Третий международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

Воспитательный час «Дом, в котором мы живем» (6-7 класс)

 

Чайко С.Я.

Чайко С.Я.
учитель географии и биологии
Явленской средней школы № 1 им. Т. Позолотина,
Есильского района, Северо-Казахстанской области.

Цель: Формирование потребности общения с живой природой, интереса к познанию ее законов, понятия невосполнимости потерь, возникающих под влиянием деятельности человека.

Задачи:

  1. Формировать убеждения в необходимости сбережения природы
  2. Воспитывать культуру духовного общения с природой
  3. Показать взаимосвязь глобального, национального и краеведческого подходов к экологическим проблемам.

Оборудование:

  1. На доске красочное название темы урока
  2. Плакаты, газеты с изображением растений, животных земного шара, призывы и высказывания писателей о природе
  3. Отводится место для ведущих
  4. Два стола — для участников команд (родители, учащиеся)
  5. Стол для гостей
  6. Стол для болельщиков
    Что любится, чем дышится,

    Душа чем ваша полнится,

    То в голосе услышится,

    То в песенке припомнится.

    А мы споем о родине,

    С которой столько связано,

    С которой столько пройдено

    Хорошего и разного!

    Тяжелое забудется,

    Хорошее останется.

    Что с родиною сбудется,

    То и с народом станется.

    (И. Уткин.)

Ход урока:

Вступительное слово учителя: объявляется тема урока, цель.

Добрый день ребята, уважаемые родители, учителя! Сегодня у нас необычный день — день семьи. Наша семья большая — 20 девочек и 13 мальчиков, почти в два раза больше родителей и столько же учителей. Собрались мы сегодня вместе, чтобы поговорить о доме, в котором мы живем. Я имею в виду не наш кабинет, не школу и даже не наше село. А что же спросите вы? И я отвечу — природу! Родину! Планету! Ребята, а как вы думаете, почему мы должны говорить об этом? (слушаем ответы учащихся).

Учитель:

Да действительно сегодня наибольшую тревогу за свою судьбу вызывают у нас не только далекие горы и скалистые берега морей, но и привычные скромные сельские пейзажи. Это бескрайние леса и речные долины и поймы, земляничные поляны и ковыльные степи, мелколесье у ручьев и оврагов. Они исчезают под безжалостным напором тракторов и бульдозеров. Мелиораторы и строители ведут на них подлинное наступление. Тихую рощу искореняют под пашню, привольное поле отделяют от древних лесов непроходимым валом, а овраги засыпают или превращают в свалки. Красота нашей земли хрупка и уязвима. Ее легко испортить и обидеть каждой мелочью. Кто сохранит потомкам красоту нашей природы?
Во всех школах в настоящее время проходят месячники по охране и привлечению птиц и природы в целом. В нашей школе тоже проводится природоохранная работа. Этот воспитательный час один из таких видов деятельности.

Охрана природы — дело чрезвычайно важное и требует принятия срочных мер. Многим видам растений и животных угрожает опасность уничтожения. Не допустить их гибели — наша задача. Так как если какой, либо вид исчезает с лица Земли, восстановить его уже невозможно, это невозвратимая потеря. Сегодня мы будем говорить о нашей Родине, о некоторых растениях и животных, о полезной их роли для жизни на Земле. Мы надеемся, что такая встреча еще больше расширит и углубит ваши знания о природе, о нашем общем доме. На воспитательный час мы пригласили родителей, для того, чтобы они вместе с нами приняли активное участие в проведение этого мероприятия. Ну, а сейчас я передаю слово ведущим.

1 ведущая: Добрый день! Мы рады встречи с вами!

    «Родного неба милый свет.

    Знакомые потоки

    Златые игры первых лет

    И первых лет уроки

    Что вашу прелесть заменит?

    О Родина святая,

    Какое сердце не дрожит

    Тебя благословляя?»

    В. Жуковский

2 ведущая: Когда-то наши мамы и папы тоже были учениками и как мы ходили в школу. Сегодня мы их попросим кое-что вспомнить и поучаствовать в наших конкурсах, которые будут проводиться на разных уроках.

Учитель: Говорить о природе, живых организмах, мы будем в необычной форме, впрочем, вы увидите сами.

Первый урок — рисование

1 ведущая. Для проведения уроков необходимо образовать две команды. Одна команда — родителей, вторая команда — учащихся.

Задания командам:

  1. Придумать название команд (согласно теме)
  2. Нарисовать рисунок «Весна в природе»

2 ведущая. Пока команды рисуют нам необходимо избрать жюри (присутствующие учителя). Создадим благоприятную обстановку — послушаем стихи о природе, пожалуйста, ребята. Звучит стихотворение.

1 ведущая. Жюри подводит итоги первого конкурса, а мы слушаем песню в исполнении ребят; «Выглянуло солнышко…»
С наступлением весны прилетают птицы, первые вестники весны. Сейчас мы проверим, знаете ли вы птиц?

Второй урок — Зоология

Участники команд получают задания.

Задания для учащихся:

  1. Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (грачи)
  2. Какие птицы выводят птенцов зимой? (клесты)
  3. Некоторые птицы ночуют, зарываясь в снег. Назовите их. (тетерев, рябчик)
  4. Где гнездятся скворцы? (в дуплах, в скворечниках)
  5. Назовите птиц строящих свои гнезда в земляных норах.(береговая ласточка, зимородок)

Задания для родителей:

  1. Какая птица поет хвостом? (бекас)
  2. Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? (сорочье гнездо — плоское, а воронье круглое с крышкой)
  3. Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (стрижи)
  4. Назовите самую большую в мире птицу? (Африканский страус)
  5. Какая птица не вьет гнезда? (кукушка)

Задания на отдельных листах выдаются каждой команде, и дается время для обсуждения. Жюри подводит итоги.

2 ведущая: Мы продолжаем, и я с удовольствием объявляю следующий урок.

Урок сельхозтруда

Задание

  1. Кто быстрее определит — где клубень, а где корнеплод? И почему? (Клубень картофеля — видоизмененный подземный побег, на нем есть почки — глазки, а корнеплод моркови — сильно разросшийся главный корень.)
  2. Кто быстрее очистит — картофель и морковь. (Этот конкурс для пап и сыновей. При оценивании конкурса учитывается не только скорость работы, но и количество отходов)

Интегрированный урок биологии и математики

1 ведущая: Ну, а сейчас хотите или нет, но без математики нам никак не обойтись. Решаем биологические задачи:

Задача команде родителей:

Это был прекрасный сад. В нем росло много цветов, которые радовали людей своим разноцветьем. В дальнейшем углу сада росла яблоня. Издали она была похожа на розовое облако. Подойдешь поближе и увидишь нежнорозовые цветы с приятным запахом. Яблонька нравилась всем. Вокруг нее кружились бабочки и другие насекомые, но особенно много было пчел. Они прилетали к ней и делали свою трудоемкую работу, перелетая с цветка на цветок. И так каждый день. И несмотря на то, что в саду да и рядом с ним, не было других яблонь, наша красавица не скучала. Пришла пора отцветать. И опали ее нежные цветочки, но плодов эта яблонька не дала. Как вы думаете почему?

2 ведущая:

Задача команде учащихся:

На высоком холме стоит вишневый замок. Крепостная стена замка двухрядная. В первом ряду вокруг замка расположены пять зеленых зубцов, а во втором — пять больших белых стен. В центре замка стоит столб, а вокруг качаются на тонких длинных ножках пушистые подушечки. Кого они ждут? Как называются все части замка? ( Вишневый замок это цветок вишни. Он имеет двойной околоцветник — венчик и чашечку. Пять зеленых зубцов — чашелистики; пять больших белых стен — лепестки; столб — пестик; длинные ножки с пушистыми подушечками — тычиночные нити с пыльниками, а ждут они опылителей — насекомых)

2 ведущая: Пока команды решают задачи, мы послушаем песню в исполнении ребят — «В небесах высоко солнце ярко светит…»

1ведущая: Переходим к следующему уроку.

Урок литературы

Внимание командам! Дается задание — собрать народные приметы.

I. Приметы для команды родителей

  1. Ночные бабочки в дом влетают — …
  2. Гусеницы соснового шелкопряда не выходят из гнезда …

    А) …быть буре. Б) …сильный ветер предвещают.

II. Для учащихся

  1. Ночные бабочки в дождь летают …
  2. Аполлон летит и нектар собирает…

    А)…быть солнечной погоде. Д)…тепло предвещают.

2 ведущая: Пока участники команд думают, мы послушаем стихи об удивительных насекомых — бабочках.

    Этот странный дом без окон

    У людей зовется кокон.

    Свив на ветке этот дом

    Дремлет гусеница в нем

    Спит без просыпа всю зиму

    А зима промчалась мимо

    Март, апрель, капель, весна…

    Просыпайся сонюшка

    Под весенним ярким солнышком

    Гусенице не до сна

    Стала бабочкой она!
      Для чего природе бабочки нужны?

      Мы сейчас об этом вам сказать должны

      Пищей они служат птицам и зверькам,

      Ящерицам, земноводным, даже паукам

      Также могут бабочки опылять цветы,

      Чтоб потом образовались из цветков плоды,

      А для человечества много лет подряд

      Шелковые нити поставляет шелкопряд
    Бабочки — природы нашей красота

    В них любовь и сказка,

    Счастье и мечта!

1 ведущая: Урок продолжается, и вниманию команд предлагаем загадки о птицах.

I. Команде учащихся



    1. Я лягушек поедаю и на зиму улетаю.

    Гнезда я на крыше вью, на одной ноге стою. (Аист)
      2. Что за весенняя черная птица

      Любит за плугом ходить и кормиться

      Что за весенняя черная птица

      Прямо на трактор чуть-чуть не садится. (Грач)
    3.Верещит, дудит, щебечет,

    Звук за звуком так и мечет

    Голосом чужим поет,

    Песни птиц передает

    Прилетает издалека

    С первым солнечным припеком

    Дети знают этот срок —

    Приготовили домок. (Скворец)

2 ведущая: Команде родителей

    1. У этой хвост косище,

    У той — как веерок

    Две птицы — две сестрицы

    Касатка — воронок

    Одна из них сельчанка

    Другая — горожанка.

    (Ласточка — городская и деревенская)
      2. Он внезапно появляясь

      Набирает высоту.

      Иль воды крылом касаясь

      Моет клювик на лету

      В синем небе он высоко

      То мелькнет, то прозвенит

      Даже самый быстрый сокол

      Медленней его летит.
    3. У берега под склоном

    Где тальничек зеленый

    Где хмель разросся дикий

    Поет артист великий,

    Он серенький на вид

    Но пеньем знаменит.

1 ведущий: Молодцы участники команд! А теперь задания болельщикам. Мы просим вас вспомнить пословицы, поговорки и приметы о весне.

Говорят — болельщики:

Март

  1. Март — утро года.
  2. И март морозом на нос садится.
  3. В марте курица из лужицы напьется.
  4. Раненько март веснянку затягивает — ненадежное тепло.
  5. Весна днем красна, да и то не сполна.
  6. Рано затает — долго растает.
  7. Нет в марте воды, нет в апреле травы.
  8. Глубже посеешь весной — будешь с хлебом зимой.
  9. Вспашешь в срок, посеешь в срок — будет урожай высок.

Классный руководитель: Вот и закончились 5 уроков, остался — воспитательный час, на котором мы займемся подведением итогов.
Сегодня мы еще раз убедились в том, как прекрасна и удивительна наша природа! И совсем не обязательно стремится в далекие страны, чтобы наслаждаться ее прелестями. Умейте только расслышать, приметить, рассмотреть! Хороша наша природа, наша Родина, в любое время года. Возьмем, к примеру, лето. Это самый могущественный волшебник. Под каждым зеленым, листочком оно спрятало какое-нибудь из своих чудес —

    Живет без забот

    Населенье лесное

    Живет под березой,

    Живет под сосною.

    У каждого жителя

    Нрав свой особый,

    Их много в лесу,

    А найди — ка попробуй.

Все мы любим лес. Это величайшее творение природы, краса и гордость нашей планеты. Непередаваемо красивы наши леса! В них мы находим тишину и отдых от городского шума, прохладу в летний зной, защиту от ветра. Хор птичьих голосов радует слух, а игра красок и оттенков — глаз. Лес оберегает реки от обмеления, поля от засух. Он дарит нам ягоды, грибы, лекарственные растения; в лесу заготавливают древесину, пушнину, мясо диких птиц и зверей. Лес — наше богатство!
А вспомните, как оживает и омолаживается природа после дождя…

    Дождик прошел по садовой дорожке

    Капли на ветках висят, как сережки.

    Тронешь березку — она встрепенется

    И засмеется. До слез засмеется.

    Дождь прошуршал по широкому лугу.

    Даже цветы удивились друг другу:

    В чашечках листьев, на каждой травинке

    По огонечку, по серебринке.

    (А. Яшин)

Ну а сейчас взгляни за окно. «Солнце светит ярко и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями. Речка надувается и темнеет; она уже проснулась и не сегодня-завтра заревет. Деревья голы но уже живут, дышат….» (А. Чехов)

    Весна пришла!

    Растаял в поле снег, леса повеселели

    Даль заливных лугов лазурна и ясна;

    Стыдливо белая береза зеленеет

    Проходят облака все выше и нежней

    А ветер сушит сад и мягко в окна веет

    Теплом апрельских дней.

    (И. Бунин)

Ребята, сегодня вы услышали много стихов, песен, пословиц о природе, увидели картины и пейзажи разных ее уголков. Сколько благ дает нам матушка — природа: питание, одежду, кров, тепло, металлы, уголь, нефть и многое другое. Сможем ли мы обойтись без всего того, что дает нам природа? Нет не сможем, потому что без пения птиц, прогулок на свежем воздухе, запаха цветов, отдыха на природе жизнь человека просто станет скучной и однообразной. В. Солоухин сказал: «Так же как птицы созданы летать, а рыбы жить в воде, так и человек создан жить среди природы и постоянно с ней общаться». Человек и природа! Они тесно связаны воедино.

Мы надеемся, что этот час еще раз напомнил нам о том, что природа — это наш общий дом! Дорогой друг! Береги природу. Беречь воду, землю — долг и твой и мой, и каждого человека, живущего на нашей планете. Следует лишь помнить, что жизнь природы, поддерживающая жизнь всех людей на планете — Земля, — самое главное, что должно быть в центре внимания хозяйствования человека в биосфере.

На а теперь предоставим слово нашему уважаемому жюри…. Поздравим команду — победителей, набравшую большее количество баллов, и поблагодарим всех участников сегодняшней встречи.

Литература:

  1. Артамонов В.И. Растения и чистота природной среды. М., 1986.
  2. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль: Академия развития, 1998.
  3. Бобылева Л.Д. Практика экологического воспитания школьников // Биология в школе. 1994. № 3.
  4. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителя. М., 1994.
Категория: