Ивашина Юлия Александровна, учитель начальных классов |
2-й класс
Звучит песня «Чему учат в школе». Дети по желанию поют песню.
Скажите, о чём эта песня? (О школе.)
На доске появляется слово ШКОЛА.
Какие ассоциации возникают у вас при слове ШКОЛА? (Выслушивается мнение желающих, если прозвучит слово «Мама», появляется слово МАТЬ, если прозвучит слово «Папа», появляется слово ОТЕЦ.)
Если слова «Мама» и «Папа» не прозвучат, то задаётся вопрос: Кто привёл вас в школу, кто переживает все ваши удачи и неудачи? (Папа и мама.)
На доске слова МАТЬ ОТЕЦ.
Хорошо. Но почему я написала именно официально, мать и отец? Когда, в каких ситуациях мы используем именно слова «Мать» И «Отец»? (Выслушивание предположений.)
Я предлагаю вам послушать стихотворение.
Как вы думаете, о чём это стихотворение? Послушайте продолжение:
Почему поэт называет Казахстан матерью?
На доске появляется пословица: Одна у человека мать, одна у него и родина.
На доске появляется слово РОДИНА
Какие ещё пословицы о Родине вы знаете?
Как называется наша Родина? (Казахстан.)
Родиной мы зовём его потому, что мы здесь родились, и всё здесь для нас родное. Матерью — потому что вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами.
А как можно Казахстан назвать
Что для нас является Отечеством, Родиной? (Казахстан.)
На доске появляется слово КАЗАХСТАН
Каждому человеку нашей страны дорог Казахстан, его история, его символы. Какие символы страны вам известны? (Ответы детей.)
Догадайтесь, о каких символах страны идёт речь:
Обращается внимание на Государственные символы.
«В некотором царстве, в некотором государстве
Как можно одним словом назвать правила, которые все должны выполнять? (Законы.) Кто знает, как называется основной закон страны? (Конституция.)
На доске появляется слово КОНСТИТУЦИЯ
Что вы знаете о Конституции?
Слово «Конституция» обозначает «устройство», «установление». Конституция состоит из двух направлений. Посмотрите на ребус и расшифруйте его:
Что такое права? (Это действия, которые мы вправе выполнять, получать.)
А как будут называться действия, которые нам нужно выполнять безусловно, не смотря ни на что?
Арифметическое действие: образ — раз + язык — ык + ан + новости — во (обязанности).
На доске появляются слова ПРАВА ОБЯЗАННОСТИ
Я вам зачитаю стихи, а вы мне попробуете сформулировать право.
Скажите, какие ещё права граждан вы знаете?
Я назову сказку, а вы скажете, какие права героев этих сказок нарушены. («Золушка» — право на свободу, «Волк и семеро козлят», «Колобок» — посягательство на жизнь, «Дюймовочка» — право на семью, «Заюшкина избушка» — право на собственность.)
Теперь предлагаю вам поговорить о наших обязанностях, ведь мы не только вправе
В ходе работы получается схема:
Посмотрите, мы начали наш разговор о школе и снова вернулись к школе. Наша самая главная обязанность — учиться. Зачем нам нужно учиться? (Ответы учащихся, при ответе чтобы приносить пользу Родине, государству, учитель подводит итог: всё, что мы с вами делаем, должно быть направлено только на хорошее, на процветание нашей молодой Республики)
Я прочитаю вам одно сказание
— Что вы видите на доске?
Да, вы правы, это контур нашей республики. Но вы видите, что он безликий, не такой, как описывают его в сказании. Чего не хватает? (Ответы детей.) В ваших руках — возможность наполнить содержанием этот контур.
Каждая группа получает по конверту с одной из природных зон. (Природная зона представляет из себя часть по одному краю напоминающую контур карты Казахстана, с другого края пазл, выкрашенная в нужный цвет, в конверте так же находятся символические рисунки животного мира данной природной зоны.) Задание: на данную территорию нанести животный и растительный мир Казахстана. По окончании работы соотнести данные аппликации с картой Казахстана, которая нарисована на ватмане. Получается своеобразный коллаж, в котором приняли участие не только все учащиеся, но и
Аппликационная работа происходит под музыкальное сопровождение, патриотического содержания.
Что вы интересного узнали? Что для вас было важным? Что для вас было новым, неизвестным?
Каждый ребёнок получает свидетельство о том, что он прошёл начальный курс по правам и обязанностям гражданина Республики Казахстан.