Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Классный час на тему: «Бескорыстие и великодушие»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Сырова Л.В. — учитель математики Айыртауской школы-интерната

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Задачи классного часа:

  1. Раскрывать значение понятий «бескорыстный человек»
  2. Развивать умение распознавать истинное и мнимое великодушие.
  3. Воспитывать потребность в бескорыстном служении обществу.

Оборудование и наглядность:

  • интерактивная доска;
  • папка для подарков;
  • картинки на тему «Человек создан для добрых дел»

Ход классного часа:

1. Слово учителя. «Добрый день, дорогие ребята. Сегодняшний классный час мы назвали «Бескорыстие и великодушие». Тема актуальна в наше бурное время. Тема, которая затрагивает многие внутренние струны нашего с вами сознания. Сейчас я прошу всех встать, взяться за руки, посмотреть рядом стоящему однокласснику в глаза сказать комплимент и хорошее пожелание. (Учащиеся образуют «Круг радости» и говорят друг другу слова с пожеланиями хорошего настроения, успехов во всем) . А теперь, уважаемые ребята, давайте послушаем стихотворение М. Исаковского «Вишня» Ученик читает стихотворение.

    В ясный полдень, на исходе лета,

    Шел старик дорогой полевой,

    Вырыл вишню молодую где-то

    И, довольный, нес ее домой.

    Он глядел веселыми глазами на поля,

    На дальнюю межу. И подумал:

    «Дай-ка я на память

    У дороги вишню посажу

    Пусть растет большая-пребольшая,

    Пусть идет и вширь и в высоту,

    И дорогу нашу украшая,

    Каждый раз купается в цвету.

    Путники в тени ее прилягут,

    Отдохнут в прохладе, тишине,

    И, отведав сочных спелых ягод,

    Может статься, вспомнят обо мне.

    А, не вспомнят, экая досада,

    Я об этом вовсе не тужу.»

    И решил он: «Все равно на память

    У дороги вишню посажу».

Вопросы для обсуждения:

  1. Скажите ребята о чем мечтал старый человек?
  2. Для кого он хотел посадить вишню?
  3. Кaков философский смысл поступка старого человека?
  4. Способен ли современный молодой человек на подобный поступок?

Учитель: Уважаемые ребята! Вы правильно поняли смысл стихотворения «Вишня»

А сейчас я прошу вас сказать, что такое притча? Притча — это иносказательный рассказ с нравоучением.
И послушайте одну из притч человечества, которая называется «Жизнь морской звезды»

Ученик читает притчу: Однажды старик шел вдоль морского берега и увидел морскую звезду, выброшенную на берег. Без воды эта рыба должна вскоре умереть. Он аккуратно подобрал ее и бросил обратно в море. То же самое он сделал и с другими морскими звездами, которые были выброшены на берег. Один пострел внимательно наблюдал, как старик это делал, и время от времени издавал дикий хохот. Не обращая никакого внимания, старик невозмутимо продолжал свое занятие.

Наконец, мальчишка не выдержал и обратился к нему с такими словами: «Эй, старик почему ты впустую тратишь свое время, бросая этих рыб обратно в море? Ты знаешь, сколько миллионов морских звезд выброшено на берег? Даже если ты всю жизнь потратишь на такую работу, то и тогда это будет малый процент от всех этих рыб, оказавшихся без воды. И ты думаешь, что твоя работа что-то изменит?»

Старик подумал и ответил, подбирая очередную рыбу: «Сынок, я признаюсь, что действительно не знаю, что должно случиться со всеми морскими звездами, которых вымывает на берег каждую минуту, но что касается этой, сказал он, нежно поглаживая рыбу, которая была у него в руке, я уверен, для нее моя работа что-то изменит.»

Учитель предлагает вниманию учащихся еще одну притчу: «Потому что я — Человек».

Вечерело. По дороге шли два путника — отец и сын. Посреди дороги лежал камень, отец не заметил камень, споткнулся, ушиб ногу. Ему стало больно. Кряхтя, он обошел камень и взяв за руку ребенка, пошел дальше. На второй день отец с сыном шли по той же дороге обратно. Отец забыл о камне, опять не заметил его, споткнулся и ушиб ногу. На третий день отец и сын снова шли по той же дороге. До камня было еще далеко. Отец сказал сыну: «Смотри внимательно, сынок, надо обойти камень». Отец с сыном замедлили шаг, но камня уже не было. На обочине сидел седой старик.

— Дедушка, — сказал мальчик, — вы не видели здесь камень?

— Я убрал его с дороги.

— Что, вы тоже споткнулись и ушибли ногу.

— Нет, я не споткнулся и не ушиб ногу.

— Почему же вы убрали камень?

— Потому что я — Человек.

Беседа учителя: Прежде, чем обсуждать смысл этих двух притч, давайте, обратим внимание на слова: великодушный и бескорыстный. (Слайд).

  1. От каких словосочетаний образовано слово великодушный? (Великая душа)
  2. Как вы понимаете значение слово «великодушный»? (Ответы учащихся, обсуждение)
  3. От каких словосочетаний образовано слово «бескорыстный»? (Ответ: от слияния двух слов: «Без» и «Корысть»)
  4. А что такое корысть? Корыстолюбие?

Ответ: (Стремление к личной выгоде, а выгода — это какая-то материальная польза).

Вопрос: Что можно сказать о человеке, который делает добро, не думая о награде? (Ответы учащихся, обсуждение).

Вопрос: Может ли назвать поступки людей, о которых мы услышали в притчах, бескорыстными? (Ответ учащихся, обсуждение).

Учитель: Ребята! Давайте, обратим внимание на цитаты классного часа. «Если хочешь жить для себя, живи для других».
(Сенека, древнегреческий философ). (слайд)

«Великодушие — это не что иное как сострадание благородного сердца». (Шамфор Никола Себастьян, французский писатель).
(слайд)

(Обсуждение цитат. Выслушиваются мнения учащихся).

Слова учителя: Уважаемые ребята! У нас в гостях наш юный друг, ученик 5 класса. И он пришел не просто так, он прочтет стихи Агнии Барто.

«Друг напомни мне вчера»

    Друг напомни мне вчера,

    Сколько сделал мне добра:

    Карандаш мне дал однажды

    (я в тот день забыл пенал)

    В стенгазете, чуть не в каждой,

    Обо мне упоминал.

    Я упал и весь промок —

    Он мне высохнуть помог.

    Он для милого дружка

    Не жалел и пирожка.

    Откусить мне дал когда-то,

    А теперь поставил в счет!

    И меня к нему, ребята,

    Что-то больше не влечет

Вопросы:

  • Приходилось ли вам встречать такого друга, о котором говорится в стихотворении?
  • Чем отличается на ваш взгляд великодушие от снисходительности? (ответы учащихся).

Учитель: Великодушие часто путают со снисходительностью, но смысл этих слов не одинаков.

Ученик 1. Снисходительность — одномоментное действие, высокомерное одолжение.

Ученик 2. А великодушие — способность человека бескорыстно жертвовать своими интересами во имя других.

Учитель: Ребята! А теперь я предлагаю вам проявить небольшую творческую деятельность: «Шаг к примирению». Вы должны сделать, оформить небольшую открытку.

Задание: Подарить эту открытку тому человеку, с которым вы были в ссоре, проявите при этом великодушие — сделайте первый шаг к примирению. Найдите теплые слова, напишите их на открытке. (ребята зачитывают открытки и вручают, кому они сделали.)

Учитель: Приятно было услышать ваши добрые, идущие от сердца, слова, которые вы адресовали друг другу.

Заключительная часть:

Учащиеся встают в круг «от сердца к сердцу» И читают стихотворение Редьярда Киплинга «Заповедь»

Ученик 1.

    Владей собой среди толпы смятенной,

    Тебя клянущей за смятенье всех.

    Верь сам себе наперекор Вселенной,

    А маловерным отпусти их грех.

    Пробьет твой час. Ты жди, не уставая,

    Пусть лгут лжецы. Не снисходи до них.

    Умей прощать, но мне кажись прощая,

    Великодушней и мудрей других.

Ученик 2.

    Умей мечтать, не став рабом мечтаний,

    И мыслить, мысли не обожествив.

    Равно встречай успех и поруганье,

    Не забывая, что их голос лжив.

Ученик 3.

    Умей молчать, когда твое не слово

    Калечит плут, чтоб обмануть глупцов.

    Когда вся жизнь разрушена и снова.

    Ты должен воссоздать ее с основ.

Ученик 4.

    Умей поставить в радостной надежде

    На карту все, что нажито с трудом.

    Все проиграть: И нищим стать как прежде.

    И никогда не пожалеть о том.

Ученик 5.

    Умей принудить сердце, нервы, тело.

    Тебе служить, когда в твоей душе

    Уже давно все пусто, все сгорело,

    И только воля говорит: «…Иди!»

Ученик 6.

    Останься, прост, беседуя с царями.

    Останься, честен, говоря с толпой.

    Будь смел и прям с врагами и друзьями.

    Пусть все в твой час считаются с тобой.

Учитель:

    Наполни смыслом каждое мгновенье,

    Часов и дней неумолимый бег, —

    Тогда весь мир ты примешь во владенье.

    Тогда, мой сын, ты будешь человек.

Учитель предлагает в заключение хором продекламировать слова: «Не забывай подарить добро. Воспитателям, учителю и другу.
Оно, как истинное Волшебство, Вернется к вам по кругу»

Учитель: Позвольте, уважаемые ребята, На этой ноте завершить наш классный час и поблагодарить всех за участие.
(В память об этом классном часе вручаются уч-ся небольшие подарки: Открытки с добрыми пожеланиями от педагогов и файловые папки)

и файловые папки)

Категория: