Конспект логопедического занятия «Одежда, обувь»
Овсянникова Елена Викторовна, |
Конспект подгруппового коррекционно-развивающего логопедического занятия по формированию грамматических категорий для детей старшего возраста на тему «Одежда, обувь»
Цель: Расширение знаний об основных видах одежды, ее части, кто ее шьет и из чего; обувь и ее виды.
Коррекционные задачи:
- активизация, расширение словаря по теме;
- учить детей образовывать относительные прилагательные;
- упражнять детей в правильном образовании форм родительного падежа множественного числа;
- упражнять в правильном употреблении
предложно-падежных форм; - развивать связную речь: упражнять в составлении описательных рассказов;
- развивать
сенсорно-зрительное и слуховое восприятие, внимание, умение анализировать, сравнивать, выделять характерные существенные признаки объектов, развивать общую моторику, память, мышление.
Воспитательные:
- воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии; взаимопомощь через создание проблемной ситуации;
- воспитывать навыки самообслуживания, ответственности, опрятности и аккуратности.
Билингвальный компонент:
Словарная работа: портной, швейная машинка, ткань, выбирать, кроить, разноцветный, модный.
Оборудование: Предметные картинки с изображением одежды и обуви; конверт с письмом от Феи; мнемодорожки для составления предложений; сюжетные картинки для
Ход занятия
I. Организационный момент
— Ребята, здравствуйте! У нас на занятии сегодня много гостей! Давайте поздороваемся с ними.
Круг
«Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся»
— Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение.
— Давайте вспомним наше правило:
Каждый день всегда, везде, на занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим никуда мы не спешим!
II. Основная часть
— Ребята, нам оставили конверт, как вы думаете, что в нем и что нам с ним делать? Логопед вскрывает конверт, достает диск, показывает детям.
— Странно, письма нет, что же нам делать с диском?
— Ребята, так значит, нам прислали звуковое письмо, и конечно мы его послушаем, и узнаем что в нем.
Звуковое письмо
Здравствуйте, дорогие ребята! Обращается к вам Фея. Я пригласила на бал своих друзей, но некоторые очень рассеяны и не могут собраться без вашей помощи, другие не могут решить, что надеть, пожалуйста, помогите им подобрать одежду для бала, чтоб все прибыли вовремя. Для этого вам надо будет выполнить просьбу, или задание моих друзей. А подсказкой для вас будет бой часов, (звук) сколько раз пробьют часы, такую цифру ищите. Если задание выполнено верно, и вы услышите перезвон (звук), значит можно отправляться к следующему заданию. И помните, у вас немного времени, как пробьют часы 12 раз подряд, ваше время закончится, тогда
— Ребята, о чем просит Фея?
— Как можно им помочь?
— Ребята, вы готовы помочь героям собраться на бал? Тогда давайте поспешим, ведь у нас немного времени…
(1. Бой часов — 1 раз)
— Ребята, сколько раз пробили часы? Какую цифру нам надо отыскать?
Цифра 1
Берусь всегда за все дела,
Немножко я зазнайка.
Люблю командовать, приврать,
Зовут меня…
(Незнайка.)
1. Дидактическая игра «Помоги Незнайке»
1) упражнение в составлении предложений по мнемодорожкам.
Друзья подарили Незнайке много разноцветных шляп.
Какие шляпы подарили Незнайке друзья?
Дети составляют предложения по мнемодорожкам о том, кто какую шляпу подарил Незнайке:
Знайка подарил синюю (көк) шляпу.
Тюбик подарил желтую (сары) шляпу.
Пончик подарил красную (қызыл) шляпу.
Сиропчик подарил зеленую (жасыл) шляпу.
(звук перезвона)
2) Упражнение в употреблении
Но Незнайка носил только голубую шляпу, а остальные просто разбрасывал по комнате. И вот, на бал он решил надеть именно голубую, но так как все шляпы разбросаны по комнате, он не может найти и ее.
Давайте поможем Незнайке. Рассмотрите картинку, найдите все шляпы в комнате и составьте предложения:
«Зеленая шляпа под столом. Незнайка достал зеленую шляпу
(звук перезвона)
— Ребята, как вы думаете, помогли мы Незнайке? Как?
2. Зрительная гимнастика — «Морское путешествие». (Презентация)
Вы славно потрудились, у Незнайки много было для вас заданий, ваши глаза тоже работали, напрягались, давайте теперь дадим им отдохнуть, а поможет нам зрительная гимнастика, я приглашаю вас присесть за столы.
— Отдохнули ваши глаза? Тогда нам надо продолжить, в нашей помощи нуждается
(2. Бой часов — 2 раза)
— Какую цифру нам надо отыскать? Почему?
Цифра 2
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки — ни одной.
(Это еж — кірпі)
(Отгадывают, открывается на доске изображение Ежа)
3. Дидактическая игра «Одежка для лесных жителей»
Дети составляют предложения с помощью мнемодорожек.
(дети определяют, какой материал и составляют предложения)
— Ежик сшил лисе юбку из шелка. Какую юбку сшил ежик для лисы?
(Ежик сшил для лисы шелковую юбку)
(звук перезвона)
-Помогли мы ежу, ребята? Почему вы так считаете? Молодцы!
(3. Бой часов — 3 раза)
— Какую цифру нам надо отыскать? Почему?
Цифра 3
— А теперь мы с вами оказались у самой мудрой героини сказок, она очень любит загадывать загадки, и давать советы, кто догадался у кого?
4. Дидактическая игра «Загадки Василисы Премудрой» составление рассказов описаний одежды по
Василиса Премудрая, как всегда, приготовила нам свои мудреные загадки, если отгадаете, то получите сказочные деньги, которые вам пригодятся для выполнения следующего задания. На этот раз они о предметах одежды (киім) и обуви (аяқ).
(Дети отгадывают мнемозагадки, затем по мнемосхеме составляют описательный рассказ.)
(ботинки, джинсы, сапоги, платье)
Примерный рассказ по мнемотаблице:
Я думаю это джинсы, потому что они бывают синего, голубого, черного цвета. Они сшиты из джинсовой ткани, они джинсовые. У них есть пояс, замок, пуговица, две штанины и карманы. Джинсы носят осенью, зимой, весной и летом. Джинсы — это и мужская (ер киімі)
и женская одежда (әйелдер киімі).
(звук перезвона)
(Получают конверт с «деньгами», и письмом).
Письмо в конверте с «деньгами»:
«Ребята! Большое вам спасибо! Вы хорошо справляетесь с заданиями, за это я дарю вам сказочные деньги, они вам тоже помогут. Василиса Премудрая!»
— Как же можно использовать деньги?
— Ребята, сейчас мы с вами отправимся в магазин, где выберем и поможем купить одежду для других гостей Феи.
5. Физминутка
В магазин мы пойдём (Поднимание ног с высоко поднятыми коленями)
и одежду купим в нем: (наклоны
Шубу, куртку, плащ, пальто (опускание рук вниз:
и рубашечку ещё. (повороты туловища
Платье модное наденем (руки через стороны перевести вперед, притянуть
себе, поставив на пояс)
и одежду всю примерим: (руки
Шубу, куртку, плащ, пальто (наклоны туловища: вправо-
и рубашечку ещё. (прыжки на месте).
(4. Бой часов — 4 раза)
Какую цифру нам надо отыскать? Почему?
Цифра 4
6. Дидактическая игра «Магазин» — упражнение в согласовании прилагательных с существительными, образовании Р.п.мн.ч. существительных.
Логопед раздает детям «деньги».
— Посмотрите внимательно, что можно «купить» в этом магазине (дүкен) на эти деньги. Дети подходят к доске и «покупают» предметы одежды, составляют предложения:
Я куплю много сарафанов…для мышек.
Дайте мне много жилеток…для гномиков.
Дайте мне много варежек…для белочек.
Дайте мне много курток…для смешариков.
Дайте мне красную юбку…для Красной шапочки.
Дайте мне розовое платье…для Мальвины.
Дайте мне синие перчатки…для снегурочки.
Дайте мне красный шарф…для снеговика.
— Как назвать одним словом все ваши покупки? (Киім).
(Бой часов 12 раз)
— Ребята, мы успели выполнить задания? А как вы думаете, все герои успели на бал?
III. Итог
— Кому мы помогали? А как мы помогали? Что вам понравилось больше всего? Какое задание было для вас трудным? А какое задание вы выполнили очень легко? Молодцы, вы все старались, и очень помогли всем героям нашего сегодняшнего приключения!
Фея тоже благодарна вам за помощь, и дарит вам раскраски «Одежда», которые вы разукрасите в группе.
В группе вы будете разукрашивать каждый свою картинку.
- 18891 просмотр