Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Использование приемов критического мышления на этапе вызов в серии последовательных уроков по теме: Органы чувств – анализаторы

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Бублий Наталья Григорьевна, учитель биологии, высшая квалификационная категория высшего уровня, гимназия имени А. М. Горького отдела образования и акимата города Костаная, Костанайский район, город Костанай

Бублий Наталья Григорьевна

Сегодня наш мир устроен так, что та информация которую мы получаем из средств массовой информации, телевидения, жизненных ситуаций должна рассматриваться нами с разных точек зрения. Мы должны уметь анализировать эту информацию с точки зрения логики, критически осмысливать, делать выводы, приходить к каким-то результатам. Решить эту задачу помогает технология критического мышления.

Начиная с начальных классов мы должны развивать эти умения у учащихся. Что это им дает?

1. Повышает уровень самостоятельности при решении проблемных ситуаций

2. Развивает навыки критического анализа (умеют сравнивать, анализировать, обобщать).

3. Повышает интерес к изучаемому предмету.

4. Развивает умение работать в сотрудничестве с другими

5. Повышает качество образования.

Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых Д. Халперн выделяет:

Готовность к планированию. Необходимо упорядочить свои мысли.

Гибкость. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не получит разнообразную информацию.

Настойчивость. Нужно вырабатывать настойчивость в работе, тогда ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.

Готовность исправлять свои ошибки. Если человек критически мыслит, он всегда придет к правильному решению.

Осознание. Умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.

Поиск компромиссных решений. Надо работать над собой, чтобы твои высказывания воспринимались другими людьми, необходимо уметь отстаивать свою точку зрения.

Критическое мышление включает 3 этапа:

1. Вызов. 2. Осмысление. 3 Рефлексию

Хочу подробнее остановиться на стадии вызов, какие приемы можно использовать на уроках биологии по теме органы чувств? Эта тема включает по программе 4 урока.

1 урок — «Понятие об органах чувств и анализаторах. Свойства анализаторов, их значение и взаимосвязь»

На этом уроке на стадии вызов я предлагаю использовать «Мозговой штурм» или «Брейнс-торминг». Это метод коллективного обсуждения, поиск решения в котором осуществляется путем свободного выражения мнения всех участников.

Учитель ставит задачу, рассказывает о правилах мозгового штурма. Цель штурма: предложить как можно большее количество вариантов решения задачи. 1.Кому тяжелей: незрячим с рождения или поздно ослепшим людям? 2.Какое значение для млекопитающих животных имеет слух? У каких животных он особенно развит?

Заставьте работать воображение детей, не пытайтесь дать оценку предложенным идеям. Можно назначить секретаря, который будет записывать все возможные идеи. Идеи можно сгруппировать, рассортировав их учащиеся приступают к анализу, выбирая те, которые помогут ответить на поставленные вопросы. Затем учитель подводит итоги дискуссии. Если этот вид работы не принес желаемого результата, то обсудите причины, неудачи.

2 урок — «Орган зрения. Строение и функции глаза»

Я использую «метод цепочка». Учащимся дается задание раскрыть проблему по следующим вопросам, отвечая по цепочке: «Кто?», «Что?», «Где?», «Когда?», «как?», «Зачем?», «Почему?». Учащиеся сами составляют вопросы, используя свой жизненный опыт, можно текст учебника.

Например,
Кто установил, что глаз подобен фотоаппарату: изображение на сетчатке получается перевернутым и уменьшенным.

Что это за бесценный дар?
Что же нужнознать, чтобы сохранить свое зрение?
Где располагается палочки и колбочки?
Как предупредить близорукость? Как следует оберегать глаза?
Зачем нужны глаза человеку?

«Чудесен человеческий глаз! И не только человеческий, а всякой — собаки, оленя, осла и даже совы! Подумать только, он может выразить, сколько замечательного видит сам! Это царь драгоценных каменьев! Звезда! Увы! Только подумать, что такая драгоценность, как человеческий глаз, может потускнеть и ослепнуть!» Джордж Дюмарье.

Почему так написал английский художник и писатель?

В зависимости от темы учитель может варьировать добавлять вопросы самостоятельно.

Можно использовать метод Морита — решение проблемы решается при помощи цепочки. Учитель начинает решение проблемы и группа фронтально по желанию добавляет идеи по ее решению.

3 урок — «Орган слуха и слуховой анализатор. Его значение. Строение и функции. Гигиена слуха. Болезни органов слуха и их предупреждение». Я использую «Снежный ком», учащиеся называют ассоциации с понятием Слух, использую игровой мяч. Участвуют все учащиеся класса.

4 урок — Органы равновесия: вестибулярный аппарат. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. Роль мышечного чувства. Взаимодействие анализаторов

Упражнение «Понятие». Цель этого упражнения: Формирование навыков ассоциативного мышления, умения формулировать определения. Ученикам дается понятие (осязание, вкус и т. д), выписать это определение в тетрадь и под ним в столбик привести 7-8 ассоциаций — ключевых слов. Отметить галочкой 3-4 основных. На основе выделенных слов необходимо сформулировать и написать свое определение понятию. По цепочке каждый ученик или группа зачитывает получившееся определение с акцентом на ключевые слова. Записывается классическое определение, проводится сравнение.

Технология критического мышления дает учителю большие возможности в развитии коммуникативных компетенции, учебно-познавательных компетенции и личностного самосовершенствования учащихся на уроке биологии.

Список литературы:

1. Кларин М. В. Развитие критического и творческого мышления// Школьные технологии. — 2004. — № 2. — С. 7.
2. Коржуев А. Как формировать критическое мышление// Высшее образование в России. — 2001. — № 5. — С. 55.
3. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление // Методист. — 2002. — № 2. — С. 31. 1.

Категория: