Цветкова С.В. учитель истории высшей категории г. Петропавловск Северо-Казахстанской области | ![]() |
Урок по истории Казахстана 7 класс
Цель: выделение особенностей правления хана Тауке.
Задачи:
Опрос:
Во время фронтального опроса ученик работает у доски. На доске таблички с ханами и датами. Необходимо правильно соотнести имена и даты.
Второй ученик должен таблички с фактами деятельности ханов расположить напротив ханов.
Например:
Хан Касым1511—1518 гг. 1 млн. населения Казахского ханства, Известие о Казахском ханстве в Европе
Хан Хакк-Назар1538—1580 гг. «Клятвенный союз»
1. Укрепление верховной власти при хане Тауке
2. «Жеты Жаргы»
3. Внешняя политика при хане Тауке
Составим кластер (возможно заранее созданный слайд)
Далее рассматривается каждое положение кластера.
1. С помощью текста учебника (с.179, абз.1) докажите, что при хане Тауке укрепилась верховная власть. (Ханский совет; совет биев)
Почему хан Тауке делает ставку при укреплении государственной власти не на султанов (сыновья, братья
2. С помощью текста учебника (с.180, абз.1) определите основные направления внешней политики хана Тауке. (Противостояние джунгарам; союз с кыргызами, каракалпаками, Бухарским ханством, Россией).
Почему хан Тауке вел добрососедскую внешнюю политику? (Не допустить ослабления государства перед джунгарами; не вести войны на несколько фронтов).
3.«Жеты Жаргы» — «Семь установлений»
Самый распространенный вид наказания — выкуп — кун вводился вместо смертной казни по желанию родственников пострадавшего. Размер куна зависел от социальной принадлежности и пола потерпевшего и преступника.
Далее идет работа с документом. Читается статья и обсуждается. (Текст документа см. Приложение)
(Документ раздается на каждого ученика или один на парту)
Полный текст законов был воспроизведен русским историком Лёвшиным А. в изданной в 1832 г. книге. Изучив «Жеты Жаргы» Лёвшин назвал Тауке «Ликургом Орд казачьих». Почему?
(Ликург — спартанский законодатель, который жил в Древней Греции в 9–8 веках
1. Обобщить факты о хане Тауке и сделать вывод о его правлении.
2. Почему народ называл его