Третий международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

Доклад на тему: Особенности изучения казахского народного танца в старших классах хореографии

 

 

Лежникова Надежда Леонидовна учитель хореографии, педагог высшего уровня квалификации первой категории, КГКП Детская музыкальная школа. Республика Казахстан, Костанайская область, г.Лисаковск

Лежникова Надежда Леонидовна

Танец имеет воспитывающее значение. Если мы обратимся к истории, то увидим. Ещё в первобытном обществе возникли ритуальные танцы, рассказывающие о жизни и труде человека, о боях, о всемогущих силах природы. В Древней Греции танец был выразителем любви, радости, веселья народа. В Спарте был издан закон, все граждане с 7 лет д. б. заниматься физическими упражнениями, в том числе и танцами. Введённые Петром I Ассамблеи приобщали общество к этому виду искусства. Танец стал обязательным предметом в воспитании культурного человека. На уроках танца вырабатывалось изящество движений, грация у девушек, статность, хорошая осанка — у юношей. Танец служит не только красоте, но и развивает мышцы, придаёт телу гибкость, пластичность. Древние индийские мудрецы почитали танец как искусство, приносящее человеку здоровье.

Сейчас много различных новых направлений в хореографии: джаз-модерн, брейк-данс, бальные танцы, степ-дэнс, хип-хоп, эстрадный танец... Но народный танец по-прежнему остается востребованным. Потому что народное творчество- это корни, связывающие человека с историей своей земли, раскрывает богатство, красоту, мудрость народа.

Образцами древнего казахского танцевального искусства служат такие народные танцы, как: «Ормекби»- танец ткачей, «Камажай» — танец девушек, «Кара жорга»- танец джигита, танцы-подражания животным — «Коян-беркут», «Аккулар». Особенности казахского танца- это экспрессивность и резкость движений, сочетающаяся с гибкостью. У казахов свадьбы, праздники, встречи друзей не обходятся без песен и танцев. Много танцев имитируют животных. Танец «Чёрный иноходец» изображает бравый вид, мчащейся по степи, лошади: движения плеч, «конный шаг». Беркут- почитаемая казахами птица, отображена в народном танце «Беркут». Танцор, раскинув руки, подражает свободному парению беркута над степью. В отличие от мужских танцев, женские казахские танцы сдержанны и спокойны, главным выразителем выступают руки и глаза танцовщиц. В казахском народном танце руки играют важную роль: техника и пластика украшают его, раскрывают содержание, «ведут» танец. Поэтому особое внимание надо уделять разработке пластичности и гибкости рук. Основные виды казахских народных танцев: трудовые, охотничьи, танцы-состязания, шуточные, подражания животным, танцы с предметами, лирические танцы-хороводы с пением.

Учебный процесс по изучению казахского народного танца имеет свои специфические особенности и выстраивается примерно в такой последовательности:

1.Основные положения рук, корпуса, головы.
2.Основные движения рук в женском и мужском танцах.
3.Основные ходы казахского танца.
4.Основные движения и элементы женского и мужского танца.
5.Упражнения для развития гибкости корпуса, пластики рук, силы ног.
6.Постановка танцевальных этюдов и концертных номеров.

Изучаются правила исполнения, техника движений: всевозможные вращения на месте, с продвижением, движения с опусканием на колено, в глубоком приседании, различные прыжки, движения, присущие мужскому и женскому танцу. Занятия сопровождаются мелодико-ритмической и эмоционально-образной казахской музыкой. Очень сложна ритмичность казахской музыки. Это требует особенно глубокого проникновения в сущность музыки казахского народного танца. Музыкальные произведения, отобранные преподавателем и концертмейстером, должны по своему характеру и стилю соответствовать проходимому танцевальному материалу и помогать в создании танцевального образа. По мере возрастания и усложнения танцевального материала усложняется и музыкальное сопровождение. В старших классах программный материал по казахскому танцу увеличивается и усложняется. Сюда входят: поклон в казахском характере, несколько упражнений у станка с элементами казахского танца, упражнения на середине зала для развития техники, танцевальные движения и комбинации движений, рисунок танца, работа над образом, постановка танца.

Перед постановкой танца преподаватель рассказывает о его содержании, тематической принадлежности, характере исполнения, предлагает прослушать музыку, помогает учащимся понять характер танцевальных образов. В этюдной работе учащимся предоставляется определенная самостоятельность: они проявляют себя в создании образа, в технике и выразительности движений. В качестве вспомогательной информации нужно использовать беседы о выдающихся деятелях казахского танцевального искусства-Шары Жиенкуловой, её учениках и др.

Являясь воспитателем и наставником, преподаватель должен формировать нравственный облик учащихся, и, опираясь на содержание предмета, воспитывать в них чувство интернационализма, уважение к культуре других народов.

Народный танец — одно из средств эстетического, физического и духовного воспитания учащихся, и влияет на формирование внутренней культуры человека.

Используемая литература:
1.А. Борзов — Народно-сценический танец.
2.И. Бриске — Народно-сценический танец и методика его преподавания.
3.Ш. Жиенкулова — Казахские танцы.

Категория: