Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Использование ИКТ в начальной школе

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Романенко Ирина Григорьевна учитель начальных классов, стаж 10 лет КГУ «Общеобразовательная средняя школа-гимназия имени И. М. Астафьева» отдела образования Шемонаихинского района»

Использование ИКТ в начальной школе

Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, — я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда.
Древняя мудрость

Ребенок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности.

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребенком.

Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а ни в коем случае, не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать, как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть четко продумана и дозирована.

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1–4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного или иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов и анимации.

Наиболее эффективными средствами включения ребенка в процесс творчества на уроке являются:

  •  Игровая деятельность;
  •  Создание положительных эмоциональных ситуаций;
  •  Работа в парах;
  •  Проблемное обучение.

Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

  • На высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация).
  • Обеспечивает наглядность.
  • Привлекает большое количество дидактического материала.
  • Повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5–2 раза.
  • Обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный подход к ученику, применяя разноуровневые задания).

Применение ИКТ способствует

  •  повышению качества образования.

Цель применения ИКТ:

1. Развитие мышления.
2. Формирование приемов мыслительной деятельности.

В процессе применения ИКТ происходит развитие обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:

  •  Развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления;
  •  Эстетическое воспитание за счет технологии мультимедиа;
  •  Формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;

Для меня, как для учителя начальной школы, главным кажется показать ребёнку возможность использования компьютера для получения и обработки информации, таким образом подготовить его к комфортной жизни в условиях современного общества. Научить его использовать компьютер без вреда для своего здоровья.

Во многих случаях такое дополнение оказывается более эффективным, даёт возможность сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией, расширяет кругозор, прививает познавательный интерес к учёбе. Поэтому, для меня получилось совершенно естественно внедрение этих средств в свои уроки. Главное — возникла положительная мотивация усвоения знаний, пробудился интерес у детей к познанию нового.

Применение мультимедийных презентаций, особенно на уроках окружающего мира, позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. Благодаря компьютеру дети на уроках получают наглядную информацию в виде видеофрагментов, фильмов о природе и окружающей жизни.

Моя практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

При использовании ИКТ мне стало легче осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению, появилась возможность рациональнее организовать учебный процесс.

В ходе урока использую разные виды и формы работы: тестирование, самостоятельная работа, практическая работа, работа в группах, словарная работа, работа с учебником, дифференцированное домашнее задание. Дети активно работают на уроке.

С какой целью я создаю и использую презентации?

  • Во-первых, презентация — это представление чего-либо нового, она представляет сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую систему, организованную для удобного восприятия информации.
  • Во-вторых, презентация — презентации повышают интерес к предмету, развивают умственную активность. Я думаю, что ребёнок не только воспринимает информацию, но и запоминает, когда видит на экране. «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать» гласит пословица.

Как писал великий педагог К. Д. Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…»

Со времен Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет. Да, и мы с вами можем сказать, что урок, включающий слайды презентации, данные, электронной энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.

Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет мне решать одну из важных задач обучения — повышение уровня знаний.

ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:

  • Повышает качество знаний
  • Продвигает ребёнка в общем развитии
  • Помогает преодолеть трудности
  • Вносит радость в жизнь ребёнка
  • Позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
  • Создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе

Требования, предъявляемые к учителю, работающему с применением ИКТ

  • Владеть основами работы на компьютере
  • Иметь навыки работы с мультимедийными программами
  • Владеть основами работы в Интернет

Применение ИКТ в образовательном процессе позволяет решить одну из важных задач обучения — повышение уровня знаний.

Применение компьютера для обучения школьников — это большая область проявления творческих способностей для всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто любит детей и отдаёт им себя.

В заключение хочу сделать такой вывод:
Педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку, или мел для работы на уроке, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. Для учителя компьютер — это уже не роскошь — это необходимость.

Литература

1. Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах.//Начальная школа плюс До и После. 2007, № 7
2. Гадустова Е. В. Использование информационных технологий при обучении орфографии. «Начальная школа». № 9, 2009 г.
3. Ефимов В. Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа» . № 2, 2009 г.
4. Завьялова О. А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников. «Начальная школа». № 11, 2008 г.
5. Молокова А. В. Информационные технологии в традиционной начальной школе. Начальное образование № 1 2003.г
6. Научно-методический журнал «Педагогический вестник ВКО» № 1, 2006 г.
7. Научно-методический журнал «Педагогический вестник ВКО» № 3, 2010 г.
8. Научно-методический журнал «Педагогический вестник ВКО» № 4, 2010 г.
9. Научно-методический журнал «Педагогический вестник ВКО» № 1, 2011 г.
10. Научно-методический журнал «Педагогический вестник ВКО» № 2, 2012 г.
11. Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс До и После. № 7, 2007.
12. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. //Москва, НИИ школьных технологий. — 2005. — С. 54 — 112.
13. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. //Москва, «Народное образование». — 1998. — С. 114 — 119.

Категория: