Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Интеграция психолого-педагогических и медицинских знаний при подготовке специалистов для инклюзивного образования

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

  Магауова А. С. — доктор педагогических наук, профессор Казахского национального университета имени аль-Фараби,
Талипова Н. А. — магистрант 2 курса, образовательной программы «Медико-педагогическое сопровождение инклюзивного образования»
КазНУ

За последние три десятилетия концепция инклюзивности и, в частности, инклюзивного образования получила распространение во многих странах. Сегодня инклюзия все чаще признается в качестве глобальной политической цели государств всего мира, о чем свидетельствуют документы, согласованные на международном уровне. Инклюзивное образование предполагает равный доступ к образованию для всех, независимо от индивидуальных, социальных, физических, психических и других особенностей. Это пространство, которое предоставляет возможность людям с ООП получать образование на протяжении всей жизни в адаптированной к их потребностям среде. В следствии чего инклюзия рассматривается как наиболее эффективное средство борьбы с дискриминационными воззрениями в социуме.

Исследования зарубежных авторов показывают, что в общественном сознании формируется принятие разнообразия как фактора, способствующего сотрудничеству между различными группами. Путем влечения за собой процессов, которые усиливают у учащихся чувство общности и участия.

С приходом социальной модели на смену медицинской сформировалось четкое понимание того, что причина инвалидности находиться не в заболевании людей, а в существующих в обществе физических, коммуникативных барьерах и предрассудках. Однако в медицинской и социальной модели можно выделить общие философские основания, то есть эти подходы предполагают включение в процесс сопровождения и реабилитации людей с инвалидностью специалистов разных профессиональных областей и их совместную работу. Следовательно, можно отметить, что качество инклюзивного образования во многом зависит как от профессиональной готовности и компетенции учителей, так и от мультидисциплинарного подхода в коррекционно-развивающей работе.

Анализ текущей ситуации инклюзивного образования в Казахстане показывает, что существует острая потребность в подготовке специальных кадров для работы с учащимися с ООП на всех ступенях образования.

В законе Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам инклюзивного образования» прописана необходимость разработки и организации психолого-педагогического сопровождения детей с ООП в организациях образования. В связи с этим, обучение будущих педагогов-психологов к работе в инклюзивном образовательном пространстве представляет особую актуальность.

Мы считаем, что для того что бы начать инклюзивное обучение на практике, важно обучать будущих учителей как психолого-педагогическим, так и медицинским аспектам нарушений в сопровождении детей с ООП. Эти знания помогут педагогом достигать наилучших результатов при работе с данной категорией детей. В нашей стране подготовку таких специалистов осуществляет Казахский национальный университет им. аль-Фараби совместно с Казахским Национальным медицинским университетом имени С. Д. Асфендиярова.

С прошлого учебного года на базе КазНУ имени аль-Фараби при кафедре «педагогики и образовательного менеджмента» начали обучать магистрантов по специальности «Педагогика-психология» по образовательной программе 7M01106 «Медико-педагогическое сопровождение инклюзивного образования».

В процессе обучения магистранты овладевают необходимыми современными знаниями в сфере инклюзивного образования. То есть магистранты познают тонкости работы педагога-психолога с инновационными технологиями, приемами и методами работы при психолого-педагогическом сопровождений детей с инвалидностью. Изучают опыт зарубежный стран, а также нормативно-правовое и методическое обеспечение инклюзивного образования детей с особыми потребностями.

Приобретают навыки разработки диагностических, реабилитационных и коррекционных программ с учетом сенсорного, двигательного, когнитивного и психоэмоционального состояния лиц с особыми образовательными потребностями в рамках образовательного процесса.

С медицинской стороны будущие специалисты изучают строение и функции головного мозга, физическое и психомоторное развитие детей, учатся собирать анамнез заболевания и дифференцировать диагнозы, анализировать и интерпретировать научно-педагогическую и медико-психологическую информацию, осваивают навыки оценки неврологического статуса и др. Могут применять в своей профессиональной деятельности современные методы клинических исследований, медицинской, психолого-педагогической реабилитации и терапии детей, имеющих заболевания нервной системы.

Специалист, обладающий такими знаниями, в своей работе может использовать компенсаторные возможности мозга детей при различных нарушениях, поскольку будет понимать каким образом стимуляция одной зоны способствует развитию дугой и т. д. Знания механизмов функционирования правого и лево полушария помогают педагогу-психологу определить какие когнитивные процессы и академические навыки могут страдать у учащихся с особыми потребностями. Тем самым учатся устанавливать в зависимости от нарушения возможные задержки и отклонения в речи, двигательном аппарате, познавательных процессах и т. д. Данные знания могут помочь педагогам-психологам более глубже понять специфику работы с детьми с ООП, определить их реабилитационный потенциал, для построения индивидуальной коррекционно-развивающей программы.

Таким образом, качество подготовки специалиста для инклюзивного образования зависит от интеграционного и междисциплинарных подходов. Инклюзивную среду можно более успешно планировать и реализовывать в образовании только в том случае если педагоги будут ориентироваться как психолого-педагогических, так и медицинских особенностях сопровождения детей с ООП. В результате на основе полученных знаний такие профессионалы возьмут на себя ключевую роль в реализации инклюзивного образования в Казахстане, осуществляя поиск новых подходов и методов для эффективного решения профессиональных задач в области обучения и воспитания в инклюзивной практике.

Список используемой литературы:

1. Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми образовательными потребностями" [Электронный ресурс]. — 1994. — URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/pdf/salamanka.pdf (дата обращения 10.12.21).
2. Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам инклюзивного образования» [Электронный ресурс]. — 2021. — URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z2100000056 (дата обращения 13.12.21).

Категория: