Третий международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

Как избежать конфликтов в системе: «Педагог — учащийся — родители»

 

Елманова О.А., педагог-психолог

школы-комплекса эстетического воспитания № 8
Елманова О.А.


Цени превыше всех открытий,
Устои жизненные чтя,
Три мира, воедино слитых:
Семью, учителя, дитя!


Цель: Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов по разрешению конфликтов в школьном коллективе.

Задачи:

  1. Обсудить с педагогами особенности конфликтов в школьных коллективах (классификацию, причины).
  2. Дать рекомендации педагогам по профилактике конфликтов.

Форма проведения: семинар

Известно, что жизнедеятельность любого социума невозможна без каких-либо противоречий, нередко приводящих к конфликтам (слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение»).

Конфликт — трудно разрешимое противоречие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями.

Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. В общеобразовательном учреждении можно выделить четыре основных субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администрация.

В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, конфликты подразделяют на такие виды:

  • «ученик — ученик»
  • «ученик — учитель»
  • «ученик — родители»
  • «ученик — администрация»
  • «учитель — учитель»
  • «учитель — родители»
  • «учитель — администрация»
  • «родители — родители»
  • «родители — администрация»
  • «администрация — администрация»

Уважаемые преподаватели, рассмотрим два вида: «ученик — учитель» и «учитель — родители».

Конфликты между учителем и учеником можно классифицировать так:

  • Конфликты деятельности — действия, связанные с успеваемостью ученика, выполнением им внеучебных заданий.
  • Конфликты поступков — поведение (поступки) учителя как реакция на нарушение учеником правил поведения в школе и вне ее.
  • Конфликты отношений — отношения, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей.

Конфликты деятельности возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнять учебное задание или плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи ученику.

Конфликты поступков педагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если учитель ошибся при анализе поступка ученика, не выяснил его мотивы, или сделал необоснованный вывод. Ведь один и тот же поступок может быть продиктован различными мотивами. Учитель пытается корректировать поведение учеников, порой оценивая их поступки при недостаточной информации о причинах, их вызвавших. Иногда он лишь догадывается о мотивах поступков, не вникает в отношения между детьми — в таких случаях возможны ошибки при оценке поведения. Как следствие — вполне оправданное несогласие учеников с таким положением.

Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, затяжной характер. Эти конфликты приобретают личностную окраску, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.

Каковы же причины и главные моменты в педагогических конфликтах?

  1. Недостаточная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций: ведь школа — модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми.
  2. Участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель — ученик), чем и определяется их поведение в конфликте.
  3. Различие в жизненном опыте участников обуславливает и разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов.
  4. Различное понимание событий и их причин (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда удается понять переживания ребенка, а ученику — справиться с эмоциями.
  5. Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешение, поскольку приоритетными всегда остаются интересы ученика как формирующейся личности.
  6. Всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики.
  7. Конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем разрешить.

Следующую причину возникновения конфликта, уважаемые преподаватели, определим экспериментальным путем, т. е. проведем маленький эксперимент.

Уважаемые преподаватели, возьмите по чистому листу А4 и закройте глаза. Сейчас вам надо будет выполнить определенные действия с бумагой, точно следуя моей инструкции.

Инструкция:

  • согните лист пополам;
  • еще раз пополам;
  • оторвите верхний правый угол;
  • оторвите нижний правый угол.

Откройте глаза, что получилось? Узоры у всех получились различными (возможно некоторые будут похожие), хотя инструкция звучала для всех одинаково.

Вывод данного эксперимента таков: в процессе коммуникации, казалось бы одинаковая информация воспринимается по-разному, что ведет к непониманию друг друга, появлению в связи с этим напряжения, а значит, возникает опасность конфликта.

Профессия учителя требует умения доносить информацию до ученика так, чтобы она была им адекватно воспринята и присвоена. Зачастую в сложных, напряженных ситуациях мы высказываем резкие, негативные оценки в адрес учеников: «Вы всегда ведете себя так….», или «Ты как всегда не готов…». На такие высказывания ученик обычно отвечает отрицанием, обидой, защитой.

Поэтому «Ты — высказывание» лучше заменить на «Я — высказывание», т. к. оно характеризуется описанием собственных чувств и переживаний по отношению к той или иной ситуации, безоценочной характеристикой поведения ребенка. Высказывая свои чувства без приказа, осуждения или выговора, учитель оставляет за ребенком возможность самому принять решение, учитывая переживания взрослого. Иными словами: «Я — высказывание» передает другому человеку ваше отношение к определенному предмету без оценки. Например (обратите внимание на таблицу).

«Ты — высказывание»
«Я — высказывание»
Ты никогда меня не слушаешь! Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю.
Что ты все время разговариваешь параллельно со мной? Мне сложно говорить, когда кто-то еще разговаривает одновременно со мной. Если у тебя есть вопрос — задай его. Возможно, если ты внимательно послушаешь меня, то потом у тебя возникнет меньше вопросов.
Вечно ты хамишь! Когда ты некорректно разговариваешь со мной, я раздражаюсь и не хочу больше с тобой общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне.
Ты всегда ужасно себя ведешь! В данной ситуации ты вел себя некрасиво. Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан.
Ты всегда без спросу берешь журнал со стола! Когда с моего стола без спросу берут вещи, в частности журнал, мне неприятно. Возможно, я хочу с ним поработать в ближайшее время. Поэтому я не против, чтобы ты брал журнал, но предварительно спроси меня, можно ли это сделать.

Уважаемые педагоги, продолжая нашу работу, поговорим, с какими же конфликтными ситуациями приходится сталкиваться в системе «учитель — родители»? Вот одна из них. Учительница английского языка в тетради ученика 3 класса написала: «Прошу родителей проконтролировать выполнение домашнего задания».

На другой день она прочитала такой ответ: «Вы и контролируйте, вам за уроки деньги платят. Раз наш сын не может выполнить упражнение, значит, плохо учите».

Конфликт между учителем и родителями на лицо. Он еще усугубился, когда учительница снова поставила двойку. Разгневанная мама прибежала в школу и предъявила претензии уже всей администрации, всему педагогическому коллективу.

Родители бывают разные. Одни очень категоричны в своих суждениях, другие подвержены сомнениям. Между тем конфликт происходит, как правило, по двум причинам: учитель стремится утвердить свой профессиональный авторитет, а родители пытаются защитить индивидуальность ребенка.

Еще В. А. Сухомлинский писал: «Конфликт между педагогом и ребенком, учителем и родителями — большая беда школы».

Конфликты разрушают систему взаимоотношений учителя как с семьей, так и с самим учеником. При этом с обеих сторон происходит многократные выбросы негативных эмоций, сопровождающиеся поведенческими взрывами, враждой, дистрессовым состоянием. Социологи считают, что на каждую минуту конфликта приходиться 20 мин. последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще все валится из рук. У людей с плохим настроением снижается производительность умственного труда до 60–70%.

Причиной конфликтов могут стать и различные отношения к ребенку как к личности. У родителей, как правило, превалируют отцовские или материнские чувства. Учителя же никто не обязывал дарить ученику свою любовь, душевную нежность. Но без любви и душевной нежности к своим ученикам учитель не в состоянии добиться каких-либо положительных результатов.

Но каковы бы ни были причины конфликтных отношений между учителями и родителями, жертвой их противостояния становиться ребенок. И, пожалуй, самым страшным, имеющим непредсказуемые последствия, является то, что взрослые часто теряют из виду ребенка, не замечают, как в процессе этой «конфликтной перепалки» у него вырабатывается неприязненное отношение к учебе, к учителям, к школе.

А можно ли вообще предупредить конфликт, не дать ему разрастись до состояния резкого столкновения или вражды?

  1. Надо научиться ориентироваться в обстоятельствах, при которых возможно проявление конфликтных отношений;
  2. не использовать в общении запрещенные приемы типа пренебрежительных высказываний: «Вы не понимаете, что…», «Вы умный человек, а говорите…» и т. д.;
  3. никогда не следует навязывать собеседнику даже правильную мысль; категорическое несогласие с родителями лучше заменить фразами: «Мне кажется…», «Не ошибаюсь и я, думая…»;
  4. в споре поможет доброжелательная манера общения;
  5. говоря с родителями об их ребенке, важно не нарушать принцип, который сформулирован еще К. Д. Ушинским: никогда не сравнивать ребенка с другим, а лишь с самим собой.

А теперь, уважаемые преподаватели, давайте проверим насколько вы, являетесь «конфликтной личностью?». Чтобы узнать это, воспользуемся тестом.

Тест: «Конфликтная ли вы личность»

Инструкция: выберите по одному ответу на каждый вопрос.

1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:
a) не принимаю участия;
b) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой;
c) активно вмешиваюсь, чем вызываю огонь на себя.

2. Выступаете ли на собраниях с критикой руководства?
a) нет;
b) только если имею для этого веские основания;
c) критикую по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает.

3. Часто ли вы спорите с друзьями?
a) только если это люди необидчивые;
b) лишь по принципиальным вопросам4
c) споры — моя стихия.

4. Очереди, к сожалению, прочно вошли в нашу жизнь. Как вы реагируете, если кто-то лезет в обход?
a) возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;
b) делаю замечание;
c) прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.

5. Дома на обед подали недосоленное блюдо (готовили не вы). Ваша реакция?
a) не буду поднимать бучу из-за пустяков;
b) молча возьму солонку;
c) не удержусь от едких замечаний, и, быть может, демонстративно откажусь от еды.

6. Если на улице, в транспорте вам наступили на ногу…
a) с возмущением посмотрю на обидчика;
b) сухо сделаю замечание;
c) выскажусь, не стесняясь в выражениях!

7. Если кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась…
a) промолчу;
b) ограничусь коротким тактичным комментарием;
c) устрою скандал.

8. Не повезло в лотерее. Как вы к этому отнесетесь?
a) постараюсь казаться равнодушным, но в душе дам себе слово никогда больше не участвовать в ней;
b) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш;
c) проигрыш надолго испортит настроение.

Теперь посчитайте набранные очки, исходя из того, что каждое:

    «а» — 4 очка
    «b» — 2 очка
    «с» — 0 очков

От 22 до 32 очков — Вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» никогда не было вашим девизом. Может быть, поэтому вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально, невзирая на лица.

От 12 до 20 очков — Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь, если нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая, как это отразиться на вашем служебном положении или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.

До 10 очков — Споры и конфликты — это воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но, если слышите замечания в свой адрес, можете «съесть живьем». Ваша критика — ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходиться тем, кто рядом с вами — на работе и дома. Ваша несдержанность и грубость отталкивают людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Постарайтесь перебороть свой вздорный характер.

И в завершении нашей работы, хочу предложить вам небольшую игру под названием «Подарок».

Сейчас, каждый из вас с волшебной коробочки вытянет номер, пожалуйста, запомните его. Здесь, в этой комнате, для каждого из вас есть небольшой подарок. Вспомните свой номер, под таким же номером вы найдете свой подарок. Помните, что, вероятно, ничто не случайно. То, что скажет вам подарок, — предназначено именно вам (приложение 1).

В конце своего выступления, мне бы хотелось, поблагодарить всех за совместную работу и пожелать Вам уважаемые педагоги терпения и понимания.

Список использованной литературы

  1. Анцупов А.Я. «Профилактика конфликтов в школьном коллективе» — М.: «Владос», 2003. — 208 с.
  2. Баныкина С.В. «Конфликтологическая компетентность педагога» — Астрахань, 1997 г.
  3. Гришина Н.В. «Психология конфликта» — СПб., 2000 г.
  4. Журавлев В.И. «Основы педагогической конфликтологии» — М., 1995 г.

Приложение 1

  • Начните свой день с улыбки
  • При встрече с кем-либо всегда улыбайтесь
  • Пытайтесь по достоинству оценивать положительные стороны других людей
  • Постарайтесь понять точку зрения другого человека и смотреть на вещи и с его, и со своей точки зрения
  • Будьте внимательнее к людям, с которыми общаетесь
  • Относитесь внимательно к мыслям и желаниям других
  • Уважайте чувства других людей
  • Посмотрите на других, в Вас и окружающих так много общего
  • Не сердитесь, улыбнитесь!
  • Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным
  • Отстаивай свою точку зрения во время конфликта, но не давите на собеседника
  • В споре умейте выслушать собеседника до конца
  • Взгляните на своего обидчика — может, ему просто нужна Ваша помощь
  • Всегда внимательно выслушивайте своего собеседника
  • Не критикуйте других людей. Лучше начинайте с самого себя
  • Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно
  • Любую проблему можно решить
  • Раскройте своё сердце, и мир раскроет свои объятья

Журнал «Мастер класса» № 4 2011

Источник: СК ИПК ППК

Категория: