Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Коррекционное занятие «Времена года. Весна»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

  Бектемирова Гульсара Жакиевна педагог-дефектолог, стаж 6 лет. КГУ «Средняя школа № 2», Республика Казахстан, СКО, г. Петропавловск
Коррекционное занятие  «Времена года. Весна»

Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках весны, показать связь весенних изменений в живой и неживой природе.

Задачи: Активизировать и развивать словарный запас учащихся, умение самостоятельно выражать свои мысли. Научить замечать изменения и находить признаки весны самостоятельно, совершенствовать умение составлять предложение по картинкам.

Образовательные: Обобщить знания детей о весенних явлениях в природе, жизни птиц и диких животных.

Воспитательные: Воспитывать интерес, любознательность бережное отношение и любовь к природе. Умение сотрудничать с педагогом и работать в группе.

Коррекционные: Совершенствовать фонематическое восприятие, упражнять в правильном дыхании, развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление.

1. Предварительная работа: (На развитие внимания и общей осведомленности. Обогащение словаря, развитие связной речи).

Рассматривание весенних картин, беседы о весне и её признаках, наблюдение на прогулке за изменениями в природе.

Материал: Картинки на тему весна, разрезные картинки с признаками весны, альбомные листы, акварель, кисти, цветные карандаши, клей, ножницы.

Ход занятия.

Добрый день уважаемые коллеги и ребята, сегодня учителя нашей школы пришли к нам гости. Прежде чем приступить к нашему занятию, давайте все сделаем разминку, чтобы поднять настроение и настроится на плодотворную работу.

2. Разминка: (Развивать координацию движений, воспитывать умение и желание выполнять движения легко, непринужденно. Вызвать у детей положительные эмоции, и подготовить к продуктивной работе).

Быстро все ребята встали
Руки быстро вверх подняли.
Быстро хлопнули 5 раз.
А теперь морганье глаз:
Быстро-быстро поморгали
И... ногами постучали.
Быстро влево наклонились
И сейчас же распрямились!
Быстро вправо наклонились!
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись и кивнули.
Как пингвины полетели
И за парты тихо сели!

Педагог: Тема нашего занятия «Времена года. Весна».

Существует четыре времени года — Кто назовет какие? (зима, весна, лето и осень). Лето — самое прекрасное время года, летом все отдыхают, купаются, загорают, набираются сил. Ходим в лес за ягодами, собираем грибы и т. д. Затем наступает осень, с первым днем осеннего месяца мы идем в школу, идут холодные дожди, желтеют и опадают листья на деревьях. С каждым днем становится все холоднее. Приходит суровая, снежная зима, дни становятся короче, а ночи длиннее. Но и у зимы есть и свои прелести, мы катаемся на горках, коньках, лепим снеговиков, играем в снежки. А сегодня ребята, мы с вами поговорим о чудесном времени года — о весне. Пожалуй, это любимое время года у большинства людей. Она является символом тепла, пробуждения, радости, надежд на будущий урожай и хорошую погоду. В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова... Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой... Давайте каждый из вас попросит что-нибудь у весны. (хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц, подснежники и т. д.)

Хорошо, молодцы!

Ребята, скажите, как называются весенние месяцы? (март, апрель, май). Кто нам скажет, как на казахском языке? (Наурыз, Сәуір, Мамыр.)

Коррекционное занятие  «Времена года. Весна»

3. Ребята, рассмотрите картинки, расскажите, что вы видите, какие изменения происходят в природе весной? Дети рассказывают о явлениях в природе, изображённых на картинках. (прилетают птицы и сразу же начинают приводить в порядок своё жильё, строить новые гнёзда. Тает лёд на реке, сосульки тают, появляются первые проталины, просыпаются с зимней спячки дикие звери).

Педагог: А еще ребята, в начале марта мы отмечаем самый красивый и самый трогательный праздник 8 Марта Международный женский день, прекрасный праздник мам, бабушек и милых девочек. Папы и мальчики суетятся в поисках подарков, готовят сюрпризы своим дорогим дамам. А вы подумали уже какой подарок подарите своим мамам?

А какой еще праздник у нас в марте? (наурыз).

Наурыз — это день возрождения природы, пробуждения ее ото сна, начало нового года. Это день весеннего равноденствия, когда день по продолжительности равен ночи. В этот день надевают праздничную одежду, люди ходят друг другу в гости, поздравляют с праздником. В каждом доме накрывают богатый дастархан, готовят много еды, символизировала достаток и изобилие в наступающем году, угощают всех гостей. Главным угощением является «Наурыз коже», в это блюдо входят 7 компонентов: мясо, пшено, рис, вода, соль, молоко, изюм. Кто-нибудь пробовал?

4. «Продолжить предложение». Найти подходящие слова по смыслу. (Развитие внимания, логического мышления, обогащение словаря, умение слушать, развитие связной речи).

Ребята, сейчас я буду читать предложения, а вы должны будете его продолжить для этого вы должны использовать распечатанные слова, которые лежат у вас на столе и рисунки.

Например, — Закончилась долгая, холодная... (зима);
— Наступила тёплая, долгожданная... (весна);
— Всё ярче светит весеннее... (солнышко);
— Бегут звонкие (ручьи);
— На деревьях набухают... (почки);
— С тёплых краёв прилетают... (птицы);
— Весной птицы вьют, строят... (гнезда);
— С крыш висят длинные... (сосульки);
— Ребята строят для скворцов... (скворечники);
— На проталинах появилась зеленная... (травка)
— С долгой зимней спячки просыпаются дикие... (звери, перечислить)

Молодцы вы справились с заданием! Подобрали правильные слова по смыслу, закончили предложения.

5. Физминутка: Ну что ребята, по-моему, вы засиделись немного, давайте сделаем разминку!

Слушайте меня внимательно и повторяйте за мной движения.

Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна (потягивания-руки вверх)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (вращения головой)
Наклонился взад-вперед, (наклоны вперед-назад)
Вот он по лесу идет.
Ищет мишка корешки (наклоны: правой рукой коснуться левой ступни)
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки-
Для медведя витаминки.
Наконец медведь наелся. И на бревнышке уселся. (Дети садятся)

6. Игра «Волшебный мешочек». (Развитие тактильной памяти, способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам, развитие тактильной чувствительности.

Повышения уверенности в себе, снижение чувства страха перед неудачами).

Ребята я вам сейчас дам вот такой мешочек, он не простой, а волшебный.

Ход игры: «Найди предмет» — Педагог называет предмет, (треугольник, квадрат, круг, цветочек, прямоугольник). учащийся находит его на ощупь, не заглядывая в мешочек. «Угадайка» — учащийся засовывает руку в мешочек, ощупывает предмет, взяв предмет в руку, ребенок должен назвать его или описать. Педагог помогает рассказать о предмете задавая наводящие вопросы о предмете. Например, он круглый, гладкий, большой, с острыми углами, маленький? и т. д. по ответам учащегося остальные ребята должны отгадать что в руке.

Вывод: И так ребята, мы сегодня научились узнавать предметы на ощупь, научились находить точные слова для определения своих ощущений, также внимательно слушали друг друга и отвечали на вопросы

Коррекционное занятие  «Времена года. Весна»

7. Рефлексия: Ребята у вас на столе лежит большой лист бумаги и разрезанные картинки, характеризующие наступление весны, сейчас вы, посоветовавшись между собой должны составить кластер т. е. создать картину весны.

(Развитие пространственной ориентировки, ориентировки на листе бумаги, концентрация внимания и логического мышления, развитие познавательного интереса и творческой активности учащихся. Умение видеть прекрасное).

Итог: Ребята демонстрируют свою работу.

Педагог: Судя по вашей работе, хочется сказать какие вы молодцы, работа получилась яркая и очень интересная, вы показали свои знания о весне, какие праздники у нас весной. свою сплоченность и умение работать в команде.

Ребята, на этом наше занятие подходит к концу, благодарю за работу я надеюсь, вам понравилось.

Категория: