Международный творческий конкурс «Школьные годы чудесные» для детей, педагогов и воспитателей

 

Встреча в «Школе заботливых родителей» во Всемирный День ребенка 20 ноября — реализация права ребенка на образование

 

Марченко Светлана Алексеевна методист высшего уровня квалификации высшей категории КГКП ясли-сад «Карлыгаш» города Шахтинска

Марченко Светлана Алексеевна

Форма проведения: «Педагогический треугольник»: детский сад — семья — детская библиотека. Участники встречи знакомятся с творческим проектом «Юный читатель»; итогами проведенного Опроса детей и родителей по теме; с рекомендациями «Раз — ступенька, два — ступенька...».

Добрый день уважаемые родители! Мы рады вновь встретиться с вами. И заранее благодарны вам за то, что вы нашли время для общения. Сегодня в «Школе заботливых родителей» мы с вами в очередной раз поговорим о правах ребенка. А, именно, о праве ребенка на образование, которое способствует его общему культурному развитию, развитию его способностей и задатков, помогает стать полезным членом современного общества.

Конечно же, в эпоху XXI века, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям и способностям. И это понятно, поскольку любой стране нужны личности здоровые, гармонично развитые, творчески активные. Немного информации о том, как право ребенка на образование осуществляется в нашем детском саду.

Вся образовательная деятельность в детском саду ориентирована на игру, нет насильственного вовлечения детей в образовательный процесс. В условиях игры происходит усвоение различных ЗУН, повышается уровень восприятия, мышления, запоминания. Игра — мощное средство развития важнейших психических качеств и творческих способностей детей.

Но образование человека, в том числе и ребенка дошкольника, невозможно представить без книги. Поэтому эпиграфом к нашей встрече может быть народная мудрость: «Лиши человека воды, и он умрет, а лиши книги — он перестанет быть человеком». Нам хочется, чтобы эта встреча помогла вам понять, что хорошая книга может стать хорошим помощником в организации домашнего образовательного пространства. Ведь книга — это воспитатель, учитель, советчик и друг.

Желание поговорить на эту тему возникло не случайно. Ни для кого не секрет, что проблема приобщения ребенка к чтению в современном обществе стоит очень остро. Современные дети не часто просят взрослых почитать им, предпочитая книгам просмотр мультфильмов или компьютерные игры.

А ведь с книгой ребенок впервые сталкивается в тот момент, когда еще не умеет читать, когда он только учится говорить. Общение ребенка с книгой, начиная с раннего возраста и до тех пор, пока он не овладеет чтением, происходит с помощью взрослого посредника. «Тройственный союз»: ребенок — взрослый — книга — необходимое условие в приобщении малыша к чтению. А вот картинки маленький ребенок смотрит сам, своими глазами. То есть в книжный мир он изначально входит, не как читатель, а как зритель и слушатель.

Детский интерес к книге на первых порах полностью зависит от взрослых, их умения выбрать книгу, прочитать ее вслух, поговорить о ней. Формирование круга детского чтения, выбор книг, участвующих в читательском развитии детей, зависит от наличия их в семейной библиотеке и от читательских пристрастий взрослых — родителей, бабушек, дедушек, братьев и сестер. Сейчас мы вам предлагаем составить Кластер «Книга», то есть все слова, понятия, словосочетания, которые, как вам кажется, ассоциируются с этим словом, вы должны записать в таблицу. Затем мы озвучим все, что вы написали.

Составить кластер «Книга»

Детство уходит, а вот книги остаются с нами навсегда. Чтобы они стали постоянными спутниками жизни наших детей, нам нужно постараться и приложить немало усилий.

С этой целью в детском саду разработан творческий проект «Юный читатель». Идея проекта «Древо познания» — корни питаются литературными соками; плодами этого дерева являются качества личности человека — интеллектуал, специалист, знаток, патриот, развитая личность и т. д. Все эти плоды падают на благодатную казахстанскую землю и дают новые всходы.

Данный проект предусматривает тесное взаимодействие с родителями наших воспитанников. И сейчас мы познакомим вас с планом мероприятий на 2011-2013 годы (Приложение 1). Вы можете принять активное участие в реализации этого проекта.

Готовясь к этой встрече, мы провели Опрос детей и родителей (Приложение 2). Один вопрос был одинаковым как для детей, так и для родителей: Помните ли вы, какую книгу прочитали последний раз? Итог очень интересный. Родители последний раз читали детям следующие произведения и книги: Айболит, Пес Барбос, Забавные истории, Принцесса на горошине, Конек-горбунок, Никита Кожемяка, Финист-Ясный сокол, Бременские музыканты и другие. Дети же сказали, что им последний раз читали: Коза и семеро козлят, Колобок, Гуси-лебеди, Репка, Теремок, сказки. Все. Других ответом не было. Можно сделать вывод: родители выдают желаемое за действительное. К сожалению. Еще хочется обратить внимание на последний вопрос: Делаете ли вы подписку на периодическую печать для малышей? 8% из 100 ответили положительно (это всего 3 родителя). Мы хотим вам предложить познакомиться с каталогом детских подписных изданий.

А также для вас, уважаемые родители, мы подготовили рекомендации: «Раз — словечко, два — словечко...» — как читать детям (Приложение 3). Эти рекомендации помогут в организации домашнего образовательного пространства при работе с детской книгой. Работа с книгой — процесс творческий, он должен быть систематическим, продуманным и деятельным.

Творчество всегда связано с созданием чего-то нового, поэтому мы приглашаем вас принять в этом году участие в смотре-конкурсе «Сочиняем сказку всей семьей». И в конце этого учебного года попробуем создать сборник ваших, совместных с детьми, сказок. Знакомьтесь с Положением к конкурсу (Приложение 4). Желаем всем творческих успехов.

Незаменимым помощником, путеводителем в мире книг, их хранилищем являются библиотеки. Но в наше время библиотеки, обладающие богатыми литературными фондами, к сожалению, часто оказываются без читателей, не выдерживая конкуренции с Интернетом. Именно поэтому мы решили взять на себя нелегкую роль — быть проводниками детей в богатое библиотечное царство.

В методическом кабинете открывается передвижная детская библиотека «Золотой ключик», где каждую среду родители вместе с детьми могут выбрать детскую художественную книгу для чтения дома. И сегодня у нас в гостях заведующая детской библиотекой филиал № 12 Мерзлякова Татьяна Владимировна.

Выступление Мерзляковой Т. В. в тезисах: Немного истории. В лекции по поводу вручения Нобелевской премии по литературе Иосиф Бродский сказал: «Ни один Уголовный кодекс не предусматривает наказаний за преступление против литературы. И среди преступлений этих наиболее тяжким является не преследование авторов, не цензурные ограничения, не предание книг костру. Существует преступление более тяжкое — пренебрежение книгами, их не чтение. За преступление это человек расплачивается всей своей жизнью; если же преступление это совершает нация — она платит за это своей историей».

В поисках ответа на этот почти гамлетовский вопрос: «Читать или не читать?», современные британские нейрофизики пришли к выводу, что чтение положительно влияет на душевное состояние людей. «Погружение в воображаемый мир книги полностью расслабляет человека и заставляет переключиться со стрессовой ситуации на сюжет».

Наша встреча подошла к концу. Мы всех благодарим за участие. И предлагаем высказать свое отношение к увиденному и услышанному с помощью стратегии РАФТ. Перед тем, как приступить к работе предлагаем определиться с четырьмя параметрами:

Р — ролью (от чьего имени будете говорить?)
А — аудиторией (кому будете говорить?)
Ф — формой (что это будет — веселый рассказ или печальная история, анекдот или призыв, письмо или диалог)?
Т — темой (о чем будете говорить?)

А говорить мы будем о книге, и, о важности ее значения в образовании ребенка.
На выполнение данной работы вам дается 5 минут. Помогут составить эссе наши воспитатели. Приглашаем всех желающих на Авторский стул для озвучивания текстов.

И заключением нашей встречи могут послужить слова Л. В. Успенского: «Если в доме много книг, если они являются предметом уважения и любви и вокруг себя малыш видит читающих, а то и слышит чтение вслух, интерес к печатному слову, конечно, у него возникнет, и будет расти».

Пусть чтение станет для всех нас самой сильной привязанностью!

Приложение 1-4

Смотреть в формате PDFСмотреть в формате PDF