Четвертый международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

Классный час: «Родимый край для каждого рай!»

 

Версия для печатиВерсия для печати
 

Деменкова Тамара Михайловна
СШ № 14 имени Ю. А. Гагарина
г. Петропавловск

Классный час: «Родимый край для каждого рай!» | Фото с сайта dnevniki.ykt.ru

Классный час проводился в рамках декады по экологии. Участвуют ученики 8-го и 3-го классов.

Цели:

  1. Углубить знания о природе родного края
  2. Развивать мышление, выявлять отрицательное и положительное влияние человеческой деятельности на природу.
  3. Воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного и бережное отношение к природе.

Ведущий: Добрый день, друзья! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить очень важную тему — охрану природы.

1 ученик:

    Скажи мне,
    Как правильней землю назвать:
    Земля дорогая?
    Земля золотая?
    Нет, лучше, наверно,
    Сказать ей: «Родная!
    Земля — наша милая,
    Добрая мать!»
    (Я. Абинова)

2 ученик: Ребята, мы обязаны природе, нашей земле всем, что у нас есть! Но посмотрите вокруг! Земля стонет от боли, которую мы ей причиняем, и взывает к нам о помощи! Природа беззащитна перед нами. Экологические проблемы не знают границ, то тут, то там они перерастают в экологические катастрофы. Оздоровление природы Казахстана — важнейшая задача общества. Казахская пословица гласит: «Здоровье — основа богатства». Экономические успехи не возникают сами по себе. Процветающую страну могут построить здоровые люди, живущие в здоровой природной среде.

2 ученик:

    Ромашки весь луг засыпали,
    А клевер — пушистый шмель,
    И пахнет сосной и липою,
    И машет крылами ель.
    Вот здесь, где всё дышит сказкою,
    Родились мы и живём,
    Поэтому край наш ласковый
    Родиной мы зовём.
    (И.Векшегонова)

3 ученик: В Казахстане широко развернулось общественное движение «Жасыл ел». Лес — это деревья, кустарники, травы, мхи, грибы, ягоды. Он даёт нам кислород, защищает нас от вредных микробов, реки и озёра от высыхания.

Вы, конечно, знаете, чтобы сохранить природу создаются заповедники, Национальные парки. Почти в каждой стране есть Красная книга природы. Есть такая книга и в Казахстане.

4 ученик:

    Охраняется Красной книгой
    Столько зверей и птиц,
    Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
    Чтобы души не стали пусты,
    Охраняются звери, охраняются змеи,
    Охраняются даже цветы.
    Мы леса и поля обижаем,
    Стонут реки от горьких обид.
    А себя мы прощаем. Прощаем.
    Но грядущее нас не простит.
    Красная книга красная.
    Может, знает она,
    Что природа умрет?
    Цель у нее иная:
    Все живое хранить зовет

1 ученик: Завтра, мы вместе с младшими ребятами пойдём на экскурсию. Давайте поговорим о том, что мы увидим во время экскурсии и, конечно, о том, как вести себя на природе. Вначале давайте соберём рюкзак для нашего первого путешествия.

2 ученик:

    Бом, бом, бом!
    Начинается погром!
    Выезжаем на природу.
    Сколько здесь в лесу народу!
    Здесь костёр и там костёр,
    Банки, склянки, всякий сор!

2 ученик: Приглашаем двух ребят для участия в этом конкурсе. На столе разложены предметы, из которых надо выбрать необходимые в походе. (Топор, спички, лопата, книга, видеодиск с играми, пластиковый пакет для мусора, аптечка, утюг, несколько поленьев, продукты в пластиковой упаковке, мяч, электрочайник…) По окончании конкурса обязательно прокомментировать собранные рюкзаки.

3 ученик: Итак, завтра, мы идём в лес. Мы идём в гости! Кто же нас встречает? Кто хозяин в этом доме? (Появляется медведь)

Медведь: Не бойтесь меня, ребята! Без лишней надобности я никого не обижаю. У меня сегодня отличное настроение — в нашем лесу созревает малина. А до ягод я большой охотник! Рядом с лесом поле овса, я очень люблю молочно-зрелые зёрна. Ведь на зиму мне надо запасти много жира.

3 ученик:

    Медведь в берлоге спит зимой,
    А что же мишке снится?
    Сосновый бор стоит стеной,
    Щебечут громко птицы.
    Плывут по небу облака-
    Пуховые перины.
    А вот знакомая река
    И заросли малины.
    Малина спелая вкусна,
    Малины много слишком.
    И стало мишке не до сна.
    Ворочается мишка.
    Тот сладкий сон всё не идёт,
    Идёт другой и длинный…
    С досады лапу он сосёт —
    Так хочется малины!

4 ученик: Для многих зверей, птиц, насекомых лес — родной дом. Там, где вырубают лес, исчезают и эти животные. Будут жить деревья — будут и дары леса. А вырастут травы, грибы, ягоды — не исчезнут животные.

1 ученик:

    Дереву трудно обороняться,
    Оно ведь не конь,
    Не умеет лягаться.
    Дерево, молча, сгорает костром,
    Корчится, молча под топором.
    (М. Алимбаев)

Получается единая цепочка. Вынув неосторожно из неё одно звено, можно разрушить всю систему.

2 ученик: (обращается к младшим учащимся) Ребята, а что вы можете рассказать о наших лесах?

3 ученик: Казахская пословица: «Если дерево срубил одно, десять посади вместо него».

Ребята, угадайте несколько загадок:

    Кустом в саду, в лесу растёт
    И белым зонтиком цветёт.
    Созреет красной как малина,
    Но это горькая… (калина)

    Как весёлые звёзды
    Средь розовой кашки,
    Цветут нам знакомые с детства… (ромашки)

2 ученик:

    Ромашка — лекарственное растение:
    Золотая середина и лучи идут кругом.
    Это может быть картина? Солнце в небе голубом?
    И если случится тебе простудиться,
    Привяжется кашель, поднимется жар,
    Подвинь к себе кружку, в которой дымится
    Слегка горьковатый душистый отвар.
    Знакомые с детства, родные ромашки
    Вот лёгкий поповник у нашей реки,
    Как белые звёзды, средь розовой кашки
    В букете сияют его лепестки.
    Он «любит — не любит» ответить нам может
    И глянет приветливо жёлтым глазком,
    Вот эта ромашка знакома нам тоже
    Её мы лекарственным другом зовём.

3 ученик:

    Ребята, а кто это вьётся над цветами?
    На цветы она садится,
    Не устав с утра трудиться.
    Людям воск и мёд дала
    Беспокойная… (пчела)

    На цветок, жужжа, садится
    Он мохнатенький, как ель,
    На пчелу похожий… (шмель)

    Шевелились у цветка все четыре лепестка.
    Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел… (бабочка)

Ведущий:

    А кто это там в траве?
    На лугу выступает всё лето
    Попрыгунчик зелёного цвета.
    В цирке есть акробат цирковой-
    На лугу акробат луговой… (кузнечик)

Бродит мишка по осеннему лесу, на деревья глядит.

Медведь — Берёза, берёза, была ты зеленая, стала золотая. Что с тобой?

Берёза — Сам видишь, Миша, солнце теперь редко бывает вот я, и золочу деньки.

4 ученик:

    Тонкая берёзка, ростом невеличка,
    Словно у подростка, у неё косичка.
    Деревце на славу за год подросло.
    До чего кудряво, до чего бело!
    Прибежали козы рано поутру,
    Гложут у берёзы белую кору.
    Не ходите козы в молодой наш лес.
    Вырастут берёзы, будут до небес!

4 ученик: Берёза — целительница — так её называют. Это удивительно неприхотливое дерево, которое растёт и на сухих почвах и в низинных болотах. Лекарственные вещества есть у неё и в почках, и в листьях, и в коре и в древесине.

Медведь — А ты, осина, как огонь горишь!

Осина: — Хоть сгорю, да тоже порадую и деньки, и солнышко. За сережки, за зеленые листочки, за птичьи песни.

Медведь — Ёлка, ёлка, а ты чего такая зеленая?

— Моё дело зиме о лете напоминать. Пусть не засиживается, не задерживает весну.

4 ученик:

    Ни листочка, ни травинки!
    Тихим стал наш сад.
    И берёзки, и осинки скучные стоят.
    Только ёлочка одна
    Весела и зелена.
    Видно ей мороз не страшен,
    Видно смелая она.
    (О. Высотская)

Медведь — Ну, а ты, рябина? Вон, какими гроздьями зиму встречаешь!
— Мишка, ты Мишка! Весну я цветом одарила, лето — резными листочками, осень — гроздьями, а ягодки всё-таки зиме. Они на морозе сласти набираются, мне снегирей кормить.

Медведь — А вот, на опушке дуб растёт. Ты кормишь и согреваешь лесных жителей.

Дуб:

    — Дуб дождя и ветра вовсе не боится.
    Кто сказал, что дубу страшно простудиться?
    Ведь до поздней осени он стоит зелёный.
    Значит, дуб выносливый, значит, закалённый!

Медведь — А вот моё любимое «медовое» дерево. Липовый мёд самый полезный и вкусный! Чай из цветков липы помогает при простуде. Из липы раньше делали посуду, игрушки, музыкальные инструменты, кадки для заготовок на зиму. Одну пару лаптей можно было сплести из коры трёх молодых лип, и отсюда появилось выражение «ободрать как липку»

Липа:

    — Выросла я, липка, тоненькой и гибкой, —
    Не ломай меня!
    Медоносным цветом зацвету я летом,-
    Береги меня!
    В полдень подо мною спрячешься от зноя,-
    Вырасти меня!
    Я тебя листвою от дождя укрою,-
    Поливай меня!
    Вместе, друг мой милый, наберёмся силы,-
    Ты люби меня!
    А дождёшься срока, выйдешь в мир широкий,-
    Не забудь меня!
    (П.Воронько)

1 ученик: Ни леса, ни реки, ни озёра, ни звери, ни птицы не могут защитить себя. Это должны сделать мы. Пусть пока немного. Что для этого нужно? Давайте разберёмся. (Младшим ребятам раздаём зелёные и красные карточки). Если вы будете согласны с высказыванием — поднимите над головой зелёную карточку, если не согласны — красную.

Медведь: Внимательно слушайте и постарайтесь правильно отвечать. А победителя я медком угощу!

  • Сделать кормушки для птиц
  • Перенести муравейник в безопасное место, если он занимает лучшее место для палатки
  • Из самых красивых цветов в лесу, собрать букет для мамы
  • Не оставлять мусор после себя, сжечь его
  • Чтобы не ехать в город на грязной машине, помыть её в реке
  • Собрать мусор на берегу и сбросить его в реку
  • Принести из леса ёжика и устроить ему дома тёплое гнездо
  • Собрать мусор и спрятать в укромном месте
  • Срубить березку для костра
  • Собрать мусор и увезти его в специально отведенное место

(Если допущены ошибки, обязательно объяснить и исправить).

Медведь: Я очень доволен, что вы правильно ответили.

2 ученик:

    Жил на свете один человечек,
    И пошёл человечек гулять,
    И нашёл он двенадцать дощечек,
    И решил себе домик собрать.
    И сложил он сначала крылечко,
    Чтобы каждый войти к нему мог.
    К сожаленью тому человеку
    Не хватило на стены досок.
    Небо крышу ему подарило,
    И стеной был кудрявый лесок,
    Ничего, что ему не хватило,
    Не хватило на стены досок!
    По утрам к нему солнце входило,
    Выпивало росистый квасок,
    Хорошо, что ему не хватило,
    Не хватило на стены досок!
    И пришли к нему птицы и звери,
    Майский жук заглянул на часок…
    Хорошо, что на крепкие двери
    Не хватило на двери досок! (Э.Мошковская)

Медведь: Теперь я уверен, что вы не навредите природе. Мы, лесные жители, будем ждать вас как добрых друзей! А сейчас я приглашаю вас на чай с мёдом и малиновым вареньем!

Источник: СК ИПК ППК