Международный творческий конкурс «Школьные годы чудесные» для детей, педагогов и воспитателей

 

Занимательный урок «Физика всегда и везде»

 

 

Космачев Александр Павлович, учитель физики, первая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Пресновская средняя школа». СКО, Кызылжарский район, село Пресновка

Космачев Александр Павлович

Цель: развитие познавательного интереса к физике, умения обращать внимание на явления, происходящие в повседневной жизни, стремление объяснить эти явления.

Конкурсы для активизации мыслительной деятельности учащихся:

«Соображалка»

Оборудование: U-образный желоб из широкого электропровода с отметкой в точке изгиба, шарик.

Задание: нужно установить шарик таким образом, чтобы он находился над отметкой (желоб изначально установлен изгибом вверх)

Ведется обсуждение способов выполнения задания. Отвергаются все варианты с использованием клеящих веществ.

Решение: желоб установить изгибом вниз, отметка окажется под шариком.

Явление — устойчивое и неустойчивое равновесие.

Продолжение первого задания

«Равновесие»

Оборудование: дощечка с вертикально вбитым в нее гвоздем, 14 гвоздей размером 150 мм.

Один гвоздь кладут на горизонтальную поверхность, 12 других попарно укладывают на нее остриями в противоположные стороны так, чтобы между шляпками оставался зазор, в который затем вкладывают последний гвоздь. Получается конструкция, состоящая из нижнего гвоздя, верхнего гвоздя и перпендикулярных им «ребер скелета». Взявшись пальцами за концы нижнего и верхнего гвоздей и слегка их сжимая, осторожно встряхивают конструкцию. При этом «ребра» шляпками зацепляются за верхний гвоздь. Установить всю конструкцию серединой нижнего гвоздя на шляпку гвоздя, вбитого в дощечку.

Далее следует объяснение этого явления (центр тяжести расположен ниже точки опоры). Приводятся примеры (игрушка неваляшка, рычажные весы, коромысло с ведрами и т. п.)

«Голодная банка»

Оборудование: стеклянная банка объемом 1 литр, воздушный шарик, частично наполненный водой так, чтобы не проваливался в горлышко банки, холодная вода, горячая вода.

Опыт широко известен, поэтому описывать его нет необходимости. Для повышения интереса к опыту на емкостях с холодной и горячей водой приклеить этикетки «живая вода» и «мертвая вода».

Вопросы:

1) Что вы можете сказать о «живой» и «мертвой» воде?
2) Приведите пример из повседневной жизни, когда вы наблюдали подобное явление. (После мытья посуды опрокинутые банки всасывают в себя клеенку, прогибание крышек внутрь банки после горячего консервирования и последующего охлаждения,....)

Объясняется причина этого явления — атмосферное давление.

«Оптика»

«Не верь глазам своим»

Демонстрируется ролик «комната Эймса» из программы «Галилео».

http://coalcrusher. org/online-smotret-720/166535951—28414774/
Демонстрируется рисунок «Перспектива».

Задание: сравнить фигурки по росту визуально и проверить свой вывод практически, используя фигурку из бумаги. Сделать вывод.

Вопрос: Где применяется и встречается в природе эта психологическая особенность зрения? (Архитектура, дизайн одежды, помещений, ландшафта. Защитная окраска животных, как маскирующая, так и отпугивающая не только за счет цветовой гаммы, но и формы линий, пятен)

https://www. youtube. com/watch? v=0lzBJ0msDE8
Всегда ли мы видим то, что есть на самом деле?

«Научное явление „с рогами“»

Оборудование: воздушный шарик и 2-4 пластиковых стаканчика.

В процессе надувания шарика к его поверхности прижимают края стаканчика, и он прилипает к поверхности шарика. Уменьшение давления под стаканчиком происходит за счет увеличения радиуса кривизны поверхности шарика при его увеличении в объеме. В результате объем, занимаемый воздухом под стаканчиком, становится больше, а давление меньше атмосферного. Объяснение лучше проводить с использованием рисунков, показывающих изменение объема, занимаемого воздухом под стаканчиком, по мере раздувания шарика.

«Необъяснимо?»

Зачитывается текст:

Натуралисту было дано задание от редакции научного журнала сделать фотографию лисы в естественных условиях. Он приехал на кордон и договорился с егерем о помощи. У егеря был на примете небольшой островок кустарника, где лиса обычно устраивалась на дневную лежку.

Стоял безветренный морозный зимний день. Егерь указал фотографу место засады, а сам пошел выгонять лису. Но лиса незаметно проскользнула мимо, и натуралист увидел ее почти на середине поля, по которому она мчалась к виднеющейся, примерно в километре, стене леса. Из озорства или с досады фотограф громко крикнул вслед убегающей «фотодобыче». И тут случилось невероятное: через несколько секунд лиса вдруг развернулась и бросилась своим же следом в обратном направлении!

Вопрос: что заставило лису поступить таким образом? (Эхо)

«Черный ящик»

Оборудование: две одинаковых черных картонных коробки, к дну одной из них изнутри прикреплен постоянный магнит, стеклянная пробирка с очень мелкими гвоздями или железными опилками.

Коробки установить вверх дном. В пробирку насыпают гвозди. Закрыв отверстие, переворачивают пробирку и ставят на коробку отверстием вниз. Осторожно поднимают пробирку. На одной коробке гвозди рассыпаются, на другой — остаются стоять «столбиком».

Вопрос: В чем причина?

«Детские забавы»

Оборудование: прочная нить длиной 1м, большая пуговица с отверстиями.

Эта игрушка известна вашим бабушкам, дедушкам, некоторым родителям, а может быть и кому-то из вас, ребята.

Продеваем нить в разные отверстия пуговицы так, чтобы концы нити оказались с одной и той же стороны пуговицы. Связываем их, пуговицу располагаем посередине. Заставив пуговицу двигаться кругами между рук, скручиваем нить. Натягивая и отпуская нить, заставляем пуговицу вращаться на нити то в одну, то в другую сторону. При этом пуговица сама скручивает нить.

Вопрос: почему так происходит? Объясняется явление инерции, приводятся примеры из жизни, выясняются положительные и отрицательные стороны этого явления, его практическое значение.

«В заключение — реактивное движение!»

Оборудование: модель ракеты, изготовленная из пластиковой бутылки объемом 1,5л, пробка, плотно входящая в горловину бутылки (не использовать наворачивающуюся крышку!), пищевая сода, пустой чайный пакетик с нитью, уксус, бутылка с напитком «Cola».

Подготовка к запуску: Заполнить модель примерно на треть колой, влить в нее уксус, заполнить чайный пакетик пищевой содой, прикрепить нить, опустить на нити пакетик в горловину модели так, чтобы он не касался жидкости, очень плотно закрыть пробкой. Перед проведением демонстрации заранее произвести несколько пробных запусков с тем, чтобы опытным путем определить оптимальное количество веществ, необходимое для приготовления «топлива».

Техника безопасности: Все операции по подготовке и запуску проводятся учителем. При запуске использовать защитную одежду: плащ, головной убор, защитные очки, перчатки. Запуск производить из обычного ведра, перевернув подготовленную модель вниз соплом и поставив ее на дно ведра. Учесть направление ветра. Зрители должны находиться с наветренной стороны на расстоянии не менее 15м.

Используемая литература:
Я. И. Перельман «Занимательная физика» (книга 2) Издательство «Наука» 1983 год
Журнал «Квант» № 3 1988 год
http://coalcrusher. org/online-smotret-720/166535951—28414774/
https://www. youtube. com/watch? v=0lzBJ0msDE8

Категория: