Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Доклад «Здоровьесберегающие приемы в работе с учащимися детской школы искусств»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Левицкая Светлана Владимировна преподаватель теоретических дисциплин КГУ «Детская школа искусств имени Сералы Кожамкулова отдела образования акимата Карабалыкского района». Костанайская область, Карабалыкский район, п.Карабалык

Левицкая Светлана Владимировна

Учителей и родителей всегда волнует, какими вырастут наши воспитанники, как мы их и они себя подготовят к будущей жизни. Хочется верить, что наше будущее — профессионально грамотные, физически и нравственно здоровые люди.

Что такое здоровье? «Здоровье — состояние полного физического, душевного и социального благополучия». Вдумываясь в это определение можно сделать вывод, что абсолютное здоровье является абстракцией. В настоящее время принято выделять несколько компонентов здоровья: психическое, физическое, нравственное, социальное. От чего же зависит здоровье человека? Если принять условно здоровье человека за 100%, то 20% зависит от наследственных факторов,20% -от экологических условий, 10% от деятельности системы здравоохранения. А что же остальные −50%? Они зависят от самого человека, от образа жизни который он ведет.

Большинство детей школьного возраста имеют различные отклонения в состоянии здоровья: ослабление зрения, опорно-двигательного аппарата, неврологические нарушения, что ведет к отставанию в учебе, так как пропуски по болезни ведут к пробелам в знаниях. Поэтому, серьезное изучение затронутой проблемы является актуальным и продиктовано современными тенденциями в состоянии здоровья нации. Все это требует от преподавателей новых подходов в образовании и воспитании детей, основанных на принципах здоровьесбережения.

Конечно, ДШИ не могут брать на себя медицинские функциии и обязанности. Но именно мы, преподаватели должны создать условия для успешного обучения, поэтому знания по сохранению здоровья детей являются важным элементом профессиональной компетентности в нашей деятельности. В связи с этим возрастает значимость здоровьесберегающих технологий.

Каким образом можно посредством урока в ДШИ способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся? Поставив на уроке главную цель-обучение данной специализации, нельзя забывать о том, что движение-ведущая функция всего живого. Движение — необходимая составляющая любого вида деятельности ребенка. Недостаток двигательной активности приносит вред здоровью. Желания соединить учебные задания упражнения с моментами снятия недостатка двигательной активности, потребовали поиска, разработки практических приемов и методов, сохраняющих и укрепляющих здоровье детей на уроках сольфеджио.

1.Динамические упражнения. Благоприятно влияют на организм детей, повышают тонус, моторику, способствуют тренировке и коррекции нервных процессов, развивают и корректируют внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой, снимают напряжение.

Исходное положение — хоровая стойка. Руки свободно опущены, ноги — чуть уже ширины плеч.

  • Свободные круговые движения назад правым плечом несколько раз, затем также — левым.
  • Похлопать себя по верхней части груди двумя руками.
  • Повернутся направо, ладони " лодочкой«, похлопать впереди стоящего соседа по плечам, лопаткам до пояса, так же вверх (позвоночник не трогать) , затем повернуться налево и проделать то же самое.
  • Вытянуть левую руку вперед, постучать по ней ребром правой ладони от кисти к плечу, тоже проделать с правой рукой («рубим капусту»).
  • Похлопать себя по «хвостику» (ягодицам)
  • Похлопать себя по коленкам.
  • Потопать энергично ногами.
  • Руки наверх, посмотреть наверх (достать руками потолок), потянуться.

2.Дыхательные упражнения.

Помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга и активизировать детей на уроке, преследуют профессиональные цели. Это и система А. Стрельниковой, К. Бутенко, элементы дыхательной системы йогов, Э. Чарели и других. Правильное дыхание- это дыхание через нос. Многие полагают, что для дыхания предназначен и рот, но даже элементарное знание анатомии и физиолигии человека позволяют утверждать, что нос является органом дыхания, а рот — органом пищеварительного тракта. Специалисты по дыханию говорят так, если человек дышит через рот, то его нужно кормить через нос. Носовое дыхание стимулирует нервные окончания всех органов, находящихся в носоглотке. Йоги предупреждают, если дети не будут дышать через нос, то не получат достаточно умственного развития. Не случайно умственно отсталые дети ходят с открытым ртом и отвисшей челюстью. На правильное дыхание обращается внимание родителей в индивидуальных беседах и на тематических родительских собраниях.

Исходное положение — хоровая стойка.

  • Нюхаем цветок. Здесь и далее предельно активный вдох через нос, свободный пассивный выдох через рот. Все упражнения повторяются 8 раз.
  • По окончании упражнения каждый ученик называет свой цветок и помещает его в воображаемую вазу, которую подносит один из учеников. Наполненную вазу ставят на фортепиано.
  • Повороты головы. Голову вправо — вдох, прямо —выдох. Влево — вдох, прямо — выдох.
  • Маятник. Поднять голову вверх, посмотреть на потолок- вдох, прямо — выдох. Опустить голову, посмотреть на пол — вдох, прямо- выдох.
  • Ушко. Положить ушко на плечо- вдох, голову прямо- выдох. Плечи не поднимать.
  • Обними себя. Правая рука на левое плечо, левая- подмышку. Вдох- руки вперед, чуть разжать, в исходное положение- выдох.
  • Насос. Сделать легкий поклон, руки как бы накачивают шину — вдох, движение наверх- выдох. Достаточно поклона в пояс.
  • Кошка. Сделать танцевальное приседание, руки в стороны — вдох, в исходное положение- выдох. То же в другую сторону. Ступни ног не должны отрываться от пола.
  • Нюхаем воздух. Движение головой вверх- вдох, в исходное положение- выдох.(тоже вниз, вправо, влево). Спросить какой запах почувствовал каждый. Дети фантазируют, называют каждый свой запах.

3.Точечный массаж.

Применяется для профилактики расстройств голоса и заболеваний верхних дыхательных путей. Стимулирует правильное дыхание и звуковедение.

  • Нажать точку под нижней губой ногтем указательного или среднего пальца. Нажатие должно быть ощутимым( почти больно). Массировать вращательным движением по часовой стрелки 9 раз.
  • Так же точку над верхней губой.
  • Точки в уголках губ.
  • Точки у крыльев носа.
  • От крыльев носа пальцы движутся наверх, нащупать косточки. Нажать чуть ниже косточек.
  • Сжимать и разжимать подушечками пальцев мочки ушей.
  • Прижать край ушей и двигаться подушечками пальцев по краю вверх и вниз.
  • Сделать из ладошек «раковую клешню» (большой палец прижат к указательному; средний, безымянный, мизинец, прижаты друг к другу).
  • Большой, указательный — за уши, за уши, остальные спереди. Потереть ушки, чтобы они покраснели.
  • По массажным линиям погладить подбородок, щечки, лобик.
  • Подушечками пальцев помассировать волосистую часть головы ото лба к затылку.

Основное содержание урока — пение. Нет лучшего лекарства для детской души. Это и лучшая дыхательная гимнастика. Пение укрепляет сердце, развивает мышление, сбрасывает нервное напряжение. Пение лечебное и могучее воспитательное средство. Пение, понятное и прочувствованное, становится важным средством нравственного здоровья.

Категория: