит показать, насколько эффективны методы и приемы, используемые учителем в процессе обучения. Система, которая позволит ребенку самостоятельно определить уровень своих умений и мотивировать на дальнейшую деятельность. Оценивание, которое будет прозрачным для всех, кто участвует в процессе обучения. Таким является оценивание по определенным критериям.

Одним из значимых показателей эффективности среднего образования является уровень учебных достижений обучающихся, который демонстрирует, как образовательная деятельность в школе функционирует, развивается, влияет на обучающихся и их результативность.. Поэтому от того, насколько качественно выстроена система оценивания учебных достижений обучающихся, зависит уровень потенциала в повышении качества образования. (2)

В Плане нации «100 конкретных шагов» Глава государства указал в качестве фундаментальной основы экономического роста повышение качества человеческого капитала на основе стандартов стран ОЭСР. Реализация данного направления предусматривает обновление стандартов и системы оценивания для развития функциональной грамотности обучающихся.

В чем заключается основная деятельность участников процесса в системе оценивания?

Ученик

  • участвует в процессах оценивания (самооценка, взаимооценка)
  • несет ответственность за результаты своего обучения
  • получает и предоставляет обратную связь
  • доводит до сведения родителей результаты оценивания

Родители

  • вовлечены в процесс обучения и оценивания детей
  • поддерживают детей в достижении лучших результатов

Учитель

  • знает нормативные и методические документы, несет ответственность за их соблюдение
  • проводит анализ целей обучения
  • составляет критерии оценивания согласно учебной программы
  • проводит сбор и анализ информации для своевременной корректировки процесса обучения
  • проводит рефлексию
  • определяет инструменты, планирует методы, составляет план оценивания
  • разрабатывает задания в соответствии с критериями оценивания и дескрипторы к заданиям
  • определяет форму и предоставляет обратную связь обучающимся и их родителям
  • получает обратную связь от учащихся и коллег
  • взаимодействует с коллегами
  • проводит процедуры суммативного оценивания, выставляет баллы, заполняет журналы. (1)

Особо важным в процессе критериального оценивания считаю формативное оценивание. Такое оценивание должно проводиться постоянно и непрерывно. Только при эффективной обратной связи возможно помочь ребенку определить свои пробелы и работать над их устранением. В процессе работы отметила, что детям очень нравится читать комментарии к своим работам. Практически исчезли вопросы «а почему меня так оценили»? Урок стал более оживленным, интересным. Формативное оценивание помогло некоторым ребятам преодолеть страх оценки.

Для получения эффективной оценки деятельности учащихся учителю необходимо соблюдать принципы оценивания.

Во-первых, нужно четко знать, какой результат мы ожидаем. Цели должны быть достижимы, а умения полезными в реальной жизни. Например, если при изучении темы «Полевые методы исследования» ожидаемый результат был «применяет методы полевых географических исследований, фиксирует, собирает, обрабатывает и анализирует данные», то нецелесообразно давать задание «перечислить методы полевых исследований», так как знание методов еще не значит умение применить их на практике.

Во-вторых, оценивание результатов должно быть объективным. А потому нужно разрабатывать четкие критерии, благодаря которым мы уйдем от субъективной оценки. И верх мастерства-когда учитель умеет привлечь детей к составлению критериев. При модерации (процесс обсуждения работ обучающихся по суммативному оцениванию за четверть с целью стандартизации выставления баллов для обеспечения объективности и прозрачности оценивания) разные люди смогут прийти к одной оценке.

В-третьих, применять критерии надо постепенно, от простого к сложному, подходить к их разработке дифференцированно. Например, при изучении темы «Литосферные катаклизмы» можно предложить следующие критерии:

— Все учащиеся смогут назвать литосферные катаклизмы и определить их различия

— Большинство учащихся объяснят причины и следствия распространения литосферных катаклизмов.

— Некоторые учащиеся спрогнозируют, где возможны сильные землетрясения и предложат меры по предотвращению их разрушительных последствий.

Используем различные формы работы:

Индивидуально:

Задание№ 1. Учащиеся читают текст параграфа, выделяют литосферные катаклизмы и определяют их различия

Дескриптор:
— называют литосферные катаклизмы;
— находят отличия между литосферными катаклизмами

В парах

Задание № 2. Используя карту «Землетрясения и вулканы» и текст учебника, определяют причины и следствия землетрясения и извержения вулканов.

Дескриптор:

-по карте «Землетрясения и вулканы» определяет причины и следствие землетрясений;
-по карте «Землетрясения и вулканы» определяет причины и следствие извержения вулканов.

В группах

Задание № 3. Спрогнозируйте по карте мира, где возможны сильные землетрясения и предложите меры по предотвращению их разрушительных последствий.

Дескриптор:

-прогнозируют территории, где возможны сильные землетрясения;
-разрабатывают меры по предотвращению разрушительных последствии землетрясений.

При изучении темы «Тектонические движения литосферы» предлагаем следующие задания:

1. Используя карту «Физическая карта полушарий», составить номенклатуру срединно-океанических хребтов по океанам.

Срединно-океанические хребты
Тихий океан
Атлантический
океан
Индийский
океан
Северный Ледовитый океан

2. Как вы думаете, к каким изменениям приведет процесс дивергенции в Африке и Евразии?

Дескрипторы

1 задание.
-определяет по карте местонахождение СОХ
-верно распределяет СОХ по отношению к океану

2 задание.
-оценивает, к каким изменениям приведет процесс дивергенции в Африке и Евразии

Предлагая задания и на применение знаний и на оценку, мы даем возможность ученикам высказать свое суждение по определенному вопросу, тем самым развивая нестандартное мышление.

Таким образом, при использовании такой системы оценивание превращается в совместную работу по критериям, принятым всеми сторонами. Открытость, прозрачность, возможность высказать свою точку зрения помогают ученику стать настоящим субъектом своего обучения.

Литература:
1. Система критериального оценивания: управление внедрением /Шилибекова А. Ш.
2. Руководство по критериальному оцениванию для учителей основной и общей средней школ /Методическое пособие/

Категория: