Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Использование биоэнергопластики в логопедической работе

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Мазурова Ольга Владимировна логопед, ТОО «Детский сад „Алакай“». Казахстан, СКО, Петропавловск

Фото с сайта fs-th02.getcourse.ru

Красивая, правильная речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка и адаптации его в обществе. Однако в настоящее время с каждым днем все больше увеличивается число детей с речевыми нарушениями. Причины могут быть различны: заболевания матери во время беременности, резус-конфликты, интоксикации, родовые травмы, генетическая предрасположенность, аномалии развития органов артикуляции, подражание неправильному звукопроизношению, различные психологические травмы, двуязычие в семье. Независимо от причин возникновения речевые нарушения влекут за собой расстройства коммуникативной деятельности детей и его социализации. Чем богаче словарный запас и правильней звукопроизношение, тем легче ребенку высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.

Речь человека непосредственно связана с движением органов артикуляции: при произношении того или иного звука органы артикуляции: язык, губы, зубы, щеки, принимают определенное положение. Одним из условий четкой артикуляции является слаженная работа мышц речевого аппарата. Для развития артикуляционных мышц на логопедических занятиях проводят артикуляционную гимнастику. Для каждой группы звуков разработаны определенные упражнения.

Многие ученые (В. М. Бехтерев, М. М. Кольцова, А. А. Леонтьев )доказали связь речевого развития и уровня сформированности мелкой моторики. Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки тесно связаны с речью и способствуют ее развитию. В своей книге «Мозг и его деятельность» автор отмечал, что люди, которые много пишут, должны и хорошо говорить. В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.

Связь артикуляционной и мелкой моторики можно проследить и в повседневной жизни: человек, который затрудняется в выборе подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: ребенок, который сосредоточенно рисует или пишет, непроизвольно высовывает язык. В головном мозге моторный центр речи располагается рядом с центром, отвечающим за развитие мелкой моторики. Нервные импульсы, поступающие от пальцев рук в головной центр, активизируют и обогащают кислородом и рядом находящийся моторный центр речи.

Новым направлением в развитии речи и мелкой моторики является биоэнергопластика («био» — человек как биологический объект; «энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий; «пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью) — это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Поза пальцев рук в данной гимнастике повторяет положение языка при выполнении артикуляционных упражнений.

Можно выделить несколько ступеней в постепенном включении биоэнергопластики в логопедическое занятие.

1. На первой ступени логопедом проводится обследование строения и подвижности органов артикуляционного аппарата детей: губ, щек, челюсти, языка, мягкого неба.
2. На второй ступени детей знакомят с органами артикуляционного аппарата, изучают традиционную артикуляционную гимнастику.
3. На третьей ступени к выполнению артикуляционной гимнастики подключается ведущая рука. Дети выполняют артикуляционное упражнение, повторяя за логопедом движения руки. Нужно следить за тем, чтобы кисть ребенка не напрягалась, движения были плавными и раскрепощенными.
4. Далее дети выполняют артикуляционные упражнения с биоэнергопластикой перед зеркалом, используя другую руку.
5. Затем артикуляционная гимнастика сопровождается движением обеих рук, пока еще со зрительным контролем перед зеркалом.
6. На последней ступени включения биоэнергопластики в занятие дети выполняют артикуляционные упражнения с синхронными движениями обеих рук уже без зрительной опоры.

При выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой необходимо следить за синхронностью и точностью движений органов артикуляционного аппарата и кистей рук. Рука находится на уровне солнечного сплетения параллельно полу.

Упражнения по биоэнергопластике

«Накажем непослушный язычок»

Положить широкий язык на нижнюю губу, пошлёпать его губами и произносить: «пя-пя-пя» на одном выдохе несколько раз. Руку положить на стол ладонью вниз. Во время пошлёпывания языка губами опускать и поднимать кисть руки с сомкнутыми прямыми пальцами.

«Блинчик»

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Ладонь в горизонтальном положении, пальцы сомкнуть.

«Часики»

Рот приоткрыть, губы в улыбке. Кончик узкого языка двигать влево-вправо, касаясь углов рта. Ладонь в горизонтальном положении, пальцы сомкнуть. Кисть руки сгибать одновременно с языком в одну сторону.

«Чашечка»

Рот приоткрыть, губы в улыбке. Язык сделать широким. Кончик языка поднять за верхними зубами, боковые края прижать к верхним зубам. Показать ладонь в форме чашечки, пальцы прижать.

«Вкусное варенье»

Приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Нижняя челюсть остаётся неподвижной. Двигать ладонь в форме чашечки сверху-вниз.

«Качели»

Рот открыть. Кончик языка поднимать к верхним зубам и опускать к нижним зубам. Ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении двигается вниз-вверх.

«Кошка сердится»

Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубы, спинку языка поднять вверх. Пальцы сомкнуть, ладонь согнуть горкой.

«Маляр»

Улыбнуться, открыть рот, «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, совершая движения вперед и назад. Ладонь расположить вертикально, пальцы вверх сомкнуть. Двигать ладонь вперёд-назад.

«Лошадка»

Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Ладонь с сомкнутыми согнутыми пальцами положить на стол. Пальцами синхронно с языком стучать по столу.

«Дятел»

Стучать кончиком языка за верхними зубами и произносить: «д — д — д». Пальцы одной руки сомкнуть и немного сжать, стучать по ладони другой руки.

Использование биоэнергопластики вызывает интерес у детей к выполнению артикуляционных упражнений, а это значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, мелкой моторики, совершенствованию координации движений, а это значительно облегчает постановку и автоматизацию звуков в речи.

Список литературы:

1. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова и др. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. — М.: Просвещение, 2008.
2. Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. — М.: Детство-Пресс, 2011.
3. httpsss://infourok.ru/kompleks-igr-i-uprazhneniy-bioenergoplastika-v-korrekcionnoy-rabote-s-detmilogopatami-1104629.html

Категория: