Международный творческий конкурс «Пусть всегда будет солнце!» для детей, педагогов и воспитателей

 

Продам стиральную машину

Православный портал «Кампан»Б\у, работающая. Цвет: белый Управление: электронное (интеллектуальное) Установка: отдельно стоящая Тип загрузки: фронтальная. Контакты: +7-707-22077-53, г. Петропавловск. Подробнее

Взаимодействие с родителями детей с особыми образовательными потребностями в условиях дошкольной организации

 

Версия для печатиВерсия для печати

Исетова Райса Бариевна воспитатель, первая категория, стаж 26 лет, УЛА 33 года, ГККП «Ясли-сад «Ақ қайың», Петропавловск, Казахстан

Исетова Райса Бариевна

Три пути ведут к знанию: путь размышлений — самый благородный,
путь подражания — самый легкий,
путь опыта — самый горький«.
Конфуций

В настоящее время уровень социально-экономического развития в Республике Казахстан выдвигает на передний план систему новых требований ко всей системе образования, и к ее начальному звену — дошкольному воспитанию. Центральным приоритетом в образовательных программах становится развитие способностей к успешной адаптации и усвоению новых знаний, умений и навыков.. Это заложено в Послании Первого Президента РК и успешно реализуется в настоящий момент: основы мышления, умственные и творческие способности формируются в раннем детстве. Таким образом, современное дошкольное воспитание и образование детей строится в соответствии с реализацией модели 4 к: развитие креативности, критического мышления, коммуникабельности, командной работы.

Также частью современной модели образования является переход дошкольных организаций на инклюзивную образовательную практику. В связи с этим происходит увеличение из года в год числа воспитанников с ООП, которые посещают массовые группы, или специализированные группы в массовых садах. Таким образом, дошкольное обучение и образование становится доступно и детям с различными особыми образовательными потребностями, в том числе и со сложной структурой дефекта.

Важно понимать, что без своевременно оказанной коррекционной поддержки запас знаний детей с ООП о мире сужается, также страдает и способность приема и переработки информации, появляются трудности в социализации и адаптации. Все это отрицательно воздействует на психическое развитие и здоровье ребенка.

Успешная коррекционная работа и адаптация ребенка с ООП будет происходить лишь в том случае, если и родители и педагоги будут осуществлять однонаправленное воздействие, помогать ребенку в развитии и социализации совместными усилиями.

Именно поэтому педагогу очень важно выстроить работу с родителями, наладить качественное взаимодействие. Ведь семья для ребенка — это не только близкие и дорогие, но еще и образец для подражания, источник знаний о мире. Именно семья дает ребенку первый общественный опыт. Дети с ООП контактируют с миром не в полном объеме, следовательно роль семьи существенно возрастает. Факторами успешного развития ребенка становятся благополучные или неблагополучные семейные отношения, участие родителей в физическом и нравственном воспитании, выбранных форм воздействия на ребенка.

Множество ученых, исследовавших развитие детей с ООП (Д. Б. Эльконин, А. Р. Маллер, С. Д. Забрамная, М. Брамбринг и т. д.), сходятся во мнении — рождение в семье ребенка с ООП вносит изменения в жизнедеятельность семьи. Так, отпечаток налагается на взаимоотношения супругов, страдает и психологический климат в семье в целом. Часто родители особых детей неадекватно оценивают возможности ребенка, его перспективы в освоении тех или иных навыков. Также часто происходит так, что родители полностью перекладывают ответственность за воспитание и обучение детей на специалистов. Эта проблема решается в тесной связи родителями, воспитателями, специалистами ДО.

Одной из задач педагогов, воспитателей и родителей является помощь родителям «особых» детей в понимании того, что они не останутся наедине со своими проблемами, и их дети имеют возможность вместе с нормально развивающимися детьми расти, получать образование. К формам взаимодейсвия относятся такие формы совместных мероприятий как: родительское собрание, оформление территории сада, групп и приемных, проведение различных конкурсов, праздников, досуга, выставок, участие в проектах и многое другое. При помощи данных форм родители участвуют в жизни детей в саду непосредственно, видят своего ребенка вне домашней среды. Ориентируясь не только на сообщения педагога, но и на наглядный опыт присутствия в ДО, родители ищут более успешные пути участия в жизни и развитии ребенка, прислушиваются к словам педагогов и специалистов.

Стоит отметить, что необходимость тесного контакта с семьей вытекает из совокупности естественных причин:

1. Объективная тесная эмоциональная связь ребенка с семьей, ведь поведение ребенка в ДО согласно заложенным в семье ориентирам;
2. Необходимость координации усилий родителей и педагогов при оказании коррекционного воздействия — вытекает из целей и задач образования;
3. Родители признают и адекватно оценивают роль коррекционно- развивающей работы педагогов и специалистов в ДО.

Существует ряд проблем, встающий на пути успешного взаимодействия с родителями и оказания коррекционно-развивающей помощи ребенку с ООП. Например, слишком большая возложенная ответственность на воспитателя, и минимализация собственных усилий. Также родители могут наоборот неадекватно оценивать значение коррекционной работы в развитии и социализации ребенка, и не признавать роль воспитателя и специалистов в овладении ребенком знаний, умений, навыков. Не является секретом, что присутствие семьи в организуемых формально или не систематических мероприятиях, не может удовлетворять потребностям и запросам педагогов и родителей в развитии детей с ООП.

Работа всего педагогического состава будет оказана более эффективно, если родители будут обращать внимание на агрессивное поведение детей, проявление упрямства, агресии, страхов, неуверенности, тревожности, замкнутости, подавленного состояния психики, проблемы в коммуникации, игре, учебной мотивации и так далее.

Часто бывает так, что подобная негативная информация о поведении ребенка отпугивает родителей и создает помехи в построении диалога. Для этого в работе с родителями необходимо преподносить факты в конструктивной беседе, использовать журнал консультаций, приглашать специалистов: психолога, дефектолога, логопеда и т. д. Необходимо консультировать родителей, предоставлять им научную информацию в виде простого и понятного примера. Необходимо показать, что сложившаяся ситуация может измениться, если и педагоги и родители приложат необходимые усилия.

Например, педагогам и специалистам ДО зачастую необходимо вести беседу с родителями, которые не видят проблему ни в ребенке, ни в себе. Цель подобных консультаций: сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками, активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребёнка в семье и в детском саду более последовательным, а их взаимовлияние — более эффективным.

В настоящий момент в процессе дошкольного воспитания применяются такие формы взаимодействия с родителями:

  • Индивидуальная работа с родителями. В практике работы с семьей хорошо показывают себя совместные виды деятельности педагога и родителей. Например, то, в чем мама или папа малыша являются профессионалами, хорошо умеют делать. Например, организация досуга, выбор канцелярии, создание плаката или оформление выставки. Родителям приятно, что их труд пригодится и послужит для всех малышей в группе;
  • Организация конкурсов для детей и родителей. Зачастую это «встряхивает» и добавляет мотивации для включения и подготовки ребенка к творческой деятельности. Так, родители могут обнаружить у ребенка скрытые возможности, воочию увидеть его за творческой работой, а также на себе ощутить ответственность педагога в подготовке конкурсантов;
  • Работы по благоустройству территории ДО также относятся к области ответственности воспитателя. Однако если проявить фантазию, то можно вовлечь в эту интересную работу и родителей воспитанников. Это оформление беседки, садового и огородного участка, фотовыставки.
  • Посещение различных общих групповых мероприятий, экскурсий. Родители, идя вместе со своими детьми на экскурсию смогут не только опять же примерить на себя роль экскурсовода, ощутить себя на месте воспитателя, который знакомит детей с окружающим миром, но и наблюдать за реакциями и поведениями ребенка на массовом мероприятии. Это будет являться практическим подкреплением той информации, что дает педагог родителям в виде консультаций;

Важно приглашать родителей не только как пассивных слушателей, но и как активных участников педагогического процесса. Для этого приемлемой формой организации взаимодействия будет служить мастер-класс, деловая игра, тренинг, круглый стол и так далее. Здесь активно участвуют специалисты. Благодаря таким мероприятиям повышается грамотность родителей относительно развития собственного ребенка. Опять же родители берут на заметку игры и задания, которые можно применять дома.

Если традиционные формы взаимодействия разнообразить, то они приобретут не только статус полезности, но и станут увлекательным способом вовлечения родителей в развитие всех сторон личности ребенка. Например, в нашей группе вводим тематические минутки для родителей, где они могут поделиться новыми достижениями своих малышей, а также полезными рекомендациями о закаливании и питании, режиму дня. Оформляем фотоотчет о проведенных совместно мероприятиях. Аанлизуруем успехи деетй в рисовании, творчестве, занятиях со специалистами и т. д. У нашего сада есть Инстаграм, где родители получают информацию и фотоотчет о прошедших мероприятиях. В этой работе воспитателю помогают педагог — психолог, логопед, учитель-дефектолог, руководитель физического и музыкального воспитания, методист. Регулярно ведется журнал взаимодействия между педагогами, что тоже может стать средством выявления проблем в овладении знаниями, умениями и навыками. Затем происходит координированное общение с родителями и даются рекомендации специалистов к играм и заданиям на дом.

Родители знакомятся с особенностями речевого и психического развития своего ребенка. В ходе индивидуальной консультации с воспитателем и специалистом подчеркиваются сильные стороны ребенка, обращается внимание на возможные осложнения в процессе коррекционного обучения. Большое значение имеет и проведение родительских собраний с приглашением специалистов — логопеда, дефектолога и психолога. Решается ряд задач:

1. Необходимость специального направленного обучения детей в условиях групп.
2. Анализ результатов психолого-педагогического обследования детей
3. Информация о содержании коррекционных занятий.

Часто множество вопросов родителей касается режимных моментов, продолжительности сна, распорядка дня ребенка. В ходе личных консультаций родители получают информацию, подкрепленную санитарными нормами, официальной программой дошкольного образования и прочими официальными документами.

Также большую роль играет слаженное взаимодействие специалистов в ДО. Отсюда выводятся единые требования к родителям:

а) единство требований к ребенку как в ДО так и дома;
б) контроль за выполнением заданий, оказание помощи;
в) помощь в оформлении тетради ребенка, игр, дидактического материала;
г) активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду (открытые занятия, праздники, родительские собрания, оформление групповой комнаты, стендов для родителей и т. д.).

Таким образом родители активно включаются в образовательный процесс и ребенок развивается гармонично. Коррекционная работа выполняется комплексно. Родители наглядно видят результат работы педагогов и получают готовые инструкции и алгоритмы по организации занятий дома. В таких условиях ребенок проводит свою детскую, маленькую но полноценную жизнь в ДО, который становится ребенку вторым домом.

Литература

1. Диденко Ирина Анатольевна, Францева Елена Николаевна Особенности взаимодействия педагогов ДОУ с «Особыми» детьми и родителями // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», 2016. — № 5. — С. 571-573.
2. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. — С. 63
3. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2001. — 220 с.
4. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. — М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 464 с.
5. Терзийска П. М. Работа с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях обычного детского сада // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2014. № 7. — 82-87.