История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР
Петровская СШ
Тайыншинскогог района
Цель урока: формирование у учащихся представления о масштабах массовых репрессий в СССР и их проявлений в Казахстане
Задачи:
Образовательные: углубить знания учащихся о сущности репрессий в СССР
Развивающие: развивать умения учащихся анализировать документы, делать выводы, давать оценки явлениям, событиям, личностям.
Воспитательные: воспитать неприятие к силовым методам управления в государстве и культу личности
Литература и источники:
- Аяган Б. Г., Шаймерденова М. Д. Новейшая история Казахстана. Алматы: Атамура, 2009
- Электронная библиотека Кирилла и Мефодия, 2007
- Окунева Т. Мы обязаны помнить своих отцов// Ишим. — 1997 г. — 25 июля. — с. 2
- Электронный учебник: История Казахстана — 9 класс
- Другие документы (на усмотрение учителя).
Оборудование урока: Интерактивная доска
Ход урока
I. Сообщение темы урока: формулировка целей урока
Темой нашего урока сегодня является «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР». Целью урока будет являться формирование у вас представления о масштабах массовых репрессий в СССР и их проявлений в Казахстане.
Мы продолжаем знакомиться с трагическими страницами истории нашей страны в ХХ веке. Сегодня мы познакомимся с периодом репрессий
Мотивация урока. В
Для начала необходимо определиться с сущностью понятий, с которыми мы будем оперировать на уроке:
«репрессия» — ущемление в правах, карательная мера, наказания, применяемые государственными органами.
«террор» — политика насилия и устрашения, применяемого диктаторскими или тоталитарными режимами по отношению к гражданам своей страны, насилие со стороны «сильного» — государства.
«политическая жертва» — это лицо, пострадавшее в результате политических репрессий
«тоталитарное государство» — это форма государства, характеризующаяся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих
«культ личности» — возвеличивание роли одного человека, приписывание ему при жизни, определяющего влияния на ход исторического развития. Предполагает ликвидацию демократии и устанавливает диктаторский режим.
II. Основная часть
Тема политических репрессий в СССР отразилась в душах, как современников, так и людей старших поколений, переживших эти страшные годы.
Политические репрессии начались сразу после Октябрьской революции 1917 года. Жертвами репрессий становились не только активные политические противники большевиков, но и те, кто просто был не согласен с их политикой. Политические репрессии продолжались после окончания гражданской войны. Они приобрели массовый характер, с началом принудительной коллективизации сельского хозяйства и ускоренной индустриализации в конце
К концу
Раскулачивание — это массовые репрессии по отношению к кулакам (лишение имущества, аресты и высылка, физическое уничтожение).
В СССР политические репрессии продолжались с 1921 по 1954 годы.
Угрозу сталинской политике показал Семнадцатый съезд ВКП(б), подавляющее большинство делегатов которого было уничтожено во время Большого террора. При выборах ЦК против Сталина голосовали десятки делегатов (это была только часть недовольных, решившаяся на такой шаг). 1 декабря 1934 г. был убит
Просмотр видеоролика «17 съезд партии большевиков»
Просмотр видеоролика «Из письма Бухарина».
Бухарин Николай Иванович — советский политический деятель, академик АН СССР (1928). Участник Революции 1905–1907 и Октябрьской 1917. В 1917–1918 лидер «левых коммунистов». Репрессирован Сталиным в 1938 г.
Просмотр видеоролика «Атмосфера того времени».
Знакомство с данным материалом, позволило нам окунуться в ту трагическую эпоху, когда поиск «врагов народа», нетерпимость к инакомыслию и инакодействию, атмосфера страха и подозрительности, укрепление культа личности Сталина распространяются по всему Советскому государству.
После этого класс делится на группы, каждой из которых поручается исследование.
При достаточном опыте работы в группах данный этап урока занимает до 15 минут.
Задание первой группы состоит в изучении материалов о лагерях для политических репрессированных, расположенных на территории Казахстана.
Задание второй группы — это ознакомление с материалом о жертвах политических репрессий в Казахстане того времени.
Третья группа знакомится с материалами о репрессированных односельчанах.
Когда работа с документами закончена, учащиеся последовательно представляют полученные выводы, подкрепляя их соответствующими выступлениями.
Перед выступлением первой группы демонстрируется видеоролик «Концлагеря»
Выступающий первой группы
Перед выступлением второй группы демонстрируется анимация № 4 электронного учебника «История Казахстана» — 9 класс
Выступающий второй группы
Перед выступлением третьей группы демонстрируется видеоролик «Коллективизация и репрессии»
Выступающий третьей группы
Обобщение представленного учащимися материала учителем.
Массовые политические репрессии — одна из самых печальных страниц в истории Казахстана. На территории Казахстана находились самые крупные лагеря структуры ГУЛАГа — АЛЖИР, Степлаг, Карлаг. Республика, практически, превратилась в одну большую тюрьму. За годы репрессий в лагеря Казахстана было сослано более 5 миллионов человек. По некоторым данным, общее число заключенных значительно превышает эту цифру. В период с 1921 по 1954 годы, в Казахстане, было осуждено 100000 человек, к 25000 из них была применена высшая мера наказания — расстрел. Прямым результатом становления тоталитарной власти стало раскручивание репрессивной машины. Как результат этого — усиление политических преследований участников партии Алаш, которые высказывались против политики центра. В 1928 г. были репрессированы бывшие деятели Алаш Орды — Дулатов, Жумабаев, Аймауытов. Положение в республики чрезвычайное — везде ищут врагов, на шахтах подстраиваются аварии, которые впоследствии объясняются этими происками. Повсеместно фабрикуются уголовные дела, проводятся чистки в партийных организациях. Была уничтожена
III. Заключительная часть урока
Учитель оценивает работу каждой группы и выступающих. Домашнее задание: написать эссе «Мое отношение к репрессиям
Заключительное слово учителя. Прошло время, уходят люди. Их уже не возвратить, но остается память, которую мы должны свято хранить.
- 20126 просмотров