5 международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

Доклад «Здоровьесберегающие приемы в работе с учащимися детской школы искусств»

Пятый международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей Второй международный творческий конкурс «Абай әлемі» для детей, педагогов и воспитателейЭкспресс-публикация Отправить материал на публикациюСертификат о публикацииПубликация на портале «Азбука.kz»СвидетельствоПортфолио учителяЯндекс.Толока — заработок в интернете

Частное учреждение «Средняя школа в честь прп. Сергия Радонежского»
 

Версия для печатиВерсия для печати

Левицкая Светлана Владимировна преподаватель теоретических дисциплин КГУ «Детская школа искусств имени Сералы Кожамкулова отдела образования акимата Карабалыкского района». Костанайская область, Карабалыкский район, п.Карабалык

Левицкая Светлана Владимировна

Учителей и родителей всегда волнует, какими вырастут наши воспитанники, как мы их и они себя подготовят к будущей жизни. Хочется верить, что наше будущее — профессионально грамотные, физически и нравственно здоровые люди.

Что такое здоровье? «Здоровье — состояние полного физического, душевного и социального благополучия». Вдумываясь в это определение можно сделать вывод, что абсолютное здоровье является абстракцией. В настоящее время принято выделять несколько компонентов здоровья: психическое, физическое, нравственное, социальное. От чего же зависит здоровье человека? Если принять условно здоровье человека за 100%, то 20% зависит от наследственных факторов,20% -от экологических условий, 10% от деятельности системы здравоохранения. А что же остальные −50%? Они зависят от самого человека, от образа жизни который он ведет.

Большинство детей школьного возраста имеют различные отклонения в состоянии здоровья: ослабление зрения, опорно-двигательного аппарата, неврологические нарушения, что ведет к отставанию в учебе, так как пропуски по болезни ведут к пробелам в знаниях. Поэтому, серьезное изучение затронутой проблемы является актуальным и продиктовано современными тенденциями в состоянии здоровья нации. Все это требует от преподавателей новых подходов в образовании и воспитании детей, основанных на принципах здоровьесбережения.

Конечно, ДШИ не могут брать на себя медицинские функциии и обязанности. Но именно мы, преподаватели должны создать условия для успешного обучения, поэтому знания по сохранению здоровья детей являются важным элементом профессиональной компетентности в нашей деятельности. В связи с этим возрастает значимость здоровьесберегающих технологий.

Каким образом можно посредством урока в ДШИ способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся? Поставив на уроке главную цель-обучение данной специализации, нельзя забывать о том, что движение-ведущая функция всего живого. Движение — необходимая составляющая любого вида деятельности ребенка. Недостаток двигательной активности приносит вред здоровью. Желания соединить учебные задания упражнения с моментами снятия недостатка двигательной активности, потребовали поиска, разработки практических приемов и методов, сохраняющих и укрепляющих здоровье детей на уроках сольфеджио.

1.Динамические упражнения. Благоприятно влияют на организм детей, повышают тонус, моторику, способствуют тренировке и коррекции нервных процессов, развивают и корректируют внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой, снимают напряжение.

Исходное положение — хоровая стойка. Руки свободно опущены, ноги — чуть уже ширины плеч.

  • Свободные круговые движения назад правым плечом несколько раз, затем также — левым.
  • Похлопать себя по верхней части груди двумя руками.
  • Повернутся направо, ладони " лодочкой«, похлопать впереди стоящего соседа по плечам, лопаткам до пояса, так же вверх (позвоночник не трогать) , затем повернуться налево и проделать то же самое.
  • Вытянуть левую руку вперед, постучать по ней ребром правой ладони от кисти к плечу, тоже проделать с правой рукой («рубим капусту»).
  • Похлопать себя по «хвостику» (ягодицам)
  • Похлопать себя по коленкам.
  • Потопать энергично ногами.
  • Руки наверх, посмотреть наверх (достать руками потолок), потянуться.

2.Дыхательные упражнения.

Помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга и активизировать детей на уроке, преследуют профессиональные цели. Это и система А. Стрельниковой, К. Бутенко, элементы дыхательной системы йогов, Э. Чарели и других. Правильное дыхание- это дыхание через нос. Многие полагают, что для дыхания предназначен и рот, но даже элементарное знание анатомии и физиолигии человека позволяют утверждать, что нос является органом дыхания, а рот — органом пищеварительного тракта. Специалисты по дыханию говорят так, если человек дышит через рот, то его нужно кормить через нос. Носовое дыхание стимулирует нервные окончания всех органов, находящихся в носоглотке. Йоги предупреждают, если дети не будут дышать через нос, то не получат достаточно умственного развития. Не случайно умственно отсталые дети ходят с открытым ртом и отвисшей челюстью. На правильное дыхание обращается внимание родителей в индивидуальных беседах и на тематических родительских собраниях.

Исходное положение — хоровая стойка.

  • Нюхаем цветок. Здесь и далее предельно активный вдох через нос, свободный пассивный выдох через рот. Все упражнения повторяются 8 раз.
  • По окончании упражнения каждый ученик называет свой цветок и помещает его в воображаемую вазу, которую подносит один из учеников. Наполненную вазу ставят на фортепиано.
  • Повороты головы. Голову вправо — вдох, прямо —выдох. Влево — вдох, прямо — выдох.
  • Маятник. Поднять голову вверх, посмотреть на потолок- вдох, прямо — выдох. Опустить голову, посмотреть на пол — вдох, прямо- выдох.
  • Ушко. Положить ушко на плечо- вдох, голову прямо- выдох. Плечи не поднимать.
  • Обними себя. Правая рука на левое плечо, левая- подмышку. Вдох- руки вперед, чуть разжать, в исходное положение- выдох.
  • Насос. Сделать легкий поклон, руки как бы накачивают шину — вдох, движение наверх- выдох. Достаточно поклона в пояс.
  • Кошка. Сделать танцевальное приседание, руки в стороны — вдох, в исходное положение- выдох. То же в другую сторону. Ступни ног не должны отрываться от пола.
  • Нюхаем воздух. Движение головой вверх- вдох, в исходное положение- выдох.(тоже вниз, вправо, влево). Спросить какой запах почувствовал каждый. Дети фантазируют, называют каждый свой запах.

3.Точечный массаж.

Применяется для профилактики расстройств голоса и заболеваний верхних дыхательных путей. Стимулирует правильное дыхание и звуковедение.

  • Нажать точку под нижней губой ногтем указательного или среднего пальца. Нажатие должно быть ощутимым( почти больно). Массировать вращательным движением по часовой стрелки 9 раз.
  • Так же точку над верхней губой.
  • Точки в уголках губ.
  • Точки у крыльев носа.
  • От крыльев носа пальцы движутся наверх, нащупать косточки. Нажать чуть ниже косточек.
  • Сжимать и разжимать подушечками пальцев мочки ушей.
  • Прижать край ушей и двигаться подушечками пальцев по краю вверх и вниз.
  • Сделать из ладошек «раковую клешню» (большой палец прижат к указательному; средний, безымянный, мизинец, прижаты друг к другу).
  • Большой, указательный — за уши, за уши, остальные спереди. Потереть ушки, чтобы они покраснели.
  • По массажным линиям погладить подбородок, щечки, лобик.
  • Подушечками пальцев помассировать волосистую часть головы ото лба к затылку.

Основное содержание урока — пение. Нет лучшего лекарства для детской души. Это и лучшая дыхательная гимнастика. Пение укрепляет сердце, развивает мышление, сбрасывает нервное напряжение. Пение лечебное и могучее воспитательное средство. Пение, понятное и прочувствованное, становится важным средством нравственного здоровья.

Категория: