Международный творческий конкурс «Зимние забавы — 2020» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие в страну Букляндию» с применением дифференцированной технологии

 

 

Баекова Зухра Алмагамбетовна, воспитатель, первая квалификационная категория высшего уровня, ГККП ДО № 39 «Достык» ГУ отдела образования г. Актобе

«Путешествие в страну Букляндию»

Программное содержание:

Обобщить знания, имеющиеся у детей; закрепить умение правильно называть буквы; различать гласные и согласные (твердые и мягкие; глухие и звонкие); составлять слова по слогам, читать их. А также закрепить умение проводить звуковой анализ слова, устанавливать последовательность звуков в анализированном слове, называть выделенные звуки в соответствии с их звучанием в слове. Развивать умение правильно дифференцировать звуки, применяя соответствующие термины; называть слова с заданным звуком. Формировать умение вести по клетке прямые линии слева — направо, не отрывая карандаша от листа бумаги. А также формировать навык печатания. Воспитывать уверенность в своих возможностях, желание работать в коллективе, делиться положительными эмоциями с друзьями. Развивать смекалку, воображение, мышление, используя игры, ребусы.

Оборудование:

Следы — кляксы, музыкальная шкатулка, ключ, набор мягких игрушек и домики, равные по количеству игрушкам с буквами (сделанные из бумаги); 2 дерева — большое маленькое; груши с гласными и согласными буквами (равные по количеству с числом детей); ребусы; указка; деревянная ласточка, похожая на букву «Э», карточки с изображением лисы на каждого ребенка со схемой слово «лиса», фишки по 4 штуки каждого цвета (синий, зеленый, красный, черный) по количеству детей; тетради в клетку в форме книг и простые карандаши по количеству детей; цветы со словами, волшебный платок.

Ход занятия

Ребята, утром в наш детский сад для детей старшей группы «Кызгалдак» пришла телеграмма. Вот послушайте ее содержание: «Здравствуйте, дорогие ребята!»

Приглашаю Вас в свою волшебную сказку. Конечно, если вы верите чудеса, то по моему велению, по вашему хотению, разгадав тайну ключа, вы попадете в волшебную страну «Букляндию». Житель страны Букляндии — буква «А».

Воспитатель: «Ребята, а вы верите в чудеса? Хотите отправиться в интересное путешествие в волшебную страну?

Дети: Да!

Воспитатель: А на чем вообще можно путешествовать?

Дети: На самолете, на вертолете, на лодке, на машине, на велосипеде и. т. д.

Воспитатель: А отправимся мы с вами не на самолете и не на машине, а своим ходом, по волшебным следам — кляксам (дети по волшебным следам приходят к волшебной стране).

— Ребята, по следам — кляксам мы пришли с вами к воротам волшебной страны. А как же мы туда войдем?

— Давайте еще раз прочитаем телеграмму. Может быть, мы найдем там подсказку. Нужно отгадать тайну ключа и тогда мы попадем в эту страну. А где же нам взять ключ? (играет музыка, влетает голубь со шкатулкой в руках).

Ребята, голубь прилетел и принес нам с вами волшебную шкатулку, а в ней ключ (достает ключ). А теперь нам нужно разгадать секрет ключа. Какие две буквы спрятались в ключе?

Дети:
«В» и «Ф» — Согласные.
«В» звонкая, «Ф» — глухая.

Вы отгадали загадку ключа, теперь отправимся в страну букв — Букляндию (подходят к воротам, открывают ключом и заходят).

Ребята, мы с вами попали в волшебную страну, где живут волшебные буквы от А до Я (детей встречает буква «А»).

Буква «А»: Здравствуйте ребята, меня зовут буква «А».

Воспитатель: Ребята, мы с вами изучаем три языка: казахский, русский и английский. Так давайте мы все поздороваемся с буквой «А», со всеми жителями этой страны и со всеми гостями на разных языках.

Буква «А»
А — начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко.
Ноги ставим широко.

Дети: Да, буква, мы сразу тебя узнали.

Буква «А»: Ребята, я хочу с вами поиграть (отдает волшебную птицу — ласточку в руки воспитателю).

Воспитатель: Ребята, оказывается в этой стране, кроме волшебных букв живут и волшебные птицы. А волшебными их называют еще потому, что они похожи на какую-нибудь букву. А что эта за птица?

Дети: Ласточка.

— А на какую букву она похожа?

— На гласную букву «Э».

Воспитатель: Ласточка — добрая, умная птица, К кому она прилетит в руки, тому она подарит свое тепло и доброту. Давайте мы с вами подарим, друг другу добрые, прекрасные слова, которые начинаются на буквы «Л», «Д», «С».

Воспитатель: Буковка, я дарю тебе через ласточку свою любовь, чтобы ты с любовью относилась ко всему окружающему (передает «ласточку» букве «А»).

Буква «А»: А я дарю тебе солнышко, чтобы тебе всегда было тепло и светло (передает ласточку другому ребенку).

Дети дарят другу-другу слова: слоник, лес, доброта, дружба, счастье, сирень, ландыш, луна и и. д.

Воспитатель: Итак, эти прекрасные слова, которые мы подарили друг другу, стали нашими друзьями и в наших сердцах осталось так много доброты и тепла. Так пусть же она останется с вами (сажает ласточку на дерево).

Буква «А»: А у меня есть еще волшебный платочек с картинками.

Воспитатель: Буковка хочет, чтобы мы определили где в слове находится звук «а»: в начале, в конце, или в середине (слова «автобус»: «аквариум», «аист», корабли«, «груша», «кукла»).

А теперь послушайте загадку. Может быть, отгадку вы найдете на полянке.

Загадка: Нарядные сестренки, весь день гостей встречают, медом угощают.

(Цветы).

— Ребята, оказывается в этой стране, кроме волшебной буквы и птиц есть еще и ваши цветы. Если собрать два одинаковых цветочка, можно прочитать слово. Дети собирают «цветы» и читают слово по слогам (ма+ма, ле+с, са+ни и и. д.).

Физминутка

Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки,
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.

(Дети делают соответствующие движения).

А теперь мы с вами соберем большой букет и возьмем его с собой в детский сад, на память о волшебной стране.

Я вижу, что в волшебной стране живут еще и звери. Вот черепаха (обращает внимание на центральную стену) — очень длинное животное, которое живет долго, долго и много знает. А в этой стране она храни т буквы в сундучке.

Давайте прочитаем, что здесь написано?

Дети: Буквы.

Воспитатель: А если взять из сундука черепахи еще 2 буквы и добавить к этому слову, то получится название книги, по которой дети в школе учатся читать — Букварь.

— Дети, я слышу спор зверей, они не могут найти свои домики, давайте им поможем.

Игра «найди домик для зверят».

(слон домик с буквой «С» и т. д.)

Входит Петушок (под музыку).

— Ку-ка-ре-ку! Беда! Беда!

Воспитатель: Что случилось?

Петушок: Пока я гулял, был сильный ветер. И все груши с моих деревьев упали. (На большом дереве весели груши с гласными буквами, а на маленьком — с согласными).

Как же я буду теперь их учить, они все перепутались.

Воспитатель: Это не беда, мы тебе поможем. (Дети находят груши с гласными и согласными буквами и вешают на деревья).

Петушок: Молодцы, спасибо, ребята! А вы знаете стихи про буквы? (дети читают стихи).

Воспитатель: Петушок, а теперь мы хотим с тобой поиграть.

Игра физминутка:
Петушка мы в сказках много раз видали
И его давно мы в гости ожидали.
Петушок в детсад к нам с утра стучится,
Чтоб на танцах у ребят польке научиться!
Петушок, веселей, ножками притопни,
А теперь, кружись быстрей, и в ладоши хлопай!

Петушок (увидев яблоко): А что это на яблоне написано?

Дети читают: Ли-са.

Петушок: Ой! Боюсь. Ку-ка-ре-ку! (Убегает).

Входит «Лиса» (поет):

Я лисичка, я сестричка,
Я хожу неслышно.
Рано утром по привычке на урок я вышла.
Только спрятались куда-то от меня зверюшки,
Ускакали все зайчата, не мелькают ушки.

Воспитатель: Лиса, мы помогли зверям найти их домики, вот они разошлись по домам.

Петушок: Тогда и мне помогите разгадать волшебные слова (ребусы).

Петушок: Спасибо, а за это я дарю вам свои фотографии.

Воспитатель: Ребята, не зря лису называют рыжей хитрой плутовкой, ведь она оставила нам не только свои фотографии, но и задание.

Звуковой анализ слова «Лиса»

Ль — мягкий согласный звук — зеленый фишка;
и — гласный — красная фишка;
с — твердый согласный звук — синяя фишка;
а — гласный ударный звук — красная фишка.

(Дети выполняют задание).

Воспитатель: Ну, что же, а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Но для того, чтобы вернуться, необходимо вот в этих «книгах» (тетрадь в форме книги) нарисовать дорожку и напечатать свое имя.

Физминутка:
1) Из крючков,
Из кружочков и кружков
Сможет имя написать.
Если будем мы стараться
Буквы будут получаться!
2) Слева — направо протянем дорожку,
С волшебной страны — к родному порожку
Не будет дорога петлять, загибаться,
Мы не хотим на ней потеряться.

Воспитатель: А теперь мы возвратимся по дорожке в детсад. Но прежде чем вернуться, буковка хочет вам подарить волшебные буковки (печенье).

Буква «А»:
Ты эти буквы заучи,
Их три десятка с мешком
А для тебя они ключи
Ко всем хорошим книжкам.
В дорогу взять не позабудь,
Ключей волшебных связку
В любой рассказ найдешь ты путь
Войдешь в любую сказку...
Откроют путь от А до Я!

— Ребята вам понравилось наше путешествие? Чем?

Как называется волшебная страна букв? Кого мы встретили в этой стране? Кто больше всех вам понравился?