Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Занятие в старшей группе по правовому воспитанию (вариативный компонент) «Было б больше голубей, небо было б голубей!»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Зыкова Людмила Ивановна — воспитатель среднего уровня квалификации второй категории КГКП ясли-сада «Карлыгаш» г. Шахтинска

Зыкова Л.И.

Программное содержание:

О. Обобщить знания детей о правах, учить узнавать права с помощью символов, закрепить пословицы о правах ребенка, учить анализировать ситуации из сказок.
Р. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы. Способствовать развитию самостоятельности и умению работать в команде.
В. Воспитывать нравственно-правовую культуру у детей и активную жизненную позицию, воспитывать в детях доброту, внимание к окружающему миру.

Материал: символы по правам, разрезные символы по правам, карточки с иллюстрациями из сказок, фломастеры, бумажные голуби.

Ход занятия:

Звучит музыка. Дети по одному входят в зал, строятся горохом, читают слова и садятся.

1. Мы на свет родились, чтобы радостно жить,
1. Чтобы вместе играть, чтобы крепко дружить.
3.Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,
4.Чтоб исполнились в жизни все наши мечты!
5. Пусть дети живут, смеются звонко, подрастают с каждым днем.
6. Пусть у каждого ребенка — будет светлый, теплый дом!
7. Детство только раз бывает у ребят любой страны.
8. Пусть никто из них не знает никакой беды!
9. Мы на свет родились, чтобы радостно жить,
10.Чтоб цветы и улыбки друг другу дарить.
11. Чтобы горе исчезло, пропала беда,
12. Чтобы яркое солнце — светило всегда!

Под музыку входят родители. Папа садится с газетой за стол, мама готовит чай.

Папа: Нам нужна самая лучшая няня!

Мама: Я даже не знаю, сможем ли мы найти самую лучшую няню с таким маленьким жалованьем.

Папа: Я делаю все возможное, даже объявление в газету дал. Давай подождем, может, кто и откликнется!

Стук в дверь. Под музыку заходит Мисс Эндрю. В руках свисток.

Мисс Эндрю: Почему меня никто не встречает? (свистит в свисток). Показывайте, кому тут няня нужна?

Папа: Ну, мне пора на работ. (уходит)

Мама: (показывает на детей) Няня нашим детям.

Мисс Эндрю: Безобразие. А-а-а! Почему они все разные? (свистит) Я надеюсь, у них нет имен? Всем одинаковую одежду, всех одинаково подстричь. И никаких игр, только работать и работать без отдыха.

Мама: А как же занятия, нам скоро в школу.

Мисс Эндрю: (свистит) Никакой школы. Умников мне тут не хватало. Всем трудиться. (свистит)

Звучит ветер. Появляется Мэри Попинс.

Мэри Попинс:

Қайырлы тан, күрметті достар!
Қайырлы тан, күрметті балалар!

Мэри Попинс: Мне кажется, кому-то нужна помощь! А, это вы Мисс Эндрю? Почему-то я и не сомневалась, что встречу вас здесь. На моей памяти вы называли меня подозрительной особой, говорили, что я не умею воспитывать детей, что я жестокая и безнравственная. (Обращается к детям) Я надеюсь, Мисс Эндрю не успела нарушить ваши права?

Мисс Эндрю: Какие там еще права?

Дети рассказывают М.П. какие права хотела нарушить М.Э.

Мэри Попинс: Мисс Эндрю, отправляйтесь-ка вы домой!

Мама: (обращается к Мэри Попинс) Простите, а вы кто?

Дети: Это же Мэри Попинс!

Мама: Теперь я спокойна за своих детей и могу заняться домашними делами. (уходит)

Дети: Мэри Попинс, расскажите нам что-нибудь!

Мэри Попинс и дети присаживаются на ковре.

— Хорошо! А вот про кого будет история, вы отгадаете сами.
Он живет на площадях, на деревьях и ветвях.
Он воркует, не поет, бодро семечки клюёт.
Символом свободы стал, птицу эту кто узнал? (көғершін-голубь).

Мэри Попинс: Ребята, а что вы знаете о голубях?

Дети рассказывают знакомые истории о голубях.

Мэри Попинс: Хорошо, я расскажу вам историю о белых голубях. Произнесите по-казахски — белый голубь — ақ көғершін.

В далеком-предалеком ауле жил злой хан и держал в заточении стаю белых голубей. Птицы все время просили выпустить их на волю. Хан от этого еще больше злился и ненавидел их. И вот однажды клетки забыли закрыть и голуби улетели. Разозлившийся хан вслед за голубями отправил охотников. Птицы летели много дней и ночей и совсем обессилевшие, наконец-то увидели на земле рассыпанное зерно. Они спустились вниз, что-бы поесть и отдохнуть. И в это время охотники набросили на них заколдованные сети, которые повредили голубям крылья. С тех пор голуби ждут помощи.

— Ребята, хотели бы вы помочь этим птицам? Отогреть их своей любовью, нежностью и заботой, помочь им расправить крылья?

Дети: Да!!!

Мэри Попинс: Ведь у всего живого на Земле, в том числе и у птиц, есть право на жизнь, заботу. Ну что, в путь! А по дороге мы вспомним ваши права, что-бы никто и никогда не смог их нарушать.

(На зонтике полетели к столам)

Мэри Попинс: Ребята, а вот и первая преграда на нашем пути. Справитесь? Разбейтесь на три команды по четыре человека. Послушайте задание:

— На ваших столах символы, разрезанные на части. Соберите их.

— Что за символы у вас получились? (символы, которые обозначают права детей).

— Переверните готовые символы и проверте, правильно ли вы их собрали.

— Какое право обозначает ваш символ? Как вы понимаете это право?

— Қазақша — Ұйге, отбасына құқылы — Право на дом и семью.

— Медициналық көмекке құқылы — Право на медицинский уход.

— Білім алуға құқылы — Право на образование.

— Справились, пора в путь.

(Полетели и присели на ковре)

Мэри Попинс: А сейчас давайте вспомним пословицы о правах. Я начинаю, а вы заканчиваете.

— Вся семья вместе,… так и душа на месте.

— О каком праве говорится в пословице?

— Мир освещается солнцем,… а человек знанием.

— Семья сильна,… когда над ней крыша одна.

— Солнце, воздух и вода,… наши лучшие друзья.

— Ученье свет,… а неученье — тьма.

— В здоровом теле — … здоровый дух.

— Ребята, сегодня мы говорим о белых голубях. Давайте попробуем на мгновение в них превратиться.

Физминутка «Ақ көғершін».

(Полетели к столам)

Мэри Попинс: Ребята, пока мы еще не нашли голубей, поэтому вас ждет еще задание.

(Дети садятся за столы)

— У вас на столах символ, обозначающий право и карточки с иллюстрациями из сказок.

Задание: обведите зеленым цветом те иллюстрации из сказок, которые соответствуют символу на вашем столе.

— Как называется сказка, которую ты обвел? Почему именно эту сказку?

(Дети объясняют и называют право на казахском языке)

Мэри Попинс: Преодолели и эту преграду, пора снова в дорогу.
(Полетели)

Мэри Попинс: Ребята, а вот и то место, которое мы искали. Давайте я попробую снять заколдованную сеть. (Снимает сеть и раздает детям голубей)

Мэри Попинс: Аккуратно, у них же повреждены крылышки. Давайте пройдем к столам и расправим голубям крылья, раскроем им глазки и подлечим клюв.
(Заходят родители и помогают детям)

Упражнение «Согрей заботой голубка».

Мэри Попинс: Так хочется, ребята, защитить голубей от людской злобы и жестокости, давайте согреем их своей заботой, любовью и нежностью.

Родители читают стихи:

Белые голуби — цвет чистоты!
Белые голуби — знак красоты!
Белые голуби — мир для души!
Белые голуби — птицы любви!

Облетает голубь мир,
Людям он приносит мир!
Больше было б голубей —
Было б небо голубей!

Чтобы в семьях наших было
Счастье мирное, любовь.
Голубок наш белокрылый,
Мы возьмем тебя с собой!

Мэри Попинс: Ребята, давайте передадим голубей в добрые руки, чтобы с ними никогда больше не случилось беды.

Дети дарят голубей гостям.

Песня «Я имею право!».