Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Экспериментальный проект «Lesson Content»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Гальская Зинаида Анатольевна преподаватель специальных дисциплин, первая квалификационная категория, Сагитова Мария Михайловна преподаватель специальных дисциплин, вторая квалификационная категория, КГКП «Петропавловский строительно-экономический колледж», СКО, г. Петропавловск

Гальская Зинаида Анатольевна Сагитова Мария Михайловна

Одной из важнейших задач современного образования является — учить учиться. Но, как и любая идея, поставленная задача требует применения конкретных приёмов и методик.

В настоящее время, с развитием информационно-коммуникативных технологий, образование — больше, чем просто передача информации. Особенно это применимо к техническому и профессиональному образованию.

Однако во всех учебных заведениях, независимо от того, школа это или колледж, в основном присутствует именно передача информации. Как правило, преподаватели передают учебный материал, который уже есть в учебниках, в литературе, в Интернете.

Исходя из этого, главная задача студентов слушать и конспектировать. Преподаватель прилагает массу усилий, чтобы привлечь внимание студентов и удержать его. И что получает он в итоге? Студент получает учебную информацию, но сам при этом остается пассивным слушателем.

Еще сложнее обеспечить студентам условия для понимания учебного материала, его закрепления. Следовательно, проведенное занятие с применением традиционных методик ещё больше усиливает ощущение студентов, что для усвоения услышанного материала на занятии достаточно банального заучивания.

Студенты часто пропускают занятия, откровенно скучают, не проявляют интереса к получению информации и знаний, и только отдельные студенты при должной мотивации могут осмыслить учебную информацию, обеспечить синтез полученных знаний, именно это является одним из важнейших аспектов образования.

Преподаватель, готовясь к занятию и подбирая материал, должен задать себе вопрос, к чему он стремится: к пониманию или запоминанию студентами учебного материала?

В 2014 г. в Петропавловском строительно-экономическом колледже была начата работа над экспериментальным проектом, который мы назвали «Lesson Content». Проект в своей основе имеет метод Эрика Мазура Peer instruction, являющейся педагогической интерактивной моделью обучения, при которой лекционный материал выдается накануне в распечатанном виде, а на самом занятии происходит обсуждение практических задач.

Проект «Lesson Content» заключается в том, что лекционный материал преподаваемых специальных дисциплин для студентов специальности 1304043 «Вычислительная техника и программное обеспечение» размещается в сети Интернет для того, чтобы студенты могли ознакомиться с учебным материалом накануне занятия. Студенты приходят на занятия уже ознакомленные с содержанием урока, и уже на самом занятии происходит обсуждение учебного материала. Сегодня молодые люди значительное время проводят в социальных сетях, то и общение в них (а также и получение знаний) для них становится не нудным изучением предмета, а привычным и приятным занятием, что приводит к более эффективному освоению материала.

Вначале занятия с использованием «Lesson Content» студентам дается время для обдумывания и формулировки вопросов по учебному материалу, который они получили накануне занятия. После чего они могут обсудить материал в микрогруппах. Далее на уроке происходит обсуждение данной темы, преподаватель отвечает на вопросы студентов, объясняет те моменты, которые были непонятны. После обсуждения темы проводится ее закрепление различными методами: выполнение задания, решение ситуаций, используются игровые методики. В связи с этим меняется и структура урока, отходя от традиционной, так как у студентов может вообще вопросов не быть и тогда сразу происходит закрепление, а может быть наоборот, множество вопросов, которые обсуждаются в процессе всего занятия.

Для проверки усвоения знаний студентов преподаватель составляет контрольные вопросы или тест, которые появляются на интерактивной доске. Таким образом, проверка знаний осуществляется непосредственно во время текущего занятия. Преподаватель получает обратную связь от студентов, посредством ноутбуков, смартфонов или просто мобильных телефонов.

Студенту так интереснее учиться, так как он понимает, что преподаватель вместо транслятора готовых знаний превращается в помощника, консультанта. Более того, закрепить изученный материал можно при рассмотрении конкретных практических задач.

Следует отметить, что данный метод нельзя отнести к дистанционному обучению. Обучение происходит именно на занятии, в ходе которого преподаватель руководит процессом получения знаний, направляет студентов на синтез новых знаний.

Как и любое нововведение, метод имеет свои трудности. Во-первых, каждый студент должен иметь доступ к сети Интернет для изучения лекционного материала. Во-вторых, студент должен немного адаптироваться к такой форме обучения. А в-третьих, преподаватель, несомненно, должен очень тщательно готовиться к проведению занятия.

Без сомнения, такой подход отразится на качестве обучения. Как было сказано выше, в нашем колледже проект внедряется на протяжении 2014-2015 учебного года и по результатам его внедрения можно отметить положительную динамику качества знаний. В данное время работа над проектом продолжается.

Таким образом, в образовании должны внедряться инновации, и чтобы проверить их эффективность важно не бояться риска. Иначе образование может застрять в традиционных моделях и методах обучения, что снизит интерес студентов к обучению.

Список литературы

1. Интерактивное обучение по методу Эрика Мазура, httpss://didaktor. ru/interaktivnoe-obuchenie-po-metodu-erika-mazura/
2. Э. Салик, Взаимное обучение, httpss://www. noviyegrani. com/archives/title/213