Занятие по развитию речи: Творческое рассказывание «Сочиняем стихи»
Жагупарова Марал Райзановна воспитатель |

Открытое занятие по развитию речи в средней группе
Цель: Развивать речь детей посредством применения художественного слова, путём использования стихотворной рифмы.
Задачи:
- Развивать интерес к поэтическому литературному жанру.
- Развивать слуховое внимание, обогащать словарный запас.
- Упражнять в придумывании коротких четверостиший.
- Воспитывать бережное отношение к книгам.
Материалы и оборудование: Запись из мультфильма «Незнайка», потрёпанная книжка, игрушки для игры «Кузовок», иллюстрации к стихотворению «Пирог», мяч,
Ход занятия
В гости к ребятам приходит Незнайка (очень печальный).
Воспитатель: — Незнайка, почему ты такой грустный?
Незнайка: — Да, вот, книжка вся рассыпалась!
Воспитатель: — Но как же это могло произойти?
Незнайка: — Не знаю!
Воспитатель: — Незнайка, ты, наверное, с книжкой плохо обращался!
Незнайка: — Да, нет! Не знаю! А как это «плохо обращался»?
Воспитатель: — Ребята, давайте расскажем Незнайке, что значит плохо обращаться с книгой!
Дети отвечают: неаккуратно перелистывать страницы, загибать уголки страниц, рвать их, черкать карандашом
Незнайка: — Подумаешь, я
Воспитатель: — Незнайка, так у тебя самая замечательная книга — кытап. Здесь стихи для детей. Вот, послушайте, ребята, какие замечательные стихи в Незнайкиной книге: (зачитывает стихи А. Барто)
Воспитатель спрашивает у детей, понравились ли им стихи? Чем отличаются стихи от рассказов? А чем отличаются стихи от сказок? (дети отвечают)
Воспитатель: В стихах есть ритм, рифма. Чтобы ты, Незнайка, хорошо усвоил что такое рифма, поиграй с нами в увлекательную игру «Кузовок». Правила игры очень просты. Ребята будут передавать друг другу кузовок и складывать в него всё, что заканчивается на «ок».
Воспитатель: — Я положу в кузовок клубок.
Дети: — А я положу в кузовок — платок
— замок
— сапожок, башмачок, чулок, утюжок, колобок, цветок…
— Ну, что, Незнайка, давай попробуем вместе с ребятами подобрать рифму в стихотворении Д. Хармса «Пирог» (с иллюстрациями)
Я хотел устроить бал
И я гостей к себе… (позвал)
Купил муку, купил творог,
Испёк рассыпчатый… (пирог)
Пирог, ножи и вилки тут,
Но
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек… (откусил).
Потом подвинул стул и сел,
И весь пирог в минуту… (съел).
Когда же гости подошли,
То даже кроши… (не нашли)
Воспитатель: Сейчас мы, ребята, ещё потренируемся в игре «подбери рифму» и попробуем сами сочинить стихи.
Физминутка: Игра с мячом (дети становятся в круг):
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики.
Ручками хлопают,
Ножками топают.
— Балалар, мынау не?
— Мынау доп!
Воспитатель бросает ребёнку мяч, говорит слово, ребёнок подбирает рифму:
Игра «Добавлялки»
Воспитатель: Незнайка, а ты
Незнайка: — Да что их там сочинять!
Незнайка:
Посмотрите, у зайчонка
Мёду — целых два бочонка!
Воспитатель: — Незнайка, но разве так бывает?
Незнайка: — Ну ладно, сейчас лучше сочиню:
У пушистой белки
Три моркови на тарелке!
Воспитатель: — Незнайка, ну, ты опять
Незнайка: — Ладно, сейчас постараюсь:
У Маши в кружке
Квакает лягушка!
Воспитатель: — Ребята, можно так сочинять стихи? Это у тебя, Незнайка, перепутаница
— Сначала нужно выбрать героя (на большой палец надеваем
— Далее нужно рассказать, какой он был и что делал:
Маленький…..мальчик
Он кашу……. кушал
И маму……. Слушал
— Ребята, что ещё мог делать мальчик?
Он печь……топил,
Дрова……..носил,
Пол…….подметал,
Маму….встречал,
Папу на работу…….провожал.
— А теперь нам нужно выразить отношение к нашему герою:
Хороший был пальчик
Маленький мальчик.
(у детей могут быть другие варианты)
— Незнайка, ты теперь понял, что стихи писать интересно и очень нелегко. А сколько замечательных поэтов написали стихи для детей! Это А. Барто, Б.Заходер, С. Маршак, М. Алимбаев, Бодешев
Незнайке становится стыдно, что он небрежно обращается с такой замечательной книжкой, обещает детям подклеить её, стереть грязь ластиком, обернуть обложкой и всю книжку прочитать.
Воспитатель предлагает Незнайке помочь отремонтировать книгу и почитать её вместе с детьми. Дети дарят Незнайке ластик, клей, кисточку, обложку.
Прощаются.
Итог занятия
— Ребята, кто приходил к нам в гости? Что мы с вами учились сочинять? Что обозначает слово «рифма»? Как нужно обращаться с книгами? Как звучит на казахском языке «книга»?
- 10808 просмотров