Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

В. Н. Татаренко
Петровская СШ
Тайыншинскогог района

История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР | Фото с сайта svobodanews.ru

Цель урока: формирование у учащихся представления о масштабах массовых репрессий в СССР и их проявлений в Казахстане

Задачи:

Образовательные: углубить знания учащихся о сущности репрессий в СССР
Развивающие: развивать умения учащихся анализировать документы, делать выводы, давать оценки явлениям, событиям, личностям.
Воспитательные: воспитать неприятие к силовым методам управления в государстве и культу личности

Литература и источники:

  1. Аяган Б. Г., Шаймерденова М. Д. Новейшая история Казахстана. Алматы: Атамура, 2009
  2. Электронная библиотека Кирилла и Мефодия, 2007
  3. Окунева Т. Мы обязаны помнить своих отцов// Ишим. — 1997 г. — 25 июля. — с. 2
  4. Электронный учебник: История Казахстана — 9 класс
  5. Другие документы (на усмотрение учителя).

Оборудование урока: Интерактивная доска

Ход урока

I. Сообщение темы урока: формулировка целей урока

Темой нашего урока сегодня является «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР». Целью урока будет являться формирование у вас представления о масштабах массовых репрессий в СССР и их проявлений в Казахстане.

Мы продолжаем знакомиться с трагическими страницами истории нашей страны в ХХ веке. Сегодня мы познакомимся с периодом репрессий 30-40-ых годов, которые переживал в то время СССР, с проявлениями их в Казахстане, а так же с историей репрессированных нашего края, нашего села.

Мотивация урока. В 20-30-ые годы СССР переживал период складывания жесткого тоталитарного сталинского режима. В общественно политической жизни он связан с такими трагическими событиями, как голод и массовые репрессии, гонения и насильственная депортация безвинных людей коммунистическим режимом. История учит: у людей забывающих свое прошлое не может быть будущего. Поэтому знания о таком периоде, как репрессии, необходимы и актуальны всем нам — людям молодым, устремленным в будущее, строящим новый мир, демократический Казахстан.

Для начала необходимо определиться с сущностью понятий, с которыми мы будем оперировать на уроке:

«репрессия» — ущемление в правах, карательная мера, наказания, применяемые государственными органами.

«террор» — политика насилия и устрашения, применяемого диктаторскими или тоталитарными режимами по отношению к гражданам своей страны, насилие со стороны «сильного» — государства.

«политическая жертва» — это лицо, пострадавшее в результате политических репрессий

«тоталитарное государство» — это форма государства, характеризующаяся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих

«культ личности» — возвеличивание роли одного человека, приписывание ему при жизни, определяющего влияния на ход исторического развития. Предполагает ликвидацию демократии и устанавливает диктаторский режим.

II. Основная часть

Тема политических репрессий в СССР отразилась в душах, как современников, так и людей старших поколений, переживших эти страшные годы.

Политические репрессии начались сразу после Октябрьской революции 1917 года. Жертвами репрессий становились не только активные политические противники большевиков, но и те, кто просто был не согласен с их политикой. Политические репрессии продолжались после окончания гражданской войны. Они приобрели массовый характер, с началом принудительной коллективизации сельского хозяйства и ускоренной индустриализации в конце 1920-х — начале 1930-х годов, а также укреплением личной власти Сталина.

К концу 30-х годов наша страна имела мощный экономический потенциал. Однако тоталитарный режим осуществил этот скачок благодаря жёсткому контролю со стороны государства всех сфер жизни советского общества, опираясь на внеэкономические меры принуждения и эксплуатацию собственного народа. Система репрессий служила экономическим и политическим целям партии большевиков, которую Сталин называл «орденом меченосцев внутри советского государства…«Человек становился механизмом, «винтиком», который можно было всегда легко и быстро заменить. Когда началась «сплошная коллективизация» (декабрь 1929 год) её сопровождала политика «ликвидации кулачества как класса», т. е. раскулачивание. Бедняков, которые отказались вступить в колхоз, называли подкулачниками. Им тоже была объявлена война.

Раскулачивание — это массовые репрессии по отношению к кулакам (лишение имущества, аресты и высылка, физическое уничтожение).
В СССР политические репрессии продолжались с 1921 по 1954 годы.

Угрозу сталинской политике показал Семнадцатый съезд ВКП(б), подавляющее большинство делегатов которого было уничтожено во время Большого террора. При выборах ЦК против Сталина голосовали десятки делегатов (это была только часть недовольных, решившаяся на такой шаг). 1 декабря 1934 г. был убит С. М. Киров. Сталин использовал это убийство как повод для постепенного развертывания террора против партийных кадров. В условиях тоталитарного режима террор оказывался наиболее действенным средством борьбы за сохранение власти правящей группой. Уничтожая сотни тысяч людей, преданных идее коммунизма, Сталин мог преследовать цели устранения элиты, представлявшей потенциальную опасность, или (и) разгрома реально складывающегося заговора с целью устранения вождя и изменения курса.

Просмотр видеоролика «17 съезд партии большевиков»

Просмотр видеоролика «Из письма Бухарина».

Бухарин Николай Иванович — советский политический деятель, академик АН СССР (1928). Участник Революции 1905–1907 и Октябрьской 1917. В 1917–1918 лидер «левых коммунистов». Репрессирован Сталиным в 1938 г.

Просмотр видеоролика «Атмосфера того времени».

Знакомство с данным материалом, позволило нам окунуться в ту трагическую эпоху, когда поиск «врагов народа», нетерпимость к инакомыслию и инакодействию, атмосфера страха и подозрительности, укрепление культа личности Сталина распространяются по всему Советскому государству.

После этого класс делится на группы, каждой из которых поручается исследование.

При достаточном опыте работы в группах данный этап урока занимает до 15 минут.

Задание первой группы состоит в изучении материалов о лагерях для политических репрессированных, расположенных на территории Казахстана.

Задание второй группы — это ознакомление с материалом о жертвах политических репрессий в Казахстане того времени.

Третья группа знакомится с материалами о репрессированных односельчанах.

Когда работа с документами закончена, учащиеся последовательно представляют полученные выводы, подкрепляя их соответствующими выступлениями.

Перед выступлением первой группы демонстрируется видеоролик «Концлагеря»

Выступающий первой группы

Перед выступлением второй группы демонстрируется анимация № 4 электронного учебника «История Казахстана» — 9 класс

Выступающий второй группы

Перед выступлением третьей группы демонстрируется видеоролик «Коллективизация и репрессии»

Выступающий третьей группы

Обобщение представленного учащимися материала учителем.

Массовые политические репрессии — одна из самых печальных страниц в истории Казахстана. На территории Казахстана находились самые крупные лагеря структуры ГУЛАГа — АЛЖИР, Степлаг, Карлаг. Республика, практически, превратилась в одну большую тюрьму. За годы репрессий в лагеря Казахстана было сослано более 5 миллионов человек. По некоторым данным, общее число заключенных значительно превышает эту цифру. В период с 1921 по 1954 годы, в Казахстане, было осуждено 100000 человек, к 25000 из них была применена высшая мера наказания — расстрел. Прямым результатом становления тоталитарной власти стало раскручивание репрессивной машины. Как результат этого — усиление политических преследований участников партии Алаш, которые высказывались против политики центра. В 1928 г. были репрессированы бывшие деятели Алаш Орды — Дулатов, Жумабаев, Аймауытов. Положение в республики чрезвычайное — везде ищут врагов, на шахтах подстраиваются аварии, которые впоследствии объясняются этими происками. Повсеместно фабрикуются уголовные дела, проводятся чистки в партийных организациях. Была уничтожена национально-либеральная интеллигенция, среди которых были Х.Досмухамедов, М. Тынышпаев, Ж. Акпаев, А. Байтурсынов, А. Букейханов и другие. Среди репрессированных оказались и наши односельчане: Алексей Антонович Сечной и Иван Антонович Завертяев.

III. Заключительная часть урока

Учитель оценивает работу каждой группы и выступающих. Домашнее задание: написать эссе «Мое отношение к репрессиям 30-ых гг.»

Заключительное слово учителя. Прошло время, уходят люди. Их уже не возвратить, но остается память, которую мы должны свято хранить. Когда-нибудь, кто-нибудь из наших современников расскажет всему миру о простых, незаметных тружениках нашей земли, и в новых учебниках истории будут по достоинству оценены их дела, а в книгах Памяти восстановлены их добрые имена. А вот какая это будет эта оценка и память — зависит от всех нас, живущих на земле.

Категория: